Трактат о пантомиме

Мим Олег Попов
               

1. Воображаемое действие.
2. Форма, вес, температура, поверхность предмета.
3. Идентификация.
4. Стиль.
5. Общение с воображаемым партнером.
6. Искусство подражания.
7. Внимание, опыт, воображение, фантазия.
8. Драматургия пантомимы.
9. Режиссура пантомимы.

1.Воображаемое действие.
Пантомима—это воображаемое действие, т.е. действие мима в воображаемом мире, в воображаемой ситуации, с воображаемой материей и с воображаемыми партнерами. Пантомима—это акт создания  реальности в воображении публики, притом, что  эта реальность узнаваема публикой на основе ее жизненного опыта.  Можно проделать этюд на воображаемое действие: «Дегустатор вин». Представьте себе, что вы сидите в прохладном винном погребе, на деревянной лавке за дубовым столом, на котором стоят пыльные холодные бутылки разных форм. Рядом с бутылками стоит красивый пустой стеклянный бокал. Вы берете в руки одну бутылку, открываете пробку и наливаете из бутылки в бокал красное виноградное вино. Вы подносите бокал с вином к носу, чтобы почувствовать его аромат и вспоминаете терпкий запах настоящего виноградного вина. Теперь вы делаете глоток и пытаетесь почувствовать или вспомнить его вкус. После этого вы выпиваете бокал до дна и прислушиваетесь к ощущениям организма. Хорошее вино! Возьмите теперь другую бутылку и проделайте те же действия, но с новым вкусом вина и более крепким напитком. Вино крепчает и потому вас пробирает хмель. К четвертой бутылке вы уже закосели и нечаянно уронили бокал, который разбился о пол, и уснули за столом. Вот такой этюд показывает как наша память, наш опыт, наша фантазия и наше воображение могут создать у мима и у публики ощущение жизни, реальности и предмет переживаний.

2. Форма, вес, температура и поверхность предмета.
Чтобы создать реальную картину мим должен создать реальное ощущение воображаемых предметов. Руки мима должны создавать у публики представление о форме, весе, температуре и поверхности воображаемых предметов. Но в создании этой иллюзии участвует и все тело мима. Представим себе падающую снежинку, которая упала нам на ладонь и растаяла в каплю воды, которую мы стряхиваем с ладони. Ощущение легкости, влаги. А теперь пытаемся поднять с пола чемодан с книгами. Ощущение тяжести. А теперь пытаемся сдвинуть стену. Ощущение непреодолимости, холодная и шероховатая поверхность. Пальцы мима должны создавать форму предмета. Попробуйте выполнить этюд с воображаемым стаканом полным до краев воды: возьмите стакан со стола и осторожно, не проливая ни капли перенесите его на другой стол. Здесь очень хорошо задействано внимание мима.

3. Идентификация.
Созданию иллюзии реального мира помогает изображение мимом своего отношения к тому, с чем мим контактирует в этом мире. Как это происходит? Мим замечает в огромном мире цветок, внутри мима рождается чувство—этот цветок словно бы стал расти в его душе. Это внутренняя идентификация. Меняется внешне мим—его поза и жесты исполнены нового чувства-- это внешняя идентификация. Далее мим идет к этому цветку с этим чувством , срывает цветок с этим чувством. Мим держит в руках цветок и вдыхает его аромат.

4. Стиль.
Поза- движение – жест. Поза мима является исходной точкой начала- импульса движения. Движение ровное, без ускорений, начинается как толчок, заканчивается в неподвижном жесте. Жест—окончание движения, замирание, переходящее в позу. Из позы вновь рождается движение, замирающее в жесте.

5. Общение с воображаемым партнером.
Воображаемый мир полон воображаемых партнеров. Начиная от надоедливой мухи, ласковой кошки, маленького ребенка, и до собутыльника, полицейского, старика, девушки. Общение с воображаемым партнером основано на отношении к нему мима: муха раздражает, кошка приятна, ребенок требует внимания и ухода, девушка вызывает любовный трепет, полицейский вызывает страх, старик вызывает сочувствие. Дальнейшее действие мима в общении с  воображаемым партнером диктуется его отношением к партнеру. Можно попробовать проиграть этюд на отношение к воображаемому партнеру: вы встретили молодую семью на улице, поздоровались за руку с отцом семейства, поцеловали руку его жене, погладили по голове их мальчика, погладили их собачку.

6. Искусство подражания.
Пантомима переводится как искусство всему подражать. Проделаем этюд «Океан». Океан спит на своем дне, дыхание его становится более глубоким и сильным, в такт своему дыханию океан постепенно становится в полный рост и мечет волны вправо и влево—шторм!!! После этого океан постепенно успокаивается и опять ложится на дно, постепенно его дыхание успокаивается, штиль. Искусство подражания основано на проникновения мима в характер изображаемого персонажа.

7.Внимание, опыт, воображение, фантазия.
В искусстве мима самую важную роль играет внимание, оно помогает сконцентрироваться миму на действии, на воображаемом предмете или партнере. Игра мима базируется на внимании. Мим показывает знакомые ситуации, те, которые знакомы публике по своему опыту. Весь процесс театра происходит на основе опыта мима и публики в воображении обоих. В свою очередь, мим по своему придумывает свои этюды используя свою фантазию.

8.Драматургия пантомимы.
Пантомима—это история, которую мим рассказывает действием, без слов. В центре этой истории находится событие, которое является результатом развития конфликта. Собственно, история и есть история одного конфликта: как он зародился, как он развивался, чем в итоге разрешился.

9.Режиссура пантомимы.
Драматургию мим переводит на язык сценического действия—это режиссура. Драматургию мим раскладывает на зоны развития конфликта: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. И так последовательно от зоны к зоне мим размещает свое действие на сцене.