12. Как воспитать счастливую женщину?

Эльмира 54
Все беды семьи начинаются с того, что супруги думают: любовь дается раз и навсегда. И они для нее уже все сделали, когда полюбили друг друга до свадьбы. Это ошибка. Любовь – это сад, который не будет плодоносить, если не ухаживать за ним постоянно. В нем высохнет почва, и погибнут деревья. Так и любовь. Это трудная ежедневная работа. Если видишь, что любимый жаждет – утоли его жажду. Если ему холодно и неуютно – отогрей. Дыханием ли, теплом своего тела, но оживи замерзшие бутоны любви, и они расцветут, как весной. Чем заботливей будете ухаживать за садом любви, тем щедрее он будет плодоносить.
Женщина должна сделать все, чтобы мужчину к ней влекло как в ухоженный, благоухающий сад. Эта главная женская заповедь. Приятно возвращаться туда, где созрели плоды любви. И тогда ваш сад любви всегда будет плодоносить.
Однажды пришла к нам убитая горем Нияр, родственница моей бабушки. Семья ее дочери рушилась. Зять собрался уходить от нее – красивой и умной, у которой всегда все прибрано и ухожено, к невзрачной киоскерше. Помню, как бабушка, внимательно и терпеливо выслушав длинный рассказ гостьи, некоторое время молчала и пристально смотрела на неё. А потом спросила:
– Хочешь, Нияр, я скажу тебе правду?
Та кивнула:
– Конечно же, говори, Гизбяс-ханым. Ты нам - не чужая. Сама знаешь, как строго воспитывала я дочерей, какие они у меня умелые и хозяйственные. Ты-то лучше всех поймешь мою боль?
Бабушка покачала головой:
– Да, я знаю, как ты воспитывала дочерей. В этом корень их нынешних проблем. Я ведь не раз пыталась говорить с тобой об этом, еще, когда твои девочки были детьми, и потом, когда они подросли. Но ты не слышала меня. Повышала на них, уже взрослых, голос. При посторонних оскорбляла и унижала своих дочерей.
Ты часто критиковала их, но я ни разу не помню, чтобы ты погладила кого-нибудь из них по головке, сказала им доброе мягкое слово, чтобы похвалила их внешность, платье, или их аккуратно расчесанные волосы, манеру поведения. А, ведь, твои дочери всегда были выше всяких похвал, но ты скупилась на слова поддержки и одобрения.
Ты не воспитывала девочек, а муштровала их, как солдат в казарме. Гостья, не соглашаясь бабушкой, поджала губы, а потом спросила:
– Кто меня осудит, Гизбяс, за то, что я держала дочерей в ежовых рукавицах? По твоему, мне надо было им все позволять? Вырастить распутными белоручками, да еще и нахваливать, – так что ли? Я не ожидала от тебя подобных слов! Да и какое, скажи, это имеет отношение к разводу моей дочери?
Бабушка спокойно продолжила:
– А если не понимаешь, ответь-ка, родная: если в сосуд не налить воды, откуда ей там взяться? Можно ли утолить жажду из пустого сосуда?
Нияр молчала, не зная, к чему клонит бабушка.
А та сама ответила на свой вопрос:
– Ни капли водицы не вытряхнешь из пустого сосуда, если перед этим не наполнила его. И на клумбе зацветут цветы, если ты их там когда-то посадила. В противном случае пожнёшь чертополох и колючки, семена которых, чужой ветер занес.
Так и любовь … Ее в человеке столько, сколько его любили в детстве и в отрочестве. Если девочку воспитывать без любви, откуда она, став женщиной, будет ее черпать? И что она, не видевшая материнской ласки, сможет дать мужу и детям? Разве так трудно это понять, Нияр? Ты научила своих дочерей домашним премудростям и скромности. Эта наука, бесспорно нужна им в жизни. Но не менее важно умение любить. Ты не учла этого, и потому твоя дочь несчастна в браке. Она не умеет любить, а, значит, и быть любимой не сможет, ведь в браке супруги как в зеркале, смотрятся друг в друга. Дай Бог, чтобы она сама смогла это понять и что-то исправить в себе и наладить свою семейную жизнь. Я молюсь, чтобы твоим незамужним дочерям повезло больше, чем их старшей сестре.
Нияр ответила бабушке:
– Ты меня удивляешь, Гизбяс. Разве не знаешь: мы должны девочек воспитывать в строгости. Так всегда было, и так должно быть. Но – научить их любить? Умеют любить, сама знаешь, кто! Куда моим домашним девочкам тягаться с теми, кто со школьной скамьи уже встречаются с парнями, созваниваются и вместе ходят в кинотеатры смотреть непристойные фильмы. Вот те любить научатся. А потом, нагулявшись, замуж удачно выйдут, пользуясь своим опытом в любви, а то и чужих мужей уведут от законных жён. Так в чем же я виновата? Как мне надо было воспитывать своих девочек?
Бабушка спокойно ответила: Нияр, чистота и целомудрие девушки не обсуждаются, это главное достоинство женщины. Но учить девочку любить и быть открытой для любви надо с самого детства. К ней надо относиться бережно, как к нежному и хрупкому цветку, а не нагружать, как ломовую лошадь. У девочки должно оставаться время, чтобы послушать красивую музыку, полюбоваться цветами, почитать добрую книгу.    Она должна видеть и чувствовать красоту в самом простом и обыденном. И помочь постичь красоту мира должна была ты, мать. Это бы сделало сердце девочки тонким и отзывчивым, способным любить цветы и пение птиц, росу на траве, маленькую бабочку и божью коровку.
Любовь, отзывчивость, умение понять другого человека должно копиться в ней годами. Любовь родителей, их мягкое обращение с девочкой научит ее быть нежной, доброй и ласковой в дальнейшем – с мужем и свекровью, детьми и родственниками. Воспитывать дочерей в любви это не значит воспитывать их изнеженными. Не следует избавлять их от домашних обязанностей. Воспитать дочь трудолюбивой и хозяйственной, готовой в будущем стать хозяйкой в своём доме и заботиться о семье, – очень важно.
Но и в трудовом воспитании девочки должна быть мера – нельзя учить ее быть сильнее, чем она должна быть. Иначе потом она молча возьмет на себя не только груз домашних дел, но и чисто мужские обязанности. А ведь мужчины любят женщин еще и за их нежность и слабость. Рядом с такой женщиной они чувствуют себя сильными. А значит, ты должна была научить дочь всегда и во всем быть Женщиной, которую хочется любить и оберегать, лелеять как нежный цветок. Быть такой не легко, надо многое знать и уметь, надо быть сильной и слабой одновременно, уметь любить и принимать любовь – красиво, с радостью и благодарностью. Надо быть Женщиной – доброй и светлой. Словом, такой, к которой всегда хочется возвращаться.
Я снова и снова мысленно возвращаюсь к светлым годам своей юности, озарённой мудрой любовью моей бабушки Гизбяс. И счастлива от того, что навсегда согрета теплом ее сердца.
 Конец.