Земляничная поляна. Художник Юрий Ракша

Анна Ченских
         Давно не обращалась к картинам этого художника, когда-то поразившего меня манерой своего письма, и тут - случайная встреча с полотном, новым для меня - «Земляничная поляна»
     Картины пишутся не только и, может быть, не столько для искусствоведов, а, в первую очередь обращены к зрителю, его ассоциациям, его эмоциональной реакции и жизненному опыту.
     Я увидела в картине три основные темы: первая – тема начала, исходной точки, как бы «заглавной буквы», которую символизирует  фигура взрослой женщины.
     Это, как первая буква в Библии, дающая начало истории Бытия – в данном случае – новой человеческой жизни.
     Вторая тема – защиты выношенной и рожденной жизни, а в данном случае, можно вспомнить материнскую защиту не только по отношению к своему ребенку, но и ко своей второй половинке – пусть  внешне сильной и могучей, но всё равно нуждающейся не только в женской любви, но и в ,своего рода, материнской опеке:http://www.stihi.ru/2011/11/19/1756;
     И тема третья – вечного продолжения, воспроизведения миссии женщины, без которой немыслимо сохранение и продолжение рода человеческого. Эта фигура девочки – подростка, как бы замыкающая композицию. Та же тема звучит еще в одной картине Юрия Ракши – взятой в качестве иллюстрации к стихо: http://www.stihi.ru/2008/02/02/3454
     И,наконец,тема четвертая,отмеченная автором Наткой Славкиной:http://www.stihi.ru/avtor/permer, в её рецензии - к выбору сюжета и материала для этой картины :"земляника  несёт в себе вкус к жизни!"
***
     И немного - о самом художнике.
     Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе, в рабочей семье. Учился в Москве в средней художественной школе при институте имени Сурикова, которую  окончил с серебряной медалью, и еще пять лет во ВГИКе, на художественном отделении. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (наиболее значительные кинофильмы - «Время, вперед!», «Дерсу Узала», «Восхождение»). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - «Современник», «Добрый зверь, добрый человек», «Моя мама», «Продолжение», «Разговор о будущем», «Земляничная поляна» - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках.
. Юрий Ракша создал более ста пятидесяти живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг. Последним крупным произведением мастера стал живописный триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние»). Умер Юрий Ракша 1 сентября 1980 года. Его имя в 1984 году присвоено вновь открытой планете Солнечной системы:http://www.diary.ru/~electricalwind/p153226241.htm?oam (для открытия ссылки нужно скопировать её целиком в окно поисковика и перейти по предложенной им ссылке)
***
Вместо послесловия.Из дневников Юрия Ракши.23 марта 1980 года
"Мое продолжение, мои картины будут теперь смотреть люди и после меня. Они станут числиться, значиться, занимать места, сообщать мои чувства, отходить в историю и оставаться в ней. Занимать уже свое место. И жива будет в них моя душа, сущность моя продлится. И мне не страшно. Я горд этим. И конкретный мой срок жизни не имеет значения."...