2012 - 2 конкурс. Итоги. Наталья Малинина

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Натальи Малининой http://stihi.ru/avtor/sun3000


Вместо предисловия:

    Грамматику не правлю, препинаки не расставляю, наличие “плохой» рифмы в хорошем стихотворении принимаю, ибо «страшнее догмы зверя нет». Можно писать плохие рифмы, но нельзя писать плохие стихи (с). Главное для меня – хороший русский язык,  поэтическое мастерство на уровне способности  возведения обитаемого «терема» стихотворения, а не детского куличика в песочнице,  наличие живого лирического чувства, «впрыснутого в жилы» читателю, и, конечно, «лица необщее выраженье».


I. Возможности понимания поэтического текста вовсе не безграничны — безграничны возможности непонимания (с)


14 баллов
№ 8. Яблоко

Каким же большим это яблоко было!
Румяным и спелым, просившимся в рот.
И каждая веточка яблоньки хилой
тянулась - укутать единственный плод
пожухлой листвой, порастратившей соки,
чтоб это душистое чудо взрастить -
Своё! Без которого дни - одиноки,
Полны пустотой, шелестящей в горсти...

Был рад старичок-садовод урожаю,
старания - впрок, окупились труды.
Недавно лишь, деревце в землю сажая,
кряхтел, что навряд ли увидит плоды.
С молоденькой яблоньки снял осторожно
склонивший её скороспелый налив,
погладил тихонько по тоненькой коже -
Своё! От забот и усердий своих!

А где-то на призрачном дальнем пределе
Творец-нимбоносец с тоской на лице
Готовился...
Нет! По-другому!..
Сидели на крытом густой позолотой крыльце:
прозаик,
поэт,
композитор,
художник,
ваятель,
дизайнер,
плетельщица снов -
Своё сочиняя, безбожно и божно.
И яблоко было. Большое. Одно.


    Это стихотворение поставила на первое место.  Красиво исполненный текст, поражающий и «выпуклой радостью узнаванья» (О.М.) и огромным приращением собственных читательских смыслов за счёт культурно-исторических аллюзий.
 Финал стихотворения уводит от незамысловатого сюжета «посадил дед яблоню» в бесконечные трактовки этого события в культурологическом плане.
  Яблоко в мировой культуре – образ философский. Яблоко - символ совершенства (в силу своей округлой формы), красоты, божественного дара. В иконографии яблоко в руках Христа — один из символов спасения. С этой символической трактовкой связан  христианский праздник — Яблочный Спас.
В библейской традиции яблоко считается атрибутом рая до грехопадения и в силу этого выступает как символ радости, с другой стороны - это и символ соблазна, символ жизни и смерти, войны  («яблоко раздора»), самодержавной власти (головной убор царствующих особ),  «яблоко - воплощение  красоты и молодости (молодильные яблоки). Мифологическим термином «яблоко» древние цивилизации обозначали метеорит, а обобщенный образ глобальной космической катастрофы, причиной которой явилась «комета-возмездие», нашел свое воплощение в символике державного яблока.
Вряд ли есть смысл описывать здесь всю бесконечность этого символа, встречающегося  в мифах древней Эллады, в религиях народов мира, у Пушкина, у Есенина, в современной масс-культуре («Яблоки на снегу…»)
    Задействовав этот архетип в оригинальной композиции стихотворения, автор сказал каждому читателю – «своё» (не случайно автор несколько раз подчёркивает это слово). «Свое» о Боге, жизни, искусстве, трактовках всего этого и возможном финале всевозможных историй и судеб. Тут, как говорится: («сколько зрителей, столько и Гамлетов» :-) 
    Поэту открывается очень многое, но это не значит, что образно мыслящий человек может и хочет чётко изложить это «многое» в виде докладной записки.
Язык поэзии – образ. Автор, используя  знакомый каждому символ, создал произведение, которое  затягивалет в воронку смыслов и толкований. Ты улетаешь туда, когда начинаешь вслушиваться. В финале использован парадокс… От образа «старичка-садовода», через образ Творца автор приводит читателя к аллюзии на детскую считалочку с сакральным вопросом в конце её: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Кто Т Ы будешь такой?»
    Поэт оставляет без ответа этот и множество иных вопросов. Что именно лежит «за пределом» этого парадоксального сюжета, построенного на бесконечно знакомых образах? Почему, вначале –не слово, не Бог, а … труженик –садовод? Кто посадил первую яблоню в известном  саду, если Творец явился, когда она уже была и даже яблоко на ней было?   Ответы могут быть самые невероятное… Вплоть до того, что всё сущее, включая пишущего эти строки – всего лишь творчество «плетельщицы снов» (бесподобный образ!).  Каждый из сидельцев  «на крытом густой позолотой крыльце» откроет :
«Своё! От забот и усердий своих!». Самое потрясающее воздействие подобного рода  произведений:  «Предчувствие истины коснулось меня» (Бабель).
(Рифмы и прочие технические приёмы – не обсуждаю, ибо стихотворение настолько гармонично и глубоко, что их не замечаешь).
Спасибо, автор!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


II. ЕСТЬ РЕЧИ ЗНАЧЕНЬЕ… (4 стихотворения)
 
    Стихотворения “Птицелов», «Невозвратное», «Синее», «Петухи» отнесла к  добротным образцам суггестивной лирики. «Суггестивный» - термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям. Suggеstivе, буквально обозначает  намек, внушение, подсказывание.  Говорят, акт  непосредственного восприятия стихотворения — алхимия чистой воды. На данную тему уже давно и поэтично высказался Михаил Юрьевич:
«Есть речи — значенье/ Темно иль ничтожно, /Но ей без волненья/ Внимать невозможно».
«Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития,  личного опыта и способности умножать и считывать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной». (А. Веселовский. Из введения в историческую поэтику, 1893). 
 
 

13 баллов
№ 6. Птицелов

Отчего так не больно, и сразу же – очень больно,
Словно чёрные гномы в душе прорубают штольни?
Хорохоришься, как от шпаны убежавший школьник,
Только этой браваде липовой грош цена.
Ты ведь сам себе врёшь, самому же себе не веря –
Это как по ночам слушать хриплого ветра пенье,
Это мёртвая птица, развеяв цветные перья,
Распласталась недвижно, а утром опять цела.

Уж тебе, Птицелов, как не знать про её повадки,
Если раны кровят на обеих твоих лопатках?
Небо грустно вздыхает и смотрит в тебя украдкой –
Небо знает такие вещи, как страх и страсть.
Ведь полёт – просто слово для всех, обречённых ползать.
И они своё время железно проводят с пользой:
Всюду стелют солому и жрут упоённо Prozac,
Будто бы их паденья, сродни твоему «упасть».

Будто бы бог подобен – волшебнику ли, врачу ли.
Солнце выжгло глаза, только сердце надёжно чует,
Как беспечно парят, как щебечут вверху пичуги.
Там крылатых, но жизнью меченых – пруд пруди.
Лишь одна в вышине – чёрной точкой – упрямо тонет.
Та, что обречена, та, что прежних смертей не помнит.
Ты поймай эту птицу  (за миг до земли) в ладони –
Пусть она этой ночью поспит на твоей груди.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Очень понравилось.
«Я вернулась, не скажу откуда. Улетаю снова. За собой». Да простит мне автор самоцитирование.  Стихотворение взволновало точным описанием состояния творческой личности. Я охарактеризовала это состояние одним словом - «между».  Страшно быть «между» небом и землёй. Между теми, кто «своё время железно проводят с пользой», страшно скрывать  своё небо, свои одинокие полёты  и свои мучительные падения.
Страшно убивать в себе птицу. И страшно разбиться, когда–нибудь  не выдержав  разреженной атмосферы полёта…
Спасибо, автор.



