1. Сердце не иссякнет...

Эльмира 54
 
      Я часто вспоминаю детство. Для меня это, прежде всего, – воспоминания о бабушке Гизбяс. Помню, как она показывала мне радугу и рассвет, как мы с ней вместе любовались закатом и звездами. Как она, однажды, подвела меня к распускавшемуся прямо на глазах цветку граната в одном из азербайджанских сел. Какое это было чудо! Я помню ее добрые, слегка прищуренные глаза, ласковую лучезарную улыбку и певучий голос, ее волшебные, чудные сказки и удивительные песни, ее нежные руки.
Гизбяс, мою бабушку по матери, любили и уважали все, кто знал. А когда она умерла – в большом дворе и на улице перед ее домом, собралось множество людей: иранцы, азербайджанцы, проживающие в Махачкале и других городах республики. Они пришли проводить ее в последний путь. Носилки с телом покойной мужчины бережно, с любовью, несли на руках до самого кладбища, несмотря на непогоду. Они сменяли друг друга, незнакомые, но ставшие вдруг родными и близкими. А в доме бабушку оплакивали их жены и дочери, большинство из которых тоже не были нам родственницами. Многих из них я видела впервые.
Помню, я тихо спросила маму:
-Почему чужим людям так близко наше горе?
На мой вопрос, вместо мамы, ответила женщина, имени которой я не знаю до сих пор:
– Есть люди, за которыми даже небо плачет. Твоя бабушка, как раз, из них. Она была родной для всех нас. Не счесть семей, где воцарился мир по ее советам, не счесть женщин, которые приходили к ней поделиться радостью или получить мудрое наставление! Для каждого она находила время и нужные слова. Это был ангел во плоти. Мир ее праху! Таких женщин на земле немного.
Все, кто, хоть, недолго общался с ней, говорили о ней примерно то же. Я и сейчас горжусь бабушкой, когда на разных религиозных собраниях, поминках, при чтении молитв и «Салават», после имен святых, с уважением упоминают и бабушку Гизбяс, в числе самых достойных. Многие вспоминают, чем она помогла им. Как спасла семью, примирив мужа с женой, свекровь с невесткой. Как вернула брошенным детям отца.
Мне повезло больше других внучек. Бабушка Гизбяс жила с нами в одном доме. Мама работала, а меня, единственного ребенка в семье, не доверили няням, не водили в садик. Я всегда была с бабушкой, всюду ходила с ней. Мою бабушку, в знак особого уважения, часто звали почетным гостем на семейные торжества. Меня удивляло и восхищало это особое почитание ее чужими, казалось бы, людьми.
– Почему они тебя так любят? – спросила я у нее однажды, когда на одной свадьбе все находящиеся там мужчины и женщины почтительно поднялись, приветствуя бабушку.
– Не знаю, – улыбнулась в ответ бабушка. – Может быть потому, что я их тоже люблю. И ты, душа моя, люби людей. Отдавай им свое сердце, не жалей его – и оно не иссякнет. Сколько отдашь любви – столько ее взамен и получишь. Гораздо больше получишь, чем отдашь, – уточнила она. – Только не ожидай благодарности. Просто люби. Замечай в людях только хорошее.
– А если они плохие? – задавала я резонный, на мой взгляд, вопрос.
– Плохих людей не бывает. Просто, они разные. Иногда – разочарованные, уставшие от жизни, утратившие последнюю надежду. Не каждый умеет достойно справиться с жизненными испытаниями. Не у каждого рядом есть человек, который не даст споткнуться и упасть, озлобиться и пойти по пути греха, ненависти. Вот и ведут себя люди по-разному, иногда недобро, некрасиво. Но понять, при желании, можно каждого. Если тебе люди покажутся злыми и черствыми, просто пожалей их. Представь, как им трудно жить, если все вокруг считают их плохими. Пожалей таких и попроси Аллаха - пусть оживит и согреет их заледеневшие сердца. Знай - плохими люди не рождаются, а становятся, под воздействием обстоятельств.
Такое мировоззрение я тогда понять и принять просто не могла. А бабушка, замечая мое неприятие, через какое-то время уже иначе возвращалась к этой теме, учила мудрости всепрощения, терпимости. Понять, говорила она мне – наполовину простить.

http://www.stihi.ru/2012/08/17/8772