О художниках Из несказанного -21

Юрий Слободенюк
О художниках и художники о себе, о жизни и об искусстве. Из несказанного:

Черный квадрат - это энигма квадратуры замкнутого круга жизни: из темноты приходим, в нее же и уходим ... "
Из несказанного Казимиром Малевичем

Социалистический реализм в живописи - это первый прототип фотошопа ... "
Из несказанного Биллом Гейтсом

Лакировщиков действительности нужно разделывать под орех ! ... "
Из несказанного  Никитой Хрущевым

Субъективная реальность - это и есть объективный сюрреализм ... "
Из несказанного Сальвадором Дали

У каждого художника свой голубой период ... "
Из несказанного Оскаром Уайльдом

Лепоту из нелепостей не слепишь ... "
Из несказанного Андреем Рублевым

Босх не фраер, он все видит ... "
Из несказанного Ксенией  Собчак

Голландцы бывают двух размеров: малые и Ван Гог ... "
Из несказанного Полем Гогеном
Вся наша жизнь - сплошной коллаж: то клеится, то не клеится  ... "
Из несказанного Пабло Пикассо

Буйство красок - вот что сводит меня с ума ... "
Из несказанного Винсентом Ван Гогом

Шли многие, а пришел один Шагал ... "
Из несказанного Иосифом Бродским

Страшно даже подумать сколько художников погорело на костре тщеславия ... "
Из несказанного Сандро Ботичелли

Ничто мне так не режет слух, как автопортрет Ван Гога с отрезанным ухом ... "
Из несказанного Людвигом ван Бетховеном

Дали. А как близко ! ... "
Из несказанного Пабло Пикассо

Искусство можно двигать вперед передвижными выставками, а можно и бульдозерными ... "
Из несказанного Оскаром Рабином

Когда я слышу слово " культур- мультур", моя рука тянется к пистолету ... "
Из несказанного Винсентом Ван Гогом

Не в свои сани не садись ! ... "
Из несказанного Василием Суриковым

Сено рисовали все, а осенило только Моне ... "
Из несказанного Василием Кандинским

Братья - художники, держите ухо востро !
Из несказанного Винсентом Ван Гогом

Неравный брак - это молодая Россия и старик Путин ... "
Из несказанного Василием Пукиревым

Как легко спалиться на чужом тщеславии  ! ... "
Из несказанного Сандро Ботичелли

Последнюю работу Ван Гога я бы назвал " Грачи улетели " ... "
Из несказанного Алексеем Саврасовым
 
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

О воронах и не только Из несказанного
http://www.stihi.ru/2014/01/08/10543

О предметах и беспредметности Из несказанного
http://www.stihi.ru/2013/02/23/2616

Liliputins- 117
http://www.stihi.ru/2014/01/08/9425

О Поллоке Из несказанного
http://www.stihi.ru/2013/12/25/6263



Примечание 1:
===============
Фраер
------
"Бог - не фраер, он все видит"
 
Фраер -то человек,не имеющий отношения к преступному миру,потенциальная жертва!
( современный синоним " терпила " или  " сладкий " -Ю.С ) Словечко фраер (фрайер) заимствовано уголовниками из немецкого языка через посредство местечкового идиша примерно в конце XIX - начале XX веков. В криминальном мире тогдашней России было значительное количество евреев. Не случайно одним из центров преступного мира считалась Одесса ("Одесса-мама", как говаривали босяки), где значительную часть населения составляли евреи. Немецкое "Freier" значит "жених". Первоначально так проститутки и бандерши называли своих клиентов, посетителей борделей. Позднее уркаганы стали звать фраерами потенциальных жертв презентабельного вида, модно и стильно одетых, людей, далеких от преступного мира, простачков. Отсюда и фраернуться - попасть впросак, а также прифраериться - шикарно одеться. Существовал также и криминальный "промысел", где жертва тоже называлась "фраером". Это определение подходило как нельзя лучше. Мы говорим о так называемом "хипесе" (обрусевшее "хипеш", "хипиш"). Родился этот промысел в Одессе и заключался в следующем: молодая симпатичная женщина-хипесница (чаще всего - проститутка) завлекала жертву-фраера на съемную квартиру якобы для занятий любовью. В самый ответственный момент, когда "любовник" находился в неглиже, в комнату с праведным гневом врывался разъяренный "муж". Дальше разыгрывался спектакль, целью которого было выпотрошить кошелек незадачливого простачка, будучи при этом уверенными, что он не обратится в полицию. Кстати, чаще всего хипесник и хипесница формально действительно состояли в гражданском браке (на всякий случай)... "Хипес" происходит от еврейского "хипэ/": так на одесском идише назывался свадебный балдахин (на иврите - "хупа/") или сама по себе свадьба. Во время еврейского обряда свадьбы под "хипэ" стояли вместе жених с невестой.
(Поднимать хипеш, хипишиться = устраивать скандал- Ю.С )
Популярность слово обрело в дореволюционной России ХХ века. Существовала даже забавная присказка:
Если фраер при цепочке,
Значит, фраер при "боках".
"Бока", "бочата" - так долгое время в уголовном мире России назывались часы. Присказка эта - переделка известной в свое время народной частушки про барина, которую, в частности, приводит Дмитрий Мережковский в очерке "Зимние радуги":
Петербург все еще не европейский город, а какая-то каменная чухонская деревня. Ежели он и похож на город иностранный, то разве в том смысле, как лакей Смердяков "похож на самого благородного иностранца". Как в частушке поется:
Если барин при цепочке,
Это значит - без часов.
Если барин при галошах,
Это значит - без сапог.
Смысл народной частушки, таким образом, противоположен уголовному, но связь присказок про барина и фраера очевидна. Можно вспомнить и другую известнейшую поговорку тех времен, которая дожила до сего дня и перешла в разговорную речь - "Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал", то есть недолго длились счастливые деньки, все хорошее быстро кончается. ( А также " Жадность фраера сгубила " - Ю.С.) Народной стала и другая старая мудрость босяков еще дореволюционного времени - "Бог - не фраер, он все видит": справедливость все равно когда-нибудь восторжествует, можно обмануть человека, но не Господа. Впрочем, почему "стала народной"? Уголовный мир вернул народу плод его же, народа, творчества. Ведь уркаганская сентенция о всевидящем Боге - не более чем переделка фольклорного малороссийского "Бог не теля/: усе бачить виттеля/" ("Бог - не теленок: все оттуда видит").
Фраерский ГУЛАГ
После революции мир уголовников сохранил в своем лексиконе меткое словечко, но уже преимущественно только в значениях "богатая жертва", "простак", "лопух". Однако особый расцвет "фраеру" выпал в условиях сталинских лагерей. Здесь это слово не сходило с уст блатарей и вообще "сидельцев". В ГУЛАГе у слова появилось еще одно значение: так называли зэков, не имеющих отношения к профессиональному преступному миру - бытовиков и "политиков". Кликали их также и "рогатыми" прозвищами - "олени", "черти".