12 баллов
№ 5. невозвратное
 
там было тихо и светло
там бесконечно было тихо
а он найти пытался  выход
ему фатально не везло

в сопровожденье  тишины
до тошноты пробравшей разум 
он возвращался раз за разом
к толпе, молчавшей вдоль стены

потом опять влетал в зрачки 
и вновь просил у Бога, чтобы
хирург сегодня смог  заштопать
то, что разодрано в клочки

хотелось звать кого-нибудь
орать, рыдать, давить на жалость
но что-то страшное мешало
собой затягивая  грудь…

а через миг - до фонаря 
и смерть пришедшая случайно
и неба скорбное молчанье
и галок траурный наряд

взглянул растеряно извне
на остывающее тело
перекрестился  неумело
побрёл к стене...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Стихотворение потрясло. Тот, кто наблюдал умирание ЧЕЛОВЕКА, поймёт его и примет.



11 баллов
№ 7. Синее

синее – это паучьего морока маета,
слово безмолвное о нерождённом слове,
сгинувшем где-то в начале пути, не дожив до рта,
краденый голос, припрятанный в изголовье.

как же всё перепутано и неразборчиво как,
бывшая девочка женщин не отпускает,
те вырываются прочь с пуповинного поводка.
осенью каждый подол переполнят камни.

синее расплывается, оплакивает дневник,
топит поля, усеянные нотабене,
чтобы не выросли - ни травы над головами, ни
глянцевой школьницы сомкнутые колени.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
Такое же ощущение у меня было после первого прочтения некоторых вещей Заболоцкого («Можжевеловый куст», например)….



10 баллов
№ 11. Петухи

Скажи, мой друг, о чем была зима,
какие смыслы снег усохший прятал,
и почему весенний беспорядок
так норовит свести меня с ума?

Не дай мне Бог, чтоб снова – кувырком
туда, где миром правит сладкий голод
и сиплый крик – как ножницами – горло
перерезает точно и легко.

(закрыть глаза, ныряя в глубину,
считать свои упрямые секунды
и забывать лежащую под спудом,
но оттого и страшную – вину)

Скажи, мой свет, к чему чужая боль,
когда своей хватило с перехлёстом,
и как спастись от жалости и злости –
и петухов, кричащих вразнобой?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Все четыре стихотворения оценила бы одним количеством баллов … Хороший уровень. Не только ремесло, но и чувственный багаж авторов позволяет им писать подобную поэзию. 
Спасибо!



Ш. ВИЖУ НАМЕРЕНИЕ И РАССТРАИВАЮСЬ… (с)
 

9 баллов
№ 13. небеса

в небесах гостиничных номеров, в подземельях будней
твои губы становились губами только тогда, когда я проводил по ним пальцем.
ты выкармливала меня отчаяньем, смуглым голосом, тесной грудью,
а потом были танцы

в тёплом дыме безверия во что бы то ни было, чем бы не стало,
в абсолютном безветрии, я подхватывал тебя на руки с неопределённой целью,
ты хорошо держалась, ты была такой лёгкой, словно пустая,
пустой пузырёк панацеи.

мы высовывали языки, ты вслушивалась в другие миры, я рожи корчил,
вспоминал про ещё одну прелестную девушку, но у неё уже дети,
говорил тебе непристойное, говорил себе, что ты дорога мне очень,
потом оно так и случилось, но никто этого не заметил,

никто этого не оценил, это не стало никому наградой.
ты расчёсывала, до крови расчёсывала свои запястья,
нет, ты не из тех, кто путают верность и вечность, радость и праздность,
но из тех, кто не запоминают счастье.

