Крымские впечатления

Татьяна Муратова
Прежде я никогда не была в Крыму. Четыре года на стене моей кухни висела картина на обоях – Ласточкино гнездо. Призывно звала своей скалой, причудливым замком и морем внизу. Денег лишних у меня никогда не бывает. Чтобы путешествовать, нужны деньги. Подработка мужа мастером на возведении ледяного городка в декабре прошлого года позволила скопить мне некоторую сумму из пенсии для летнего путешествия. Мартовское собрание Стихиры влекло на встречу с поэтами, интересными людьми, но тогда исчезала возможность посетить Крым. Я выбрала Крым.

Очень боялась пересадки в Москве. Я вообще боюсь больших городов после одного случая, когда таксист в Москве завлёк  нас с племянницей в чудовищную ситуацию. Сначала он назвал небольшую сумму за поездку, а когда мы проехали несколько километров, сказал, что это плата за один километр. А так как от аэропорта до станции метро расстояние было приличным, эта сумма возросла до размеров всех имеющихся у меня в наличии денег, собранных на поездку в Швейцарию. Таксист высадил нас на безлюдном, далеко от города, месте. Автобусы там не останавливались.  Племянница моя тут же тормознула частника, который без проблем за небольшую плату довёз нас до метро. Если бы оставались там дольше, судьба наша была бы неизвестна. Таксист, скорей всего, отправил бы за нами машину с бандитами, которые вытрясли бы с нас всё до копейки. Оставили бы они нас в живых, неизвестно. С тех пор я не жалую таксистов и не верю им. Но не будем о далёком прошлом, которое давно надо забыть.

Просьба знакомой передать посылочку в Москве избавила меня от перетаскивания багажа с вокзала на вокзал через метро. Очень симпатичный молодой человек с большой любезностью перевёз меня с Казанского на Курский вокзал и доставил в зал ожидания мой чемодан, чему я была несказанно рада.  Однако это увеличило срок моего ожидания на целый час, за который я изрядно устала следить за проходящими  мимо меня пассажирами. Наконец объявили посадку, и мой нагруженный кедровыми орехами чемодан занял своё место в багажнике, а я – на полке вагона.  Таможенный пост на границе украинцы перенесли в Харьков, что абсолютно неудобно пассажирам. Около часа мы сидели в душном вагоне, вытащив свои вещи, и ждали, пока пройдут пограничники и таможенники со своими проверками визового режима. Наконец, нас отпустили, и я увидела сестру на перроне вокзала. Ещё через час мы были дома, проехав все станции метро, и ещё  троллейбусом две остановки. Я так устала от пятидневного путешествия, что тащила свой чемодан за сестрой, пытаясь не потеряться  в сутолоке города,  при этом чувствовала себя роботом, у которого заканчивается заводка.  Такси с вокзала до Восточного стоит сто гривен, это примерно четыреста российских  рублей. Я  была в состоянии заплатить за проезд, но сестра была, как всегда, экономна, а я поступила в её распоряжение.
Через пять дней мы отправились в Крым, предварительно отдохнув в саду другой моей сестры, которая живёт под Харьковом в своём доме.
Сестра покупала билеты на поезд за сорок пять дней, но ей продали только боковые полки (!). Все  билеты на Украине продаются по блату через какие-то особые точки продажи. Это очень легко делать и на этом очень легко зарабатывать, так как все железнодорожные билеты внутри Украины продаются  без наличия какого-нибудь документа. На поезде проверяют только свидетельства о рождении у детей (!).  Спросить билеты в купе сестра не догадалась, так как экономия – это единственный для неё способ выжить.

Мелькание пассажиров мимо меня в вагоне  закончилось, и мы приехали в Симферополь. На вокзале водитель  – кавказец очень прилипчиво предлагал отвезти нас в Мисхор за «какие-нибудь пятьсот гривен». Моя сестра после перекура очень решительно отвязалась от таксиста, и мы побрели на  автобусную остановку. Перед нами возник пожилой частник, который предложил отвезти нас за двести гривен при условии, если мы позволим ему взять ещё пассажиров. Сестра согласилась, если он возьмёт женщин, можно с ребёнком. Побегав минут пять по привокзальной площади, водитель привёл к машине женщину, которая ехала до Ялты. Больше никого искать он не стал, накинув нам за пустующие места в машине сорок гривен. Он вручил нам визитку, сказав при этом, что отвезёт нас из Мисхора за те же двести гривен без проблем.
Сестра почему-то не спросила адрес дома-гостиницы, где мы будем жить, ей дали только название остановки автобуса. Мы высадились из машины, а потом стали ждать хозяина гостиницы. Он пришёл через десять минут, за которые к нам подошли с десяток хозяев жилья, сдающие комнаты отдыхающим. От остановки автобуса до дома идти оказалось всего пять минут, но все в гору. Мой чемодан скакал по ребристому тротуару, а я переживала за его колёса и обливалась потом от жары и от тяжёлого подъёма с грузом.  Мне, изнеженной своей машиной с мужем-водителем, привыкать к тасканию чемодана было очень трудно. Если у нас в городе нет возможности воспользоваться услугами мужа, то мы немедленно вызываем такси. Стоимость его по городу составляет пятьдесят рублей, поэтому даже  три минуты от вокзала до дома мы пешком не ходим.