Примечание 2:
===============


Малые голландцы
---------------
Малые голландцы - традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю.
________________________________________
Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.

Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;
Г. Доу — триста девяносто;
Я. Стен — восемьсот девяносто;
А. Кейп — более восьмисот;
А. фан Остаде — девятьсот двадцать.

Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы.
Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.
Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение!

http://www.c-cafe.ru/words/112/11143.php

Примечание 3:
===============

Передвижники
--------------

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви;жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах


Примечание 4:
===============


Бульдозерная выставка»
------------------------
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине столицы в Беляево, у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова. Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название. Инициаторами показа выступили: коллекционер А. Глезер и 13 художников (О. Рабин — основной лидер нонконформизма, В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин, Е. Рухин, А. Рабин (сын О. Рабина), В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская).
Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин, повисший на ковше бульдозера, был фактически протащен через всю выставку. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».



Примечание 5:
===============

Костёр тщеславия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Костёр тщеславия (фильм).
Костёр тщеславия (итал. falo delle vanita ) — сожжение светских книг («Декамерон», Овидий и др.), музыкальных инструментов, игральных карт и костей, парфюмерных продуктов, богатых нарядов и зеркал, конфискованных у граждан Флоренции по наущению религиозного реформатора Джироламо Савонаролы. Самая пышная церемония такого рода была проведена на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. Согласно преданию, художник Сандро Боттичелли самолично бросил в костер несколько лучших своих полотен на мифологические темы.

Примечание 6:
===============

 "Голубой период"

"ГОЛУБОЙ ПЕРИОД" — ранний период творчества выдающегося художника XX в. Пабло Пика;ссо (1881—1973). Художник родился в Испании, в Малаге, учился в Барселоне и Мадриде. С 1904 г. жил и работал во Франции, в Париже, где принял фамилию Пикассо; (настоящее имя художника Пабло Руис)1. В Испании молодой Пабло увлекался мистическим экспрессионизмом великого живописца Эль Греко, в Париже испытал влияние импрессионистов. Ранние картины Пикассо 1904—1905 гг. объединяют термином "голубой период" по преимущественно холодному голубоватому колориту живописи, но прежде всего — по грустному, меланхолическому настроению. Отчасти это связано с музыкальными ассоциациями: на картины Пикассо этого периода спроецировано ставшее позднее, в 1920—1930-х гг. (см. Ар Деко), популярным наименование "блю;зов" (англ. blues — "голубой", но также: "меланхолия, грусть") — грустных, томных песен американских негров. Герои полотен Пикассо "голубого периода" — нищие, бродяги, цирковые артисты, странствующие акробаты (см. Арлекин). "Искусство есть эманация боли и печали", — говорил в то время Пикассо2. Следующие периоды в творчестве художника получили названия "розового", кубистического, синтетического, неоклассического (см. также "Герника"; модернизм; современное искусство).

1  Ударение в фамилии "Пикассо" ставится в зависимости от желания подчеркнуть принадлежность художника испанской либо французской культуре.

2  Пикассо. Сборник статей. М.: Иностр. лит., 1957. С. 20.

Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

Примечание 7:
===============
Социалисти;ческий реали;зм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социалисти;ческий реали;зм, соцреали;зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.
Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы:

описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе "

Примечание 8 :
===============


Метафора «Квадратура круга»
 
Математическое доказательство невозможности квадратуры круга не мешало многим энтузиастам тратить годы на решение этой проблемы. Тщетность исследований по решению задачи квадратуры круга перенесла этот оборот во многие другие области, где он попросту обозначает безнадежное, бессмысленное или тщетное предприятие. См. также Вечный двигатель.

***

Грачи; прилетели» — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является самым известным произведением Саврасова [1].

История создания

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино (c 1939 года Сусанино) Костромской губернии. На ней изображена Воскресенская церковь[2], сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских.[1]
Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже А. Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

***
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа "Грачи прилетели"
В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает алкоголизмом, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Художник умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных.

***

Пшеничное поле с воронами
----------------------------------------

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
«Пшеничное поле с воронами» (нидерл. Korenveld met kraaien, фр. Champ de bl; aux corbeaux) — картина нидерландского живописца Винсента Ван Гога, написанная художником в июле 1890 года и являющаяся одной из самых знаменитых его работ.

История

Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины; данная версия финала жизни художника была представлена в фильме « Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас) стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку данной теории. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует, что последней работой художника была картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность.