Попытки свободы. Венок

Владимир Гоголицин
               1

Священный Бога дар — понятие свободы.
Кто первым дух её почуял и познал?
Род человеческий в раю — начально мал:
Творец растил там прародителей народов.

Прогулок их не утесняя огородом*,
Понять все сущее доверчиво давал...
И удостоились бы божеских похвал,
Когда б накапливали знанья год за годом.

Неблагодарность юных — и сейчас ответом.
Свободным кажутся нелепыми запреты:
Зачем за каждый шаг давать отчёт?

Познанья дерево сажал в раю не Воланд.
Но внес в сознание людей сосущий голод
Надкушенный в раю коварный древа плод.


               
                2

Надкушенный в раю коварный древа плод
Греховным был ,пожалуй, лишь отчасти: знанья
Потомкам Евы, расплодившимся в изгнаньи,
Помогут  получить судьбы достойный лот.

РодЫ и племена сплоченно шли в обход
Опасности других народов стать рабами
И в рабство обратить врагов старались сами:
Свобода равный шанс для этого дает.

Она ещё считалась коллективным благом,
За место на земле в боях поднятым флагом,
Сливавшим в кличе рты в один раскрытый  рот.

Но войны равенство в общинах погубили.
Жезл  власти удержать — основано  на силе:
пожизненно одним был дан, другим на год.


                3

Пожизненно одним был дан, другим  на год
Изменчивой судьбою символ царской власти -
Спасать свою страну от вражеской напасти,
Которая страшней всех внутренних невзгод.

Сплоченность подданных — единственный оплот
Свободы общей, шанс в войне избегнуть стрАстей
Разгрома городов, не дать военной касте
Разбойничьих держав гнать пленников, как скот.

В захватах и вражде века провел Восток.
И житель деспотий рабом быть только мог
Царей — крестьянин он иль воин, знатный родом.

Но славы звездный час для Греции настал.
Надежный мир гражданскую свободу дал:
Единство и раскол, вино и яд — народам.



               4

Единство и раскол, вино и яд народам,
Разрушившим величие и Крита и Микен,
Повергнувшим, как смерч, дворцы и башни в тлен,
Была с паденьем царств возникшая свобода.

Дорийцы-пастухи, крестьяне Гесиода,
С узлами на руках в трудах набухших вен,
Рабов не множили, чтя мир домашних стен,
И складывались фратрии* гражданские из рОдов.

Впервые дух свободы на земле рождён
В борьбе меж плебсом и верхушками племен
И креп, как узловатый ствол маслины, годы.

И равенство в правах имело здесь исток.
Но почему народ дать ЭТОТ столько смог?
Влечёт схоластов спор, не вышедший из моды.


         
                5

Влечёт схоластов спор, не вышедший из моды:
Царю — правление или народу — власть?
Без Спарты Греция в персидских войнах пасть
Могла. Афины стали в ней — гарант свободы.

Спартанцев жизнь — война, кровавые походы.
Их государство — лагерь, к дисциплине страсть.
Власть демоса, Перикл - отнюдь  не мёда сласть,
Но городу давали первенство на годы.

Дар полисов векам — свободные искусства.
Цветы их демократия сажала густо.
Их аромат не только мирных пчел влечёт.

Могущество Афин разбила бедность Спарты.
Но Греция раскрыла всем народам карты,
Свободы жаждущих, какой к ней путь ведёт.


               6

Свободы жаждущих, какой к ней путь ведёт?
Он Римом повторён, где бруты и катоны,
Римляне гордые, царей лишают трона,
Сынов, взалкавших трон, отец на казнь пошлёт*.

Там время пять веков в борьбе за власть идёт,
И в спорах яростных написаны законы.
В них демоса права незыблемы, исконны:
Пока в нём доблесть есть, никто не отберет.

Экспансия с мечом Империю рождает,
Свобода, равенство в крови захватов тают,
И развращённый плебс уже тиранов ждёт.

Действительность меняет в людях представленья:
К свободе новые предъявлены веленья:
Познание себя, проверенный расчёт.


               
              7

Познание себя, проверенный расчет -
Что приближает к благу, роскошь или скромность? -
Не дали мудрецам внести определенность:
Свободен кто — бродяга иль богатый мот.

Снискали стоики и киники почёт,
Явив в лишениях и смерти непреклонность,
Но большинство людей имеют всё же склонность
Счастливей тех считать, кто в деньгах знает счёт.

Так было на земле. Но есть  другое царство -
Христа благая весть. Не может государство
Дать равенство для всех и равную свободу.

А в божьем царствии последний станет первым,
Исчезнут навсегда — Писанья слово верно -
Борьба с судьбой: победа или склепа своды.


                8

Борьба с судьбой, победа или склепа своды...
Как Гамлету, нам выбор дан, но невелик,
Чтоб доблестно открыв смертям навстречу лик,
Достичь желанной, ускользающей свободы.

