Немного о критике и политике и о Будущем

Сергей Таллако
Несколько раз уже приходилось обращаться к нестареющей теме – политике в критике. Убеждён в её актуальности во все времена, но озабочен нынешней её стилистикой, озабочен опасением «выплеснуть из тазика вместе с пеной и ребёнка».
Это небольшое эссе – призыв к простому разуму каждого из нас.
**
Бывает грустно, когда уважаемому члену ряда достойных Союзов деятелей культуры привлекательно только плакатное лобовое обличение. Уже наши предки хорошо владели искусством аналитической иронии, сарказма, смеха.
 
Власти, конечно же, нужна идеология, способная добраться до самых низов общества. Нужна жизненно! И для страны, и для самой власти.
 
На современном идеологическом безрыбье церковь может стать собирающей силой. Она - церковь - носитель далеко не слабых духовных ценностей! В её активе и крещение Киевской Руси, и благословление Сергия Радонежского на битву с Мамаем, и активная конфронтация экспансии католичества (на Чудском Озере и в 1611 году), и сохранение мученического достоинства при советской власти, как бы чистоплюи из-за рубежа не хулили «сергианство», и добрые дела Алексия Второго в наше время. Взаимостраховка власти и церкви исторически апробирована. «Бог любит Троицу!»  - кто третий? Возможно, все мы?
**
На что ставят крикуны под лозунгом «Путин и Гундяев, прочь!» (кричат и грубее, и развязнее)? На развал взаимостраховки власти и церкви. На разобщение общества. Любой неточный ход иерархов церкви чреват этим. Особенно в стране с 70-летним атеистическим воспитанием. Когда сорокалетнего «хождения по пустыне» мы ещё не закончили, а так важно, чтобы оно не оказалось бесплодным!
До зубовной боли тоскливо констатировать, слушая наших современников, что оппоненты власти – Радищев, Чаадаев, Герцен и т.д. уже тогда всё сказали («царь – бяка, народ – нака!»).
Теперь же, когда поднятый Ульяновым марксизм шустро осуждён (без анализа, что дал миру исторический 70-летний эксперимент огромной страны?), что - после Радищева – Герцена и взамен Ульянова – Маркса - предлагает эта «интеллигентная часть общественности» (ИЧО)?
В большинстве своём: «Ничо!»
Почему, например, Эриха Фромма, лежащего на полках книжных магазинов, эта «ИЧО» в руки не брала, хотя первый же студент в московском книжном «Библио-Глобусе» показал мне его на стеллажах? Хотя наш великий предшественник в литературе Иван Антонович Ефремов его хорошо знал и ценил в шестидесятых годах прошлого века. 
Или. Почему, в частности, мой реферат на Прозе.ру (обзор и анализ неглупых, мягко говоря, работ о ближайшем будущем, а не «самостийные» изыски вашего покорного слуги от безделья) из уст коллеги встретил «интеллигентное»:
«Замечательно интересно и познавательно!
С уважением и признательностью».
Сказав это, коллега ушёл назад, на привычную колею кареты Радищева, по-старинке - критиковать власть. Без видимых признаков прочтения и осознания идей будущего.
Что, сложно? Трудно показалось читать?
Произнесу банальность: власть, руководство необходимы.
Интересно, хотелось бы кому-то поплавать на кораблике без штурмана и капитана? Между рифов и мелей - вечерком? При условии, что на других «корабликах - странах» мы с вами не нужны, точно! Спасать не станут.
**
Понятно, что при разработке «национальной идеи» нужна литературная альтернатива небрежностям окружения Патриарха («виртуальные» часики, групповые фотосъёмки на амвоне и т.п.). Но стиль крикливого плаката надо менять на предложенный Григорием Гориным в «Обыкновенном Мюнхгаузене»:
«Улыбайтесь...
Я понял, в чем ваша беда - вы слишком серьёзны.
Серьёзное лицо - еще не признак ума, господа!
Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица...
Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...»
**
Беспокоясь о будущем страны (святое!), не нужно предлагать баррикады, шахидов и камикадзе! Мы же умные люди! Нужен лист бумаги с концепцией новой жизни! Она уже различима в «Часе быка» Ивана Ефремова, она уже проглядывает в отдельных местах у академика Кургиняна, она уже намечена в трудах Сергея Петровича Капицы (вечная ему память!).
