2012 - 4 конкурс. Итоги. Иван Шепета

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Ивана Шепеты http://stihi.ru/avtor/ivanshepeta,
автора 5-ти поэтических книг, публикаций в толстых и тонких журналах, альманахах и прочих периодических изданиях.
___________________________________________________________



ОРДЕН  ЛЕТАЮЩЕЙ  КАВАЛЕРИИ

 

Чтение дюжины стихов с необходимостью определить не лучшее, или худшее, а расставить по порядку в зависимости от поэтической ценности все двенадцать, не на глазок, а точно, признаюсь, вызвало подлинное мучение. Ни одно из стихотворений, по моему разумению, не есть поэзия в классическом понимании. Однако стихотворческий уровень оказался достаточно высоким с выходом на поэзию в отдельных местах, с находками. Про такие стихи профессионалы говорят «неровные».  Как быть, если имеешь дело не с произведением искусства, а прекрасной заготовкой, из которой, приложив труд,  можно сделать это самое произведение? По количеству недочетов, или по количеству мелких удач судить? Или по владению словом, по мастерству и уровню культуры? Так и не найдя этой точки отсчёта, сужу так, как, наверное, и прочие «судьи»: вперед ставлю то, что больше запомнилось при первом чтении, произвело большее впечатление и меньшее раздражение…

1.          ВОСЕМЬ – счастливая цифра! В стихотворении есть хороший драйв, энергия, жизнь, подчиненная жесткому внешнему ритму. Все мы вынуждены делать то, что не очень хочется делать. Такова жизнь!  Текст вызывает сопереживание:  что-то похожее и ты чувствовал:-)…  Однако, много неточного, неубедительного в сравнениях!  «…свой и чужой шесток. Первый привычно мал, чтоб подсидеть второго…»  Что имеется в виду?! Свой шесток мал, чтоб подсидеть… кого? Второго! Кто этот загадочный второй?  Шесток? Тогда «второй», а не «второго». Конкурент?  Но он никак не обозначен. «…Правит шестерок тьма. Мнящих себя тузами…»  Шестерки – тузы…  как это поднадоело! Еще и собирательное существительное «тьма» правит, вместо шестерок. Ну… плохо это! Не по-русски как-то. И такого, стилистически невнятного, много, чтобы захотелось запомнить, сделать своим. Увы!.. Но посыл – нравится. Поэтому и поставил на первое место. У других и этого нет. Стихотворение актуально. В восьмидесятых, а тем более – раньше, оно было бы невозможно. Еще один маленький плюс. Нечто подобное читал много раз, угадывается время, стиль поколения… Но это, впрочем,  уже – минус.

2.          ГОЛОС – мычание почти бессмысленное, но поиск своего голоса, который «…теряется, но возвращается вновь, только намного сильнее»  – подкупает  нестандартной, многозначной кодой. Я слышу ветер в парусах Одиссея, который лет через двадцать найдет свой дом. И свою Музу. И свой голос. За обещание – второе место. Должен признаться, что на это место в равной степени у меня могли бы претендовать еще несколько человек, но пусть будет ГОЛОС. И добрый, старый имажинизм:-)

3.          ПОСЛЕ ГРОЗЫ – третий призер, опять же за имажинизм, за темные облака-кони «с мокрыми гривами», которые «топчут траву», «проплывая над видящим» (Бог? Дьявол? Человек?). У имажинизма есть своя неприятная оборотная сторона – безвкусица, ну да ладно – БРОНЗА! За финишный рывок в неоднозначность. В стихотворении первая и последняя строка – наиважнейшие. В начале против шерсти погладили «штыки деревьев», но «неизвестно зачем, неизвестно куда…» в конце – это по-нашему, по-поэтски.

4.          ПЛЁСОВЫ ХОЛМЫ – самое ровное в смысле мастерства стихотворение. Добротно, но скучновато. Не искупает даже эмоциональный финальный всплеск…  Но, перефразируя Андрея Вознесенского, за попытку – спасибо! ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО, почти призовое, полуфинальное.

5.          ЕЩЁ ГОДА ТРЕВОЖНО НЕ СЧИТАЮ – правильные стихи, где превалирует этическое над эстетическим.

6.          ДОЧКЕ – из той же серии. За то, как «…на шапке трогала помпоны», за упоительный истинно, русский психологизм, можно было поставить и выше, да всё уже занято. А деталь знатная, поэтская.

7.          ПЕРЕЛЁТНОЕ – устроилось в серёдке, но ближе всё же к концу, чем к началу:-) Такая умелая, профессиональная графомания. Заимствованная образность, переосмысленная и зарифмованная. Неплохое стихотворение. Можно публиковать хоть где. Но нет свежести.

8.          ДО МУЛИН РУЖ – та же песня, но здесь уже появляются театральные эффекты, отдает профессиональным попсовым нафталином, но вполне себе. Умело.

9.          ПЕРЕД ЗИМОЙ ВСЁ ПРИЗРАЧНО-НЕВАЖНО – начиная отсюда пошли откровенно плохие стихи. Разумеется с моей точки зрения. И это первое из них самое безобидное. Оно как бы ни о чём. Надоевшая символика времён года. Осень. Зима…  Хочется дать «протяжной песней половицы» чуть ниже спины, встряхнуть и принудить к бодрому творчеству.

10.          КОГДА Я ВЫШЕЛ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА – проза. Здесь история, её нужно рассказывать, не прибегая к рифме. Это похоже на статью для «Чудеса и приключения». Муть голубая, клюква развесистая: «…не был я замечен, и  дальше шёл, чтоб стать несущим боль». Кому? Или это в себе? – «СТ» знак ставят на полях школьных сочинений: стилистическая ошибка. И если б только стилистическая!

11.          У ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ – жуть.  Что самое ужасное автор «умеет». Рифмует короткие строки, и даже смысл просматривается. Но…  «сердце мается, слово – ложь…»  Ваша правда! На духовные, идеологические темы – и без духа, без веры.  Как советские стихи-паровозы.

12.          КТО БЫЛ СО МНОЙ, тот будет моим всегда – неужели? Какое-то неуклюжее языческое заклинание, где много «Я» в разных воплощениях. Так и хочется сказать «ну да, был, и больше не хочется», достал этот самоуверенный стиль вамп. Хочется сплюнуть. Тьфу!

 

Всё чаще к концу жизни приходится сидеть то в президиуме, то грамоты вручать. Золото летающей кавалерии – Пегаса вручаю впервые. Ей Богу, медали тяжелее самой тяжелой олимпийской – лондонской! Не-е, больше не зовите. Это не мой праздник! 

 

          ИВАН ШЕПЕТА, Владивосток