Чудо, которое всегда рядом. Книга Ивана Кудрявцева

Наталья Мартишина
        В Сергиевом Посаде   вышла в свет весьма интересная книга – «Второе рождение» Ивана Кудрявцева.

Книга озаглавлена «Стихотворения и поэмы», но интересна эта книга прежде всего тем, что является объектом прочтения не только для любителей поэзии и не столько для них, сколько для культурологов, физиологов, психологов.

Во «Втором рождении» известный радонежский поэт Иван Кудрявцев  посредством стихотворных зарисовок, своеобразного «поэтического дневника», рассказывает людям о беде, случившейся с ним, – инсульте, поразившем его в 2000 году; рассказывает о преодолении этого недуга, о медленном возвращении к обыденной жизни, о реабилитации в Центральной клинической больнице восстановительного лечения, о людях, встретившихся  поэту  на новом, тревожном и трудном, отрезке жизни.

Мне посчастливилось писать предисловие к этой книге. Пусть многие стихи поэта на данном этапе творчества несовершенны, - главное в них не богатство метафор и не выверенность рифмы. Главное в них – то, что врач и культуролог Альберт Швейцер называл «благоговением перед жизнью».

 ( А. Швейцер, надо полагать, знал толк в жизни: будучи успешным врачом, он уехал в  Африку, в затерянный мир Габона, выстроил на свои средства госпиталь для туземцев и работал в нём до конца своих дней. Название лучшей книги Швейцера так и звучит – «Благоговение перед жизнью», или, в зависимости от перевода, чуть иначе, - «Преклонение перед жизнью»).

Книга Ивана Кудрявцева «Второе рождение» тоже наводит на множество размышлений…

Я не  стану повторять здесь, что эта книга – лирическая летопись преодоления трудностей, что многим людям, столкнувшимся с бедой, она поможет энергией мужественности, мудрости и оптимизма, теми импульсами света и доброты, что мерцают на её страницах.

Я не стану говорить, что эта книга учит любить и ценить жизнь.

Мне хочется в связи с выходом этой книги вспомнить об одной теории – теории построения движений, принадлежащей видному отечественному физиологу Николаю Бернштейну.

24 октября, исполняется 116 лет со дня рождения выдающегося нейро- и психофизиолога Николая Александровича Бернштейна (1896 – 1966), создателя нового направления исследований в медицине – физиологии активности, продолжателя идей И.М. Сеченова и А.А. Ухтомского, автора фундаментальных книг «О построении движений», «Очерки по физиологии движений и физиологии активности», «Биомеханика и построение движений».

Труды Н.А. Бернштейна составляют теоретическую основу современной биомеханики, его идеи предвосхитили ряд положений кибернетики, годы его творческой работы английские учёные назвали «эпохой Николо Бернштейна».

Славную дату могут отмечать не только медики, физиологи, кибернетики, спортсмены, психологи, но также и культурологи, философы, лингвисты. Труды Н.А. Бернштейна дают обширный материал для размышлений, являются солидным теоретическим подспорьем, в частности, для исследований в области таких сравнительно молодых наук, как психолингвистика и лингвокультурология.

В своей теории построения движений Н.А. Бернштейн высказывал революционную мысль: жизнедеятельность каждого организма есть не что иное, как «активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего».

Жизнь, считал Бернштейн, - в движении к будущему, в целенаправленном преодолении среды. Ранее физиологи считали, что главное в жизнедеятельности организма – сохранение равновесия со средой обитания, уравновешивание, приспособление к среде – поддержание гомеостаза. Сам по себе греческий корень «стаз-» означает неподвижность, остановку. Идея Бернштейна заставляла рассматривать сам гомеостаз только в динамике. Но преодолевать или приспосабливаться?

Говоря точнее, желанная цель любого живого организма – независимость от среды обитания. Независимости можно достичь двумя достойными путями: «уравновеситься» со средой, стать «незамечаемым» ею и не вызывающим на себя её атаки ( биохимической, вирусной, психологической, военной и т.д. – в зависимости от уровня организации, которую мы можем рассматривать, соответственно:  молекулярной, организменной, этнической, государственной и т.п.), либо стать выше среды, преодолеть её условия, выйти на другой энергетический уровень, занять  другую нишу. Правда, тотчас встанет вопрос, останется ли организм уравновешенным с новой средой, или он будет преодолевать новые условия и дальше, - человек ищет, где лучше, согласно пословице.

И всё-таки   -   преодолевать или приспосабливаться? Выбор стратегии – важное дело. Но, по образному выражению Владимира Найдина, автора очерков о теории Н. Бернштейна, доктора медицинских наук, профессора Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, «приспособление – это тоже борьба».

Так что средство у жизни  одно – только борьба, и цель, как у всякой честной борьбы, одна, - только победа.

Без борьбы нет жизни. «Без активного преодоления среды организм не сможет  выполнить своей программы и погибнет», - пишет В. Найдин в очерке, посвящённом физиологии движений.
 Он называет движение «чудом, которое всегда с тобой». (Найдин В. Чудо, которое всегда с
тобой // Наука и жизнь №5, 1976.С.97)

Жизнь, проявляющая себя в движении, сама движением являющаяся, - чудо, которое всегда с нами.

Но есть в теории Н. Бернштейна и ещё одна мысль, которую В. Найдин называл дерзкой и глубинной. А мысль эта такова: «Все эти возможности (возможности новых, небывалых в эволюции уровней построения движений – Н.М.) открылись для мозга благодаря коре с её совершенно особой структурой. Как знать, к чему это приведёт в ближайшие миллионолетия?»
«Чем не материал для самых серьёзных фантастов?» - восклицает В. Найдин. И материал для самых серьёзных культурологов тоже.

Известно, что в начале каждого движения лежит восприятие окружающего мира – наша мысль, мыслеобраз. Мыслеобраз – не что иное, как слово. Теория построения движений уводит исследователя по пути познания далее – к проблемам культурологии, культурософии, лингвистики; приводит к основам нейролингвистического программирования,  к своеобразной «живой кибернетике»

Слово, речь, язык – вот наши средства для означивания, маркировки действительности
( заметим, и недействительности тоже), наши средства для работы с условиями среды, средства для преодоления этих условий. Это – наши средства жизни, как заданные жизнью, так одновременно и творящие её. Это именно то, что на предыдущих уровнях развития материи было только движением. Слово, речь, язык – движение, присущее лишь человеку.

Преодолевая косность среды посредством движения, живое существо отстаивает, означивает прежде всего свой внешний облик. Преодолевая условия среды посредством слова, речи, языка, человек преодолевает себя, выстраивая свой новый устойчивый внутренний облик. Слово – инструмент адаптации к условиям жизни, но и инструмент, творящий бытие, преображающий сознание и действительность. Наша внутренняя личностная жизнь получает знаковую и социальную форму, будучи выражена в слове.

Посредством слова, речи, языка человек осознаёт себя. И всякий раз за процессом осознания следует проживание заново своей целостности, готовности к жизни, готовности к новому движению.

Как знать, не следует ли прочесть теорию построения движений Николая Бернштейна как «теорию построения жизни»?

В слове заключена неисчерпаемость движений, в слове заключены дороги в будущее. Вспомним культурософские искания славянофилов, дающие возможность понять, что в вопросах языка заключен потенциал социально-политического, экономического, культурного развития России. Вспомним, какое значение вопросам изучения языка уделяли медики и культурологи В.М. Бехтерев и А.А. Богданов. А.А. Богданов считал язык народа важнейшим гарантом построения нового исторического общества, залогом победы идеологии на арене истории.

Словом, речью, языком определяется модель «потребного будущего», о котором говорил замечательный учёный Николай Бернштейн – говорил языком своей, лично прожитой, эпохи.
Слово, речь, язык – новый, лишь человеку присущий уровень организации движения.

Книга Ивана Кудрявцева «Второе рождение» рассказывает о чуде и таинстве – о «втором рождении»,  обретении движения заново, обретении заново поэтической речи, обретении заново мира.

Через преодоление страхов, отчаяния, неуверенности человек возвращается к своим потенциальным возможностям – и открывает в себе новые силы.

В этом контексте поэзия – новая степень свободы, новая степень движения, новый уровень освоения мира и означивания себя в мире. Слово  - это не просто видоизменённое движение: это возвышение движения. Это – движение с новыми, давно уже осознанными (вспомним пословицы о слове!), но ещё не вполне освоенными человечеством возможностями.
Поэзия – новый уровень двигательной активности человека.

В этом поэзия равна, может быть, лишь виртуальной реальности.

Болезнь отняла у Ивана Фёдоровича многие возможности движения… Но он – поэт, человек, имеющий свои степени свободы, - и он остался свободным.  Книга «Второе рождение» - это движение:

Весь мир, стремительно летящий,
Зовёт не вниз, - а ввысь,
И я иду…

Читая книгу Ивана Фёдоровича, мы можем заново пережить осознание границ телесности и виртуальности, можем переосмыслить прошлое и будущее с тем, чтобы  заново сориентировать себя в настоящем, - по сути, заново пережить рождение, выстроить заново систему координат.

Спасибо, жизнь, что я живу
И праздником тебя зову, -
И праздник наяву!

Борясь с косностью среды, человек борется со своей внутренней немощью. Преодолевая условия среды, человек преодолевает себя, выстраивая свой новый устойчивый внутренний облик. Мы делаем это единожды: в младенчестве. Поэт Кудрявцев, попав в условия недуга, повторяет своё вхождение в мир заново – и это новое, второе рождение.  Человек, попавший в «пустое пространство» между бытиём и небытиём, возвращается, обретая заново границы мира, постигая грани внешнего и внутреннего, осознавая реальность заново, заново означивая и осмысливая себя в пространстве, отвоёвывая себе «пространственно-временную» территорию новым трудом.

 Каждый день в новых условиях переживается поэтически как новый день творения, - словно рождение, словно акт осознания мира. И всякий раз за процессом осознания – переживание своей целостности, готовности к жизни.

Книга, будто в замедленной киносъёмке, дарит нам эти мгновения остроты переживания жизни, остроты переживания включённости в жизнь.


И, как открытье –
Цветы, деревья, высь –
Благоухают…

Осознать себя живым человеком в полной мере  можно, только почувствовав горение жизни в другом человеке. Пламя может вспыхнуть лишь от другого пламени.

В этом плане книга «Второе рождение» представляется неким культурным кодом, некой «кнопкой перезагрузки», если можно так выразиться, - позволяющей многое начать и осмыслить заново.

Каждый раз учусь ходить,
Начиная всё сначала…

Посредством книги Иван Фёдорович включает нас в переживание «Второго рождения» - в со-действие, в со-чувствование, в со-движение. Открывая книгу Ивана Кудрявцева, мы в чём-то переоткрываем себя.

Ради этого и стоит читать необычную книгу, и, между прочим, стоит прочесть её – между строк…

 Сергиево-посадская газета «Зеркало» озаглавила заметку об издании «Второго рождения» так: «Книга – подвиг».

И в слове «подвиг» главный слог – движение!

А в слове «движение» главный слог – «жизнь».

 И это - чудо, которое всегда рядом…


Ссылка на страничку автора на Стихи.ру:http://www.stihi.ru/avtor/kudrv