Мои ответы о Сказании о Петре и Февронии

Наталья Мартишина
8 июля страна празднует новый ежегодный праздник – День семьи, любви и верности. Праздник проходит всего лишь второй  раз, но уже полюбился миллионам россиян. ( Да, надо было сказать - проходит третий раз. Но в третий раз он оказался омрачен днями траура, небывалой трагедией на Кубани).

 Тем не менее мы помним,   что  в этот день на Руси издревле праздновалась память святых благоверных супругов Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. И сюжет древнерусской «Повести о Петре и Февронии», и каноническое житие дивных святых знала вся Россия.

Благодаря подвижничеству супруги Д.А. Медведева, Светланы Владимировны Медведевой, древний сюжет засверкал новыми красками, а церковный православный праздник стал культурным достоянием каждого из нас. Почитание святых Петра и Февронии вернулось на Русь и становится повсеместным.

Во многих городах России создаются скульптурные композиции, посвящённые Петру и Февронии, проводятся творческие встречи с рассказами о Святых, готовятся театральные постановки. Многие СМИ стараются пересказать к празднику историю Петра и Февронии – и вот тут часто появляются ошибки из-за того, что мы не привыкли читать древнерусскую литературу и плохо понимаем образ мыслей древних русичей. В прошлом году в московской газете прочитала я, например, что Пётр сначала обманул Февронию, а потом женился на ней. Как будто Русь могла учить подобному, тем более на примере своих святых! Надо помнить, что писатели древней Руси слагали произведения не для славы, не для заработка, а лишь надеясь подвигнуть общество к добру, дать людям лучшие примеры в образах героев, преподать науку жизни.

Попробуем и мы вкратце пересказать для читателей  славный сюжет. Вспомним, что педагог К.Ушинский пересказал «Слово о полку Игореве» для пятилетних детей – именно вкратце, доступно и понятно. Лев Толстой в «Круге чтения» выступает как публицист и культуролог, пересказывая кратко для читателей России нравоучительные сюжеты мировой литературы, в том числе и свои собственные. Так что попробуем и мы рассказать прекрасную повесть кратко и доступно.

С любовью к вам!

…Княжил в древнем Муроме князь Юрий, и было у него два сына: старший, Павел, и младший, Пётр. После Юрия княжить стали Павел и его супруга. И всё было хорошо, да повадился летать в княжий терем крылатый змей – злой волшебник. Чародейством своим принимал он для всех облик князя Павла, и лишь княгиня видела явно, кто к ней под видом мужа входит. Решилась она рассказать мужу о кознях злого змея.

Задумался Павел: силой волшебника не одолеть, честный поединок невозможен. Чародейством своим змей кого угодно погубит. Вот и попросил  князь жену: притворись-ка ты, что рада змею, да выведай все его тайны. Вдруг есть что-то на свете, чего он боится и от чего ему погибель будет! Как решено, так и сделано. И оказалось, что боится вражина-змей только лишь Агрикова меча, а погибель его ждёт от Петрова плеча. Брат князя, молодой Пётр, обрадовался: есть кому спасти княжество! Осталось лишь найти Агриков меч.

Если бы мы с вами, дорогие читатели, задумались над сложной символикой древней повести, то догадались бы, что образ змея – это образ человеческих грехов, а Агриков меч – не что иное, как смирение. Но об этом вы можете подробнее прочитать в моей книге «Преображенские повести Древней Руси. Сказание о Петре и Февронии». Там вы найдёте и мой поэтический пересказ сюжета. Мы же кратко вспомним, о чём идёт речь…

…Юноша Пётр имел благочестивую привычку: молиться в тихих окраинных церквах. Вот зашёл он в  храм Крестовоздвиженского монастыря, стал молиться, и вдруг почувствовал, что церковь озарилась светом. Оглянулся Пётр, а к нему подходит скромный отрок и говорит, будто бы и не прочёл Петровы думы: «Ты, князь, шептал сейчас про Агриков меч. Когда ты хочешь его увидеть?» И подвёл отрок-Ангел Петра к алтарной стене, и увидел Пётр в нише то самое заветное оружие. С тех пор стал Пётр ждать удобного момента, чтоб сразиться со змеем.