наши улыбки встречались и разбегались, и снова встречались
за пределами видимости. просили ли мы чего-то иного в эти мгновенья?
откидываясь на подушки безопасности, ты уверено себе отвечала:
"всё и так хорошо. всё и так не вечно"
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    «Стихотворная техника - это не способ, как сделать манекен, а способ помочь рожденью живого ребёнка» (Е.Винокуров).
    Неплохо сделанное, но всё-таки,  на моё восприятие, именно «сделанное» стихотворение, с массой искусственных “силиконовых»  деталей:
- ты вслушивалась в другие миры;
-  ты не из тех, кто путают верность и вечность, радость и праздность,
но из тех, кто не запоминают счастье;
- в тёплом дыме безверия во что бы то ни было, чем бы не стало,  (думаю, здесь нужна частица «НИ» - Н.М.) в абсолютном безветрии, я подхватывал тебя на руки с неопределённой целью …(с)
    Эти цитаты показывают намерение «сделать красиво».
    Впечатление от первочтения – неестественность, неточность в выборе художественных средств для отображения лирического переживания. Не верю. Перемудрил автор с техникой.
    «Абсолютное безветрие» при  поднятии на руки «с неопределённой целью.  Здесь намерение поиграть словами (безверие-безветрие) очевидно. Какой может быть ветер под гостиничными небесами?  Канцеляризм «неопределённая цель» - совершенно обезобразил строку. Выразительные средства в данном случае не подают, а продают стихотворение. Ну не верится, что герой в иных случаях поднимает любимую на руки «с определённой целью»,  для  выполнения  «аксель лассо» какого-нибудь.   
    Версификаторский уровень автора - весьма достойный, слегка отдающий бродскими интонациями, что само по себе и не ново, и не особо предосудительно. «Стихотворная техника - это не способ, как сделать манекен, а способ помочь рожденью живого ребёнка» сказал Е.Винокуров. Очень нравится мне эта цитата. По моим субъективным ощущениям, ребёнок скорее  не жив, чем мёртв.:)
    И, всё–таки, оригинальная образность, начитанность автора (увидела даже скрытую цитату из Милоша Павича и некоторые черты его парадоксального художественного мышления) не позволили мне дать стихотворению низкий балл.
    Неординарное стихотворение, как ни крути.
    Нынче модно подменять лирическое чувство бесконтрольным потоком сознания, не предполагающим участия читателя. В данном случае, дань моде отдана, но интересы читателя всё-таки блюлись,  иначе стихотворение было бы в n раз длиннее.



IY. ПРОЧЛА, «ДУШИ НЕ ПОТРЕВОЖИВ»…

    Следующие три стихотворения, скажем так, среднеконкурсные. Они довольно мастеровиты, у них нет серьёзных проколов, но и серьёзных достижений тоже нет. Как говорится « ничто души не потревожит, ничто ее не бросит в дрожь» (с)



8 баллов
№ 14. Дорога в Элисту

тянется вечер, тянется в Элисту,
я ухожу, проваливаюсь в мечту,
плеер, в ушах наушники и Тату,
милые девочки, тоже в пути. и тут
мимо проносится поезд (пока-пока)
по запасному, но выход из тупика
виден. его тоска не тоска — река
древняя, как рука моего клинка.
тянется, тянется, тянется на восток
русское сердце, просит найти исток.
Гиперборея — вера, вода в песок...
«мой Арканар, дон Реба, не так жесток».
на перепутье с небом пески, тиски
сердце сжимают, и боль его от тоски.
степи, полынь, а хочется быть морским
пусть не пиратом, но мысли мои резки.
тянется вечер, тянется в Элисту,
ладно стучат колёса: ту-ту-ту-ту.
наш паровоз — вперёд, за верстой версту
стадо баранов ведёт за собой пастух...
тянется, тянется, тянется на восток
русское сердце, просит найти исток.
русское сердце просит сперва по сто,
будущее потом,
будущее поток,
будущее потоп,
бу-у-у!..
и на этом — стоп.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Хорошее, крепко сбитое стихотворение. «Рука клинка» слегка озадачила. На первочтение ощущается небольшой перебор пафосности (с «истоком русского сердца»).