Частная гостиница оказалась приличной. Вход с лестницы отдельный. За четыреста гривен в сутки мы получили однокомнатный номер с двумя удобными диванами, ванной-туалетной комнатой с современной душевой кабиной  и электросушилкой, с кухней, оборудованной современной печкой, микроволновкой, холодильником, шкафами, сушилкой для белья и холодильником.  Места для работы на компьютере для меня не оказалось. В комнате стояла тумбочка, занятая под телевизор. К неудобствам можно отнести отсутствие большого зеркала, и утюга.  В зеркало пришлось заглядывать в ванной комнате, слегка приподнимаясь на носочки, чтобы увидеть себя хотя бы до пояса. Без утюга пришлось носить вещи в помятом виде. Сложнее было без столика под компьютер.  Идея занимать периодически стол в кухне под ноутбук отпала сразу, так как сестра  облюбовала его под гадание кроссвордов и место для курения, а я не переношу запаха сигаретного дыма.  Пришлось сидеть на диване и читать с монитора ноутбука, установленного на двух табуретках, что исключило творческую работу над заметками ежедневно по получении информации. Я посчитала это нормальным, чтобы не перегружаться работой, а просто отдыхать. А почту проверить можно и с табуретки.

Море встретило нас жарой и все дни, пока мы были в Крыму, не изменило себе. Правда, когда мы выбирали себе место на пляжах в первые дни, чтобы дно моря было из мелкой гальки, то найти его не могли, везде большие валуны и камни, заросшие  водорослями, были под ногами. Когда же мы уезжали, то на всех пляжах море штормом принесло песок и мелкую гальку не только на берег, но и укрыло ими дно прибрежной зоны.

Мисхор – срединное место. Оно расположено посередине поселений, таких, как Ялта, Севастополь, Бахчисарай.  В четырёх километрах от Мисхора  в сторону Ялты  находится Ласточкино гнездо, а в сторону Севастополя -  Дворец Воронцова. Путешествовать из Мисхора в разные стороны на экскурсии очень удобно, и цены на экскурсии здесь самые маленькие.  Мы  воспользовались услугами фирм, проводящих экскурсии: совмещённую на катере и на маршрутном автобусе до Ялты с посещением Ласточкина гнезда,  по Воронцовскому Дворцу, морскую  прогулку по заливам Севастополя и посещение Сапун-горы  - Диарамы защитникам Севастополя в Великую Отечественную войну.

Мисхор – самое дешёвое место для туристов. Там можно купить сувениры по самым низким ценам всего южного побережья Крыма. Мисхор – самое неухоженное место в Крыму. Мне оно напомнило Адлер 1996 года. Заборы, частные дома, превращающиеся в особнячки, грязь на улицах и полное отсутствие благоустройства. Захиревший парк, отсутствие клумб  с цветами, кроме внутренних двориков санаториев, частные неприглядные забегаловки без уюта и комфорта, но  с недорогими ценами.  Чувствуется, что прихватизация  земель здесь ещё не окончена, а местных властей, как и местных жителей, в Мисхоре ничего не волнует, кроме сдачи жилья отдыхающим . Транспортные услуги организованы из рук вон плохо. В основном хозяйничают частники, которых волнует лишь одно: как бы побольше сорвать денег за проезд. Цивилизованные частные предприятия такси  с чётко налаженной работой и заказом такси по телефону с твёрдыми ценами, установленными местной администрацией, отсутствуют. Но автобусный парк работает на все направления. В кассе можно заранее приобрести билеты, что мы и сделали (купили билеты до Симферополя), когда таксисты стали вымогать с нас заветные пятьсот гривен, так как бензин на Украине дорогой, примерно сорок русских рублей за литр.
Так же на глаза не попадаются придорожные кафе и мини-гостиницы для автолюбителей, которых в настоящее время полно на всех дорогах России. Этот частный бизнес не развивается, на мой взгляд, по одной простой причине: местные власти либо вовсе отсутствуют, и всё идёт самотёком, либо они не заинтересованы в наведении элементарного порядка в туристском бизнесе в регионе.

Красоты Крыма поражают своим величием. Русская история выступает на передний план повсеместно, во всех памятниках архитектурного и ландшафтного искусства,  особенно это видно в Севастополе. Город величественно хранит русскую историю и русскую культуру во всём. Все названия улиц, домов, учреждений написаны на русском языке. Все экскурсии проводятся на русском языке (по всему Крыму). Экскурсоводы с воодушевлением и гордостью рассказывают о событиях русской истории. В Севастополе почти повсеместно на зданиях соседствуют два флага: российский и украинский. В бухтах рядом стоят корабли двух флотов – России и Украины.  Я с большим почтением поставила свечи в храме на Сапун-горе за упокой погибшим здесь советским военным и за здравие севастопольской  вольницы, пропитанной русским духом сегодня.


Крым.  Этому краю предстоят большие перемены.  Скоро зацветут тысячи  роз  на улицах и площадях его городов. Будут построены частные гостиницы и кафе со стоянками для автомобилей по всем дорогам Крыма. Будут организованы транспортные и экскурсионные услуги для отдыхающих на должном уровне. Будет развит современный досуг. Этот край своими красотами и своей русской историей достоин внимания туристов всего мира.   
А пока…Пока идёт становление и выбор развития. Удачи тебе, Крым!

02.07.2012

На фотографии: русский берег Севастополя