Голь на выдумки хитра

Иосиф Бобровицкий
Проблема «как пройти и проехать по Москве?» с каждым годом ужесточается, и это не смотря на то, что прокладываются новые и расширяются старые «кольца», возводятся эстакады, на что выделяется из бюджета города ежегодно миллиардные вложения. Прирост «колёс» съедает всё это, и многокилометровые пробки парализуют наземный транспорт. Не спасает и метро. Одиннадцать железных дорог, аэропорты добавляют к «безлошадным» москвичам массу приезжающих: одни электрички каждое утро увеличивают население Москвы на два миллиона.
Власти города пытаются что-то сделать, но тщетно, остаётся уповать на саморегулирование: простоишь несколько часов в пробке, в следующий раз пересядешь на трамвай.
Пропускная способность метро напрямую связана с пропускной способностью турникетов. В своё время при строительстве Таганско - Краснопресненской  линии метрополитена предусмотрели кратчайшие пути с электричек до метро (эта линии наиболее загруженная, так как пересекается с четырьмя железнодорожными в Тушино, Беговой, Текстильщиках и Выхино). Так в Выхино электричка и метро подходили по разные стороны одной платформы, но жизнь показала, что такое укарачивание пути лишь удлиняет время пересадки. Удлинили платформу, ввели турникеты, затем увеличили их количество. Это как-то решило проблему. Затем ввели турникеты на посадку и высадку из электричек, пытаясь заодно бороться с безбилетниками. Но голь на выдумки хитра: молодёжь тренируется в преодолении трехметровых заборов, а то используя инерционность турникета тесно прижавшимися парами преодолевают его. Недавно я наблюдал как целый «поезд» из четырех парнишек проник через турникет по одному билету. Дежурные по турникетному залу, как правило, смотрят на эти проделки сквозь пальцы – у них свои заботы.
На днях я наблюдал следующую картину. Я встречал жену в турникетном зале на станции в Люберцах в одиннадцать часов вечера. Ко мне подошел дежурный и поинтересовался, не нужно ли мне пройти к электропоезду. Я ответил, что не надо, что жду жену с электрички. Через пару минут подошёл второй дежурный с тем же вопросом и получил тот же ответ. Ожидая жену минут десять, я стал свидетелем (дежурных это ничуть не смутило) как они пропустили пять или шесть человек в обход турникетов за скромную мзду в десять рублей, в том числе одну женщину спешащую к электричке и тщетно пытавшуюся взять билет в кассе (кассир своевременно исчез)
А сегодня я увидел ещё один приём прохождения турникета, уже в обратном направлении. Я еду на работу через Казанский вокзал, где сажусь на метро станции Комсомольская. Почти одновременно с электричкой приходит поезд из Казани «Татарстан», и пассажиры с чемоданами, тележками, баулами выстраиваются у касс метро, полностью перегораживая проход, поэтому пассажиры электрички с социальными картами (в том числе и я) устремляются по проходу для встречного потока и перед самыми турникетами на вход в метро перебираются в свой ряд. И  вот я вижу, как один за другим двое мужчин преодолевают турникет на выход из метро, прикрывая глазок турникета портфелем. Голь на выдумки хитра!