7 баллов
№ 10.  ***

Уходя  в  зелёное  пространство,
не  забудь  о  прожитом  вдали.
Своего  Летучего  Голландца
придержи  у  краешка  земли.
Посмотри  на  домик  у  аптеки,
на  фонарь  в  зашторенном  окне,
где  в  тиши  твоей  библиотеки
ночью  тени  глубже  и  длинней,
на  давно  рассохшееся  кресло,
на  листы  и  книги  на  столе,   –
чтобы  в  новой  памяти  воскресли,
не  забылись  в  сутолоке  лет…
Посмотри  в  последний  раз  на  руку,
что  сжимает  всё  ещё  перо,
не  забудь  глаза,  их  лёд  и  муку,
и  лица  застывший  поворот.
А  когда  уйдёшь,  с  собой  простившись,
не  гаси  мерцающий  фонарь,
со  стола  листок  четверостиший
унеси  на  призрачный  корабль. 
До  утра  уснёт  безлюдный  город,
море  к  небу  выгнется  дугой.
Обернись  назад:  в  окне  за  шторой
до  восхода  теплится  огонь.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Это руководство по уходу «в зелёное пространство» заставляет пожать плечами. А если я в синее пространство задумала уйти – то чем мне руководствоваться? «Поворот лица» озадачил (лицо… поворотилось?)
«Уходя в зелёное пространство,
не  забудь о прожитом  вдали».
    Не постесняюсь спросить,  где эта «даль» (в зелёном пространстве или в домике у аптеки?) … Ну как тут не вспомнить гениальную амфиболию классика: «В чугун печальный сторож бьёт» :-) Фонарь за шторой, который теплится в безлюдном городе – аж трижды упоминается в стихотворении. Но я так и не поняла, какую роль автор ему отводит. И почему за шторой именно фонарь? Ведь слово «аптека» рядом с фонарём даёт устойчивую ассоциацию, какого рода источник «огня» находится за шторой – а именно - в виде фонарного столба! Неудачно соседство фонаря и аптеки в соседних строках, ненужное, сбивающее с толку читателя, из которого топором не вырубить  сакральное  «ночь улица, фонарь, аптека». Автор так и  не смог расположить меня к своему лиргерою, поучающему,  как именно я должна «прощаться с собой». Автор, что, специализируется на организации ритуалов подобных прощаний? Повествование от 2-го лица в данном случае  неуместно: интонация наставничества в способе ухода несколько неэтична. А вдруг кто-то проникнется и…нырнёт?  Образный ряд  стихотворения банален: слишком дёшевы все эти «Летучие голландцы» на краешке земли, сутолока лет, фонари (огни) за шторой, трижды помянутые, лёд и мука глаз, спящий БЕЗЛЮДНЫЙ ГОРОД. Кстати, если город безлюдный, то кто в нём спит, осмелюсь спросить?  Неужто герой всех жителей, подобно Крысолову,  в зелёное пространство» увёл?
    Невнятное слёзно-романтическое стихотворение с одной находкой «море  к  небу  выгнется дугой».



6 баллов
№ 12. Наступает зима
                В эту зиму с ума я опять не сошёл...
                И. Бродский

Наступает зима. Наступает на пятки зима.
И не двинуться вспять, и с размаху не вышибить клином.
И полдела всего - не сойти в эту зиму с ума,
а полдела - с сумой одолеть бесприютную зиму.
То ли дело - с умом пережить эту мглистую стынь,
наломав горы дров, не растратить себя в одночасье.
И пылают мосты, как безумно пылают мосты,
отрезая пути в шалашовое райское счастье.

Засыпают снега. За окном засыпают снега.
Снятся им города, погребённые в белом покое:
сотни вымерзших вёрст, где ещё не ступала нога,
сотни вымерших грёз, что уже не потрогать рукою.
Сотня сумрачных дней, чтоб пропить обесцененный дар,
чтоб талант золотой разменять серебром на десяток*.
Полпути позади и не вынес двоих Боливар**,
не выносится сор из избы - и в избе беспорядок.
Эх, забить бы на всё, всё бездумно поставив на кон,
принимая тузы и "шестёрки" чужого расклада,
и забыть все дороги, что выбрал когда-то легко,
и принять все пути, что тебя выбирают, не глядя...
И с улыбкой забыть, кем когда-то себя возомнил,
в иерархии чувств не найдя отличительных знаков.
Ведь полвека ушло, чтоб достать вожделенных чернил,
ведь полжизни прошло - а всё так же не хочется плакать.

Наступает зима. Занимает последний рубеж.
Атакуют ветра и таятся в засаде невзгоды.
И засада не в том, что мучительно тошно, хоть режь,
а засада лишь в том, что не светит хорошей погоды.
Что не светит звезда, что не светел холодный рассвет,
что вокруг - ни души, кто пошёл бы в разведку с тобою...
Наступает зима - и держаться уже смысла нет.
Только ты не из тех, кто согласен сдаваться без боя.