Больше всего Пётр боялся перепутать змея в облике брата и подлинного брата. Увидев «брата» в покоях у княгини, Пётр поспешил в покои Павла, чтобы удостовериться, что Павел там. Как ни велико было желание молодого князя сразиться с врагом, Пётр не стал этого делать, пока не убедился, что брат в безопасности. Древнерусский автор не жалеет места для описания этого эпизода. В этом глубокий смысл. Вспомним первых русских святых Бориса и Глеба. Почему они – покровители русского воинства? Почему они изображаются на конях, с копьями, будто идут на битву? Ведь юноша Борис и отрок Глеб даже не подняли меча, когда к ним пришли от старшего брата Святополка его слуги - их убийцы? На самом деле княжичи, покорившись воле старшего брата, решившего убить своих соперников на княжий трон, выступили на  самый серьёзный бой – на битву с врагом человеческим. Выступили и победили. Княжич Пётр духовно близок Борису и Глебу, - вот что хочет донести до нас автор «Повести о Петре и Февронии», и говорит это не прямо, а только подчёркивая братскую любовь и почитание старшинства в душе молодого Петра. А почитание старшинства было  основополагающей ценностью в богатырском характере русичей.
 
Но вернёмся к повести.  Да, Петр убил змея заветным мечом. Но змей забрызгал тело Петра своей зловредной кровью. И на теле княжича образовались незаживающие раны. Никто вылечить не мог. Победа обернулась горечью болезни. Тогда попросил Пётр, чтобы везли его в земли Рязанские, славные лекарями-целителями.  В землях рязанских пошли слуги Петра по деревням – искать врача-знахаря.

Вот зашёл один слуга в деревню – а деревня пуста. Зашёл в красивый дом, видит – девушка сидит за ткацким станом, перед ней заяц пляшет, и говорит она такие речи: «Да, плохо дому без ушей, а горнице без очей!» 

Стал слуга спрашивать, нет ли дельного кого, чтоб о деле поговорить. Ответила девушка: «Отец и мать ушли взаймы плакать, а брат мой сквозь ноги ни смерть смотрит». Попросил слуга объяснения: что за странные речи, и почему перед ней заяц пляшет? Попросила девушка прощения, если вдруг обидела речами, и объяснила: нет в доме собаки, собака дому – уши: залаяла бы, учуяв гостя. И нет в доме малых детей: дети – очи дому. Веселилось бы чадо в горнице, заприметило бы гостя, подбежало бы и сказало: не получилось бы, чтоб не встретили человека по-хозяйски. Родители же ушли в хутор за полем, там похороны: оплачут покойника, а придёт их час – придут поскорбить о них хуторяне, отдадут долг, поплачут. Брат же – бортник, древолазец: на высокие деревья залезает за лесным мёдом, неровен час, сорвётся с лесных высот, только взгляни вниз, только оступись – верная гибель.

Только о зайце ничего не сказала девушка. А слуга и не переспрашивал, подивившись разумным ответам.

О зайце своё слово сказали современные исследователи текста. По одной версии, заяц – символ святости, он встречался в иконописи, в основном в западных образцах, при изображении святых женщин. Он мог прочитываться и как символ кротости. По другой версии, заяц – народная примета: быть свадьбе.

Мы же последуем логике текста и нашим знаниям о Древней Руси. В те времена в разговоре высшим проявлением неуважения к собеседнику было молчание в ответ на вопрос или повторение слов собеседника. Вспомним: летописец, рассказывая о знаменитой мести княгини Ольги древлянам, доносит нам слова первой встречи. «Знатные гости пришли», - говорит, встречая  древлян, княгиня, и сообщает тем самым своей дружине о задуманном ею исходе встречи: ведь «гости» на языке наших предков - это все равно что небыль, мертвецы. «Да, пришли», - отвечают древляне. Нам может ответ этот показаться каким угодно: учтивым, смиренным; но летописец записывает его именно потому, что он был нахальным, дерзким: древляне повторили слова княгини! Летопись подчёркивает наглость и глупость древлян. Так же немыслимо было не ответить на заданный вопрос. А Феврония молчит про зайца. Что бы не ответить: дескать, это символ, известный в иконографии! Но ответа разумной девы нет.