«Сначала было Слово. И Слово было Бог». Российская мысль уже беременна национальной идеей. Идея же, овладевшая массами, становится материальной силой, по словам Маркса.
Вот этому долгожданному для нашей страны моменту самоосознания и трансформации Слова в Дело может необратимо помешать каждая неумная выходка или нелепость. Время сейчас зыбкое, переходное, о чем и писали авторы работ, разбираемых в «Реферате о ближайшем будущем». Да вы и сами чувствуете гулкий резонанс от, казалось бы, малозначащих событий. Лет через 10 – 15 эта зыбкость кончится, но пока мы, фигурально говоря, все на автозаправке, где шутки с сигаретками предельно опасны.
Выходка «жанн д’арк», как их назвал один уважаемый член ряда достойных Союзов деятелей культуры, какую бы цель они перед собой не ставили, - это песочек в подшипники кареты, везущей беременную российскую мысль в роддом. Бестактный пиар-ход, чтобы отвлечь думающих людей от серьёзного размышления – как жить дальше?
Аномальную, обращающую на себя публичность в молитве не одобрял ещё Христос, беседуя с учениками. За срок более 20 лет после падения советской власти эту Евангельскую истину о культуре молитвы у нас не усвоил только ленивый.
Венчание Пугачёвой и Киркорова в Иерусалимском Храме и их развод, концерт Киркорова на амвоне церкви уже были пробными шарами, думается. Церковь поступила сдержанно и разумно. С «орлеанскими девами» надо поступить также.
Им будет очень стыдно, но на осознание собственной глупости нужно время. Известна шутливая истина: «Академиком может стать каждый. Но одному для этого достаточно тридцати лет, а другому едва хватит трёхсот».
**
В пылу негодования против кликушества нам – авторам - стоит взять на себя труд подумать и «написать что-то стоющее», а не банальную псевдопублицистику. Не к лицу «кукарекать»: «Пусси Риот - девы орлеанские – молодая совесть!» А там хоть не рассветай!
Получая дополняющие, усиливающие нашу точку зрения мысли коллег, не стоит негативно цепляться за второстепенные детали их текста и разночтения. Зачем? Аккумулируйте общее – мы же умные люди!
Обилие восклицательных знаков, за которыми «не приветствуются» единомышленники –это же не единственный возможный стиль?
Нужно общее мнение, а не выкрики ретивых одиночек, уже наследивших не на одной страничке призывами к порке и к тюремному заключению молодых мам. В средневековье нам не надо!
**
Ну, попросили молодые мамы у Богородицы сменить руководство в стране. Ну и что?! Да мы, голосуя на выборах, тоже пытаемся сменить руководство в стране. Сколько народу молится Господу о помощи стране и о вразумлении руководства страны? Что, всех судить будем?
Влезли мамы на амвон? Так есть фото целой олимпийской команды страны, «попами» повернувшейся к «царским вратам»! Бескультурье, глупость? Да, причём, их уровень не позволяет выделить «хулиганство» молодых мам как главную составляющую раздутого события.
Глупость, как вы хорошо знаете, смеха боится. Гневная же публицистика (псевдопублицистика – в данном случае) укрепляет самоуверенность глупости. Раз умные люди такие умные вещи говорят о ерунде, значит глупость – не совсем глупость!
А на деле-то получился сценарий фарса, фигурально говоря: связался некий дед с девчонками – играть в догонялки, они его обскакали (возраст не тот), так он в гражданский суд «жалиться» поспешил!
Так долгожданного Ренессанса Православию век не видать. Один очень неглупый дедушка – Ленин – писал о необходимости «быть внутри масс, знать, чем живут массы» (пишу по памяти, извините!). Пригласил бы Владыко дамочек к себе в трапезную, попил бы чайку с ними, поговорил. Может быть, урезонил кое-кого. Все всё бы поняли, мирно, уважительно, с пользою для обеих сторон, без последствий – разных там зарубежных маечек с «Pussy Riot» и улюлюканья на демонстрациях, без нагловатых вопросов президенту, который в неловком положении находится на международных интервью: к патриарху ведь вопросы сводятся!
Умное Слово забыл иерарх, Евангелие забыл, тот Евангельский эпизод забыл, где толпа кинулась побивать камнями согрешившую женщину. Забыл слова Христа (слова, вместо привода в суд), обращённые к толпе. Забыл, что сказал потом Спаситель женщине, урезонив толпу: «Иди и больше не греши!»