Маргиналии к Бродскому - одним файлом

Дюринг Евгений
по ту сторону Бродского – ветер противный и ветер попутный – по бездорожью – музыка Вселенной – свой остров – маргиналии к Бродскому – хитрость Бродского – в манере Бродского – Лев Бродский – Сорок третий

===============================

ПО ТУ СТОРОНУ БРОДСКОГО

музыканты говорят об удачной интерпретации
какого-то произведения что эта тема теперь закрыта
так и Бродский закрыл все пути для любителей
традиционного стиха с рифмой и метром
теперь все что ни пишется таким способом
или пахнет нафталином или напоминает Бродского
только в верлибре чувствуется еще возможность
непосредственного высказывания
возможность моря
и свежего ветра


ВЕТЕР ПРОТИВНЫЙ И ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ

Если думаешь о том, чтобы написать стих,
достойный внимания Бродского,
фантазия замирает и пугливо прячется.
Но если задумаешь написать что-нибудь
интересное для Буковски, воображение
раскрепощается, – хотя, ясное дело, ничего
из написанного тобой Буковски бы читать
не стал, даже если бы знал по-русски.
Но что-то в его отношении к жизни и поэзии
делает тебя отважным: тебя не смущает
его равнодушие – ты поднимаешь паруса
и пускаешься в плавание.


ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

говорить сдержанным тоном
не похожим на влажный и
тонкий волос а скорее на
тонированное ветровое
стекло запрещенное конечно
соответствующим пунктом
технического регламента но
очень удобное при езде по
солнечному бездорожью где-
нибудь в Африке там где на
сотни километров кругом
никакой дорожной полиции
но если заметят с земли или
воздуха то уже не скрыться

–––––––––––––––––––––
     «...отсюда – все рифмы, отсюда тот блеклый голос, // вьющийся между ними, как мокрый волос...» – И. Бродский. «Часть речи» («Я родился и вырос на балтийских болотах...»).


МУЗЫКА ВСЕЛЕННОЙ

человек смотрит на свою жизнь
как ночь на горящую лампу
сказал где-то Иосиф Бродский
и был абсолютно прав

мы знаем теперь что почти вся масса
Вселенной складывается
из темной энергии и музыка сфер
напоминает не пение ангелов
а скорее музыку
Анджело Бадаламенти
к «Твин Пикс» и «Малхолланд-драйв»


СВОЙ ОСТРОВ

посредине абсурда ужаса скуки жизни
нужно сделать одно отыскать свой остров
и добраться до него любыми средствами
по воздуху по воде на самолете на корабле
на плоту или просто вплавь но добраться
до него непременно нужно чтобы найти
убежище от абсурда ужаса скуки жизни
когда Ибсен претит и Чехов и Бродский
кажется по-египетски тяжеловесным и
от цветов тебя как будто мутит и даже
прогуляться не хочется
да и негде

–––––––––––––––––––––––––––
     1. «Посредине абсурда, ужаса, скуки жизни…» – И. Бродский. «В Англии».
     2. «Ибсен тяжеловесен. А.П.Чехов претит. // Лучше пойти пройтись, нагулять аппетит». – И. Бродский. «Шорох акации».


МАРГИНАЛИИ К БРОДСКОМУ

Суть поэтической эстетики Бродского –
в замене сердца на колено и локоть.


ХИТРОСТЬ БРОДСКОГО

хитрость Бродского состоит в том
(это поймешь не сразу)
чтобы выкинув традиционные
орудия сентиментальности
(как то «сердце» «душа» «любовь»
«печаль») взять другие взамен
более осязаемые и вышибать
читательскую слезу не надувными
подушками и не боксерскими
перчатками а «костями» то есть
преимущественно «лбом»
«локтем» и «коленом» и в этом
искусстве на русскоязычном
стихотворном пространстве
надо признать ему нет равных
поэтов
 
––––––––––––––––––––––––
     «самое смешное, что неискоренимая еврейская привычка коленом слезу вышибать
так никуда у Иосифа и не делась». – Д. Крушельницкий. 30.07.2012.


В МАНЕРЕ БРОДСКОГО

голос Бродского однообразен
как шум прибоя или звук
падающих из крана капель
последнее сравнение
не больше напоминает манеру
Бродского чем первое
то есть вовсе не напоминает


ЛЕВ БРОДСКИЙ

Бродский похож
на песчаного
льва:

начнешь читать –
попадешь в воронку,
и тогда –
прощайте, и ноги,
и голова! –

не выберешься
без посторонней помощи.


СОРОК ТРЕТИЙ

Предположим, что Иосиф Бродский
в 1993 году жил в России и был
лауреатом Государственной премии,
известным деятелем русской культуры, –
подписал бы он «Письмо 42-х»?
Стал бы он 43-м?