__________________________________________________________
*Талант - слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил по монете под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить. У древних греков "талант" был также счётной монетой, один золотой талант равнялся десяти серебряным.
**"Боливар не выдержит двоих" (англ. Bolivar cannot carry double)— крылатая фраза из рассказа О'Генри «Дороги, которые мы выбираем».
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    «Вымершие грёзы, что уже не потрогать рукою» - слегка удручили. А невымершие грёзы – можно…рукою?
Очень понравилось: «Ведь полвека ушло, чтоб достать вожделенных чернил, ведь полжизни прошло - а всё так же не хочется плакать». Да, чернила без чувства хорошую лирику не сотворят. Не знаю, удастся ли лиргерою «достать» чувств и научиться плакать после боя с зимой. С чувствами, в отличие от чернил, нынче напряжёнка. Хочется верить, что достанет. И тогда получится не такое квёлое по интонации, затянутое  стихотворение.
«И засада не в том, что мучительно тошно, хоть режь,
а засада лишь в том, что не светит хорошей погоды».
    Если не о чем сказать, то говорят о погодах, если не о ком плакать, то плачут по некстати ушедшему лету, весне, осени…
«Наступает зима - и держаться уже смысла нет.
Только ты не из тех, кто согласен сдаваться без боя»
…При таком оптимистическом финале остаётся пожелать лиргерою «достать» хорошей погоды, ну или дожить до понимания, что « у природы нет плохой погоды». Общее впечатление – нудновато, слишком обобщённо. Автор шифруется. Отнюдь не тесный терем его стихотворения – пуст. Для интравертной, интимной лирики такое  шифрование – убийственно. Никому не интересно читать про зиму-вообще, и про тоску-вообще. Каждый из нас проживает свою собственную, особенную жизнь,и самое главное в подобной лирике «интимное общение автора с читателем, который находится в том же положении, что и автор: в первый и последний раз осваивает прописи жизни»(С. Гандлевский).  Автор, было замахнулся на это, да…отделался  «политесом общих мест». Тузы, шестёрки, Боливары, пастерначьи чернила и бродские зимы – не способствовали созданию интонации  интимного общения автора с читателем, о котором говорит Гандлевский, а жаль.




Y. РОМАН - ЭПОПЕЯ

5 баллов
№ 4. Календарь

Настенный календарь, отрывочный и яркий –
казался нам тогда он толстым и смешным,
в далёком январе, где свежие подарки,
и мама гонит в дом, и голуби над ним.
Олег, Серёга, Лев из третьего подъезда,
футбол до темноты и споры ни о чём.
На кухне календарь с решениями съезда.
И первые листки с дежурным Ильичём.
Отечество в дыму, в кармане вольный ветер,
сын дворничихи Сэм под стать ему почти.
И мы живём в стране, единственной на свете,
где розовый портвейн и в цвет ему – мечты...

Срываются листки с ненужным расписаньем
движения светил и праздников мирских.
В апреле ни к чему уже готовить сани,
ускорилась страна, проснувшись от тоски.
Лев бросил институт, весна тому виною,
Серёга свой филфак ругает за глаза.
Олег зубрит иврит, чтоб выехать с женою,
а Сэм познал Стамбул, Варшаву и базар.
А мама от газет в восторге. И журналы...
И, кажется, любовь, и клятвы до зари.
Листки идут в отрыв, как годы, по безналу.
И всё ещё кружат над домом сизари...

Он сильно похудел. Всему виною лето,
отрывками, и мир с повадками, как тать.
Листки календаря летят как эполеты
у тех, кто не умел два раза присягать.
Серёга – репортёр, прожектор катастрофы,
в Москве прописан Сэм – и видел всех в гробу.
Олег несёт свой крест в окрестностях Голгофы,
а Лев пропал в горах под городом Кабул.
То "Джип", то "Мерседес" – в берёзку ли, в осину.
Стран много, два пути: аптека и фонарь.
А мама пьёт настой и чаще просит сына
быть твёрже и трезвей, поскольку всё как встарь...