 Похоже, что и зайца, пушистой лесной животины, в Февроньиной горнице  не было. А был тот заяц, который обозначал просто мерцание света – отблеск солнечного луча, блик, сияние, беглый или мерцающий свет. Такой заяц есть и в словаре Даля, и в стихах Маяковского ( «А я за стенного за жёлтого зайца отдал бы, казалось, всё на свете» - писал молодой  поэт в тюрьме о желании видеть солнце). Значит, «заяц пляшет» надо понимать, как «разливается сияние», «сверкает свет», «блещет солнце». Тогда понятно и молчание Февронии о том, почему вошедшему юноше она видится озарённой светом.


Княжий подручный и впрямь признал в Февронии натуру неординарную, если решился заговорить с ней о деле. Ведь свой вопрос, по древнерусскому жёсткому этикету, по твёрдо выверенным жизненным правилам, он мог задать только мужчине, либо, в крайнем случае, пожилой женщине. Не было в Древней Руси простительных ситуаций, когда мужчина мог поговорить с незнакомкой. А княжий слуга заговорил о том, не знает ли девушка в округе хороших знахарей и рассказал о беде, приключившейся с князем.


Ответила девушка, что сама умеет целить и спасёт князя, при условии, что князь на ней женится: ведь и коснуться тела незнакомого, не предназначенного судьбою на всю жизнь мужчины нельзя, как же лечить? Передала слуге скляночку с зельем и велела истопить князю баню. Зельем же намазать все язвы, кроме той, что первая появилась.


Так и сделали. Принял князь условие, лишь бы исцелиться: не до жизни ему было, не то что до свадьбы. Но и жениться на простолюдинке не мог. И отправил слугу к Февронии с невыполнимым заданием: передать пучочек льна, из которого надо для жениха сделать подарок: сорочку и порты. Спрясть, выткать холст, сшить, - пока баня топится. На неумейках ведь не женились ни князья, ни крестьяне! Разумная дева задание приняла, но дала слуге обрубок поленца со словами: «Пусть князь мне сделает ткацкий стан из чурочки, тогда на этом стане и сотку льняной холст. Коли князь дал задачу выполнимую, то, знать, с подобной легко справится!»


Передал слуга наказ девы. Подивился князь её разуму. А тем временем баня истопилась, тело князя исцелилось, и послал князь к знахарке великие дары за лечение, попросив тем самым своё обещание обратно: не может он жениться на простолюдинке. Но вернулись слуги с дарами обратно: не взяла богатств Феврония. И уехал князь к себе в Муром..


Да от неисцелённой язвочки вернулась к князю болезнь снова. Делать нечего. Поехал князь обратно в то рязанское селение – Ласково оно называлось – и через слуг стал просить прощения: нужна ему помощь снова. Передала Феврония, что не сердится, но повторила своё условие: пусть князь станет ей супругом, единой плотью и кровью. Иначе лечить не возьмётся.


Встречались мне разные трактовки поступка Февронии. Кое-кто говорит: вот как хитра, недолечила князя, чтоб захомутать вернее! Поэт Александр Бобров написал даже так: и Есенин, рязанец, был с такой же, как у Февронии, «ухватистой силою», похвалялся-де Есенин этой рязанской особинкой в стихах. Мне, наполовину рязанке, общественное одобрительное признание наших особинок, конечно же,  приятно.

 Но соглашусь я с мнением А. Н. Ужанкова, профессора Литинститута, знатока древнерусской литературы. Он считает: преподала Феврония князю урок смирения. На всё Божья воля. Видимо, нужен был князю такой урок. Разве собиралась лекарка недолечивать? Князь уехал, обрадовавшись улучшению, а что там дальше, в схеме лечения, должно было быть, мы и не знаем. А вот то, что  рязанское княжество издревле славилось воинами и целителями – это факт. Тревожное рубежное княжество, войны одни да набеги. Выживали только сильные духом, умеющие воевать и целить, и самоисцеляться, и быть здоровыми. Это в рязанцах природное, верно. Именно это осознание спокойной целительной силы и имел в виду Есенин, попытавшийся гармонизировать революционные смерчи. А княжество Муромское рядом с Рязанским. И века наши будто бы рядом.