Христос её дал стойким душам, не народу.
Был дар рабам и господам равновелик.
В неравенстве людей цветок её поник:
Не может в рабстве смерд испить её, как воду.

Пред небом стали люди во Христе равны.
Для равенства в правах закон менять должны
Сословья низшие. И без резни нельзя.

И новый век приносит кличи революций.
А равноправье впишут в своды конституций -
Свобода равенству далекая родня.


       
             9

Свобода равенству далёкая родня.
Их Просвещение свело лукаво.
Сословье буржуа, лишив другие права
У власти быть, не дало лозунгам и дня.

Как в  басне всем известной, сытая свинья,
Оно Дантона быстро схоронило славу,
Марата идеалы , выбросив в канаву,
Грести свирепо блага стало под себя.

Ценнее крови предков — деньги нуворишей.
Тузы спешат занять общественные ниши,
С тщеславьем купленные титулы неся.

О равенстве забудь в эпоху накопленья!
И пусть к свободе личной больше уваженья,
Христа былым питомцам — вместе им нельзя.



              10

Христа былым питомцам, вместе им нельзя -
Придёт к немногим грустное прозренье.
Его даст жданное марксизма воплощенье,
Когда флаг равенства над миром водрузят.

И предприимчивых надолго устрашат
Имущества, свобод, законных прав лишеньем
За их искусство принимать самим решенья:
Решает государство ныне — Старший брат!

Ответом Запада — жестокость атавизма:
Мир ужаснулся появлению фашизма.
Свобода , равенство... Изнанка — Гитлер, Сталин.

С «национал -» иль без — равны «социализмы»,
Два строя родственных, придуманных с цинизмом
В век символов войны из закалённой стали.


               
              11

В век символов войны из закалённой стали,
Почти избавившись от классовых оков,
Расколот снова мир на лагеря врагов.
Но обрела борьба их новые детали.

Либерализма зёрна быстро всходы дали.
Цветет анчар апологетики грехов.
Наследники седых французских  леваков*
Гранатами идей рвут бастион морали.

Теснит уставший христианский мир ислам.
В нём не закон царит, а церковь и имам:
Где вводят равенство, свободы не даются.

Воспрянут духом вновь ли Запада народы?
Какой их выбор будет: равенство, свобода?
В их антиномии - взрывчатка революций.



              12

В их антиномии — взрывчатка революций:
Свобода — счастья беспокойного гарант,
С ней дружен предприимчивый талант,
Не склонный брать казённых контрибуций.

Но кажется иным невыносимо куцей
Судьба, в игре с которой выигрышный фант
Не все вытаскивают, а один — Атлант
Коммерции или мыслительных конструкций.

Немногим сладок Богом данный труд,
В котором слишком мало творческих  минут.
В свободы век смешон Вольтер иль стоик Луций*.

«Неравенства людей закон несправедлив!» -
Опять витает лозунг,  площади взбесив.
Спасает ли от бунтов смена конституций?


               
             13

Спасает ли от бунтов смена конституций?
В них декларация уже стандартных прав.
А у земных народов непохожий нрав:
У тех отцом был Линкольн, у других Конфуций.

Свобода — детище ментальных эволюций.
Привержены к ней те, кто вкус её познав,
С рождения отверг  лукавство всех  приправ,
В которых равенство — строкою  резолюций.

Свободен больше тот, кто видит труд любой,
Назначенный ему,  судьбой, а не тюрьмой,
Подарком бытия и счастьем  не едва ли.

Так некогда в борьбе протестантизм возник.
Трудолюбивым постоянством был велик:
Резона к переменам нет в неясной дали.


               
              14

Резона к переменам нет в неясной дали,
Но жизнь противоречия всегда плодит.
Свободе выросшей увечьями грозит
Она сама. И там, где их совсем не ждали.

Её нам — неужели — слишком  много дали
И молодых она, как алкоголь, пьянит:
В сетях, в эфире мат и скверною облит
Алтарь, где и монголы встарь не танцевали.

Злорадствуют, ликуют спущенные псы
Изданий и ТВ, Союзов и попсы -
Кричат: «Вот кислый плод реформ в «лихие» годы»!

Должна звучать людей достойных громко речь,
В  растерянных умах хотя бы чтоб сберечь
Священный Бога дар — понятие свободы!



           Магистрал

Священный Бога дар — понятие свободы...
Надкушенный в раю коварный древа плод.
Пожизненно одним был дан, другим на год.
Единство и раскол, вино и яд — народам.

Влечет схоластов спор, не вышедший из моды:
Свободы  жаждущих,  какой к ней путь ведет?
Познание себя? Проверенный расчет?
Борьба с судьбой — победа или склепа своды?

Свобода равенству — далекая родня.
Христа былым питомцам — вместе им нельзя
В век символов войны из закалённой стали.

В их  антиномии — взрывчатка революций.
Спасает ли от бунтов  смена конституций? -
Резона к переменам нет в неясной дали.


* Примечания к отдельным сонетам см. в  сб. «Формы»