И не до голубей в осеннем небе низком.
Мы вышли на рубеж, когда уже с горы.
Проклятый календарь, листы уносит списком.
А кажется вчера... Но это до поры.
Олег ушёл в себя, Сергей уже за штатом,
Лев выплыл в Анкаре, и звать его Ахмед.
Семён Петрович стал народным депутатом,
хоть путает оффшор, офсайды и обед.
Скрывает слякоть дней несбывшегося груды.
Подарки в юбилей, подачки всё черствей.
А мама видит нас, наверное, оттуда...
Как пёстрые листки в сгорающей листве...

Дыхание зимы. Последние страницы
на серой и пустой изнанке у плиты.
В далёком январе надежды, судьбы, лица:
казались – на века, и с вечностью на "ты".
Мы брали этот мир, наверное, на вырост.
Ребята, где же вы? Нам надо доиграть...
Но всё, что позади – хоть оторви да выбрось.
А дома – интернет, усталость и кровать.
И скоро новый год, да не по наши души.
И новый календарь, но рвать его не нам...
А мама ждёт всегда. И вечно будет слушать.
Мы встретимся... Дождись...
Что скажешь?..
Тишина...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
               
    Особняком стоит стихотворение. Автор замахнулся на грандиозную эпическую тему – судьбу поколения,  оправдавшего на собственной шкуре известную страшилку: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен».  Поколение лиргероя потеряло родину, идеалы, веру  в будущее.
Но у меня создалось впечатление, что автор не вполне удачно справился с задачей. Возможно из-за того, что он находится внутри ситуации, он ещё не пережил её и не может говорить о ней  не так взволнованно, отстранённо оттачивая волнующие его строки.
Не понравилась привязка темы к календарю. Ускорение с перестройкой  «скушало» не один календарь, и эта логическая  нестыковка очень портит стихотворение.

    О языке:
 Кажется мне, если бы автор писал свой рассказ прозой, то тех стилистических корявостей, которые я выписала, не случилось бы.

- Как пёстрые листки в сгорающей листве (листки в листве  = дерево в деревьях)
- на… изнанке у плиты.
- В апреле ни к чему уже готовить сани (невнятность смысла плюс зияние гласных (чему/уже)
- А мама от газет в восторге. И журналы...(журналы тоже в восторге?)
- Листки идут в отрыв, как годы, по безналу (что значит это «по безналу?» Сравните: «как годы за наличку» (?)
- Скрывает слякоть дней несбывшегося груды (?)
- ускорилась  страна («ускорилась» о стране?), проснувшись от тоски (может, всё-таки «очнувшись»?)
- Он сильно похудел. Всему виною лето, отрывками…
 - мир с повадками, как тать (здесь легитимно или: «мир был – тать», или «мир был с повадками татя»)
- Стран много, два пути: аптека и фонарь  (аптека – понятно, а фонарь? Повеситься на нём, что ли?). Если так, то вместо запятой перед «путями» нужно поставить тире.
- мама пьёт настой …и просит сына быть твёрже и трезвей (пьёт-мама, а быть трезвей просит сына?)
    Тема вызывает уважение, но стихотворение стилистически неопрятно, требует серьёзной доработки.




YI. ПОСТОЯНСТВО ВЕСЕЛЬЯ И ГРЯЗИ

4 баллла
№ 3.  ***

Была листва. Осыпалась от ветра.
И воробей, пропажу обнаружив,
На ветке у последнего листка
Сидит, печально вспоминая лето.
А дворник из большой осенней лужи
Устало выгребает облака.

Пусть — листопад. Метлою двор просторный
В который раз он подметет неспешно
И с личной пользой. Под кустом найдет
Пятак иль гривну. Ведь на то и дворник,
Чтоб во дворе все подбирать прилежно
(И деньги — тоже, если повезет).

Но надо тут заметить, что везенье
Давненько дворника не покидает,
Чему он (это ясно) очень рад.
И по утрам приводит двор осенний
В порядок, незатейливо ступая
На старенький, замызганный асфальт.

Конечно, дворник — важная фигура,
Хотя фигурой он как раз не вышел
(Не вышел, так не вышел — не