И там, в тринадцатом веке, услышал князь условие девы снова. И твердо решил: будь что будет. Дал своё согласие. И шагнул в Февроньин терем.


И только тогда впервые увидели друг друга ласковская знахарка и муромский князь.

Вот, я кратко, но с объяснениями, пересказала содержание первой части своего переложения.
Пожалуйста, задавайте вопросы, я буду рада ответить Вам, насколько смогу.
Мы должны знать наследие наших предков.



1 ответ. Поэт Виктор считает, что Феврония "шантажировала" Петра, оставив одну язву недолеченной, и заставив тем самым вернуться долечиваться...  Отвечаю.

Дорогой Виктор! Какое предательство? Прочтите внимательнее. Я не меняла сути сказанного при переложении. Когда Петр увидел Февронию, он влюбился с первого взгляда. И увез ее в княжий терем, пойдя против всех княжьих правил и мнения бояр ( потом бояре , не успокоившись, их изгнали из Мурома). До первого же взгляда на живую Февронию Петр общался с ней через слуг, и, как князю, ему ничего не стоило вообще после излечения:
а) приказать убить знахарку
б) тихо отбыть к себе в Муром
в) дать за лечение рублик, да еще и нахамить
Али всех этих вариантов в жизни Вы не знаете?
Петр же дает неведомой знахарке большие дары, извиняется за то, что не смеет преступить княжий закон, обещает любую помощи в "обмен" за взятое назад обещание жениться. Он поступает максимально честно. Откуда он знал, что втрескается, увидев её в натуре?

Насчет"обмана" Февронии есть точное мнение профессора А.Н. Ужанкова, специалиста по Древней Руси. Точное оно именно психологически. Мудрая Феврония провидела, что Петру необходим урок смирения. Вылечить физически - полдела. Вылечить духовно - сложнее. Наверное, Петр о многом передумал, пройдя от счастья исцеления и новой надежды жить к тому же ужасу страдания снова... Не случайно он во второй приезд САМ заходит в дом знахарки-холопки. Читайте и Вы внимательно, в первый заезд он в нем не был, не зашел даже спасибо сказать. Не по чину было сначала.


2 ответ. Поэтесса Нина сомневается, можно ли считать примером образцового супружества бездетную пару...

Дорогая Нина! Оставим "за порогом" боль бездетных пар. Сколько среди них верных супругов, золотых людей... Их беда является препятствием в признании? Поверьте, им и так больно. У нас с мужем не было детей 11 лет. Мы не понаслышке знаем, что это такое. И мы были верны друг другу, хотя мы оба - творческие люди, всегда можем видеть рядом множество ярких, красивых, талантливых и манких людей. А когда родились один за другим карапузы, и рады бы изменить- хоть ради того, чтобы выспаться в тишине, наверное, -  да, усталые и заморенные бытом пеленочным и ором детским, кому мы нужны?)))
Но это лирика.
А вот суть.
На вопрос о бездетности отвечу: встречаются в специальной исторической литературе данные, что у Петра и Февронии было несколько детей. Но древнерусскому книжнику, писавшему повесть о них, как и деятелям Церкви, было важно не это. Повесть о сути Любви. Для любящих детьми является все в мире. Как для Адама и Евы в Раю. Почему Феврония оживляет изрубленные поваром деревца? Да потому, что это - растительные "дети", а она - любит...
Для Петра как для правителя "детьми" являлись все муромчане, и об этом в сказании говорится. Супруги относились к горожанам, как родители к детям.

А вот еще ответ о бездетности: Библия считает мужа и жену одной плотью, одним телом. Оба отвечают друг за друга, как за себя. Отношения же родителей и детей иные. Дети должны почитать родителей, но они - "отдельные" тела. Родители - воспитывать детей. И это тоже отделено от мистической "самости". На Страшном Суде отвечать будем за СВОИ грехи. Древнерусские книжники, а в большинстве это были монахи, несомненно, следовали Библии в своих убеждениях. Поэтому "дети" интересуют книжника гораздо меньше ( вообще не интересуют), нежели даже отношение к брату ( которое можно соотнести с библейскими текстами). О наличии детей у подвижницы Улиании Осорьиной никто бы и не узнал, если бы сказание о ней не взялся писать собственный сын её, Дружина Осорьин. Помогала людям - это важно, а то, что детей родила - само собой. Никого не интересовало. Это как у всех. Вот если бы у Петра и Февронии НЕ БЫЛО ДЕТЕЙ, это наверняка было бы сказано книжником ( Ермолаем-Еразмом, писавшим о них), и книжник постарался бы это оправдать. А так они просто никого не интересовали. Много ли мы знаем, кстати, о детях мэров наших городов? Нас интересуют отношения "правитель-горожане". То же и раньше. Даже в 19 веке старосту деревни интересовал крестьянин и его жена, их рабочие руки, а не их дети, которых даже не указывали в бумагах...


3 ответ. Поэт Владимир имеет мнение, которое я скопирую: "А у этих вся фишка в том, что после смерти захотелось им в одном гробу лежать. Примитивно, плотски и язычеством попахивает".


Попробую ответить.
Насчет "им захотелось".
А кому не хочется лежать в одном гробу с человеком, которого искренне любишь? Мы восхищаемся даже собаками, Белым там Бимом с его черным ухом и глупым желанием умереть за любимого. Бегал бы по свалкам, участвовал в игрищах - так нет, загрустил смертельно.
А Галина Бениславская? Откуда это желание? Умереть - на могиле. Я думаю, она так любила, что и без выстрела бы умерла, полежав на могиле немного.
Она - любила.
Своей смертью она утверждала значимость любимого человека.
Любят и те, кто находит силы превзойти желание смерти и посвятить жизнь памяти о любимом.
Разве не умерла для мира Ксения Петербургская? Называла себя именем мужа. Ходила в одежде, как в саване. Любила.
Своей преображенной жизнью во имя любви она утверждала существование любимого и Любви, что намного труднее и героичнее.
Героиня "Летят журавли" тоже пережила смерть себя - себя прежней, узнав о смерти любимого. Хотя продолжила жить. Но - другой.
Откуда все эти примеры? Где корни? Далеко, в Древней Руси.
Тогда князя хоронили вместе с личным оружием ( очень дорогим, позолоченным и украсным), конем и женой. Коня убивали, жену хоронили заживо.
Сами понимаете, век был короток, а князья часто погибали еще раньше своих преклонных 30-35 лет, так что к могиле подходила совсем молодая женщина с нормальным инстинктом самосохранения. Но любовь, а также необходимость соответствовать золотому княжьему образцу любви, была превыше всего.
Думаю, не родился еще тот психолог, который научит нас отделять Любовь от стремления к Любви.
Я желаю своим читателям встретить именно такого человека, ради которого можно было бы воодушевленно пойти на священную жертву.
Под священной жертвой я подразумеваю преображенную жизнь, ибо мы, действительно, уже не язычники.


4 ответ. Поэтесса Татьяна считает, что "Если кто из русских женщин и достоин служить образцом любви и верности, так это жены декабристов, последовавшие за своими мужьями на каторгу в Сибирь"

Отвечу так:
А Феврония, последовавшая за мужем в мир иной? Это не Сибирь, это дальше...
Она-то умирать не собиралась, вышивала покров для храма, и хотела закончить работу, просила мужа подождать... И оставила иголку в недошитой пелене, обкрутив вокруг нее нить, чтобы дошила другая мастерица... Надо ли говорить, что сильный духом человек может "вымолить" для себя умирание, как это сделала Феврония, и как делали многие и многие старцы и старицы на Руси. Она ушла вместе с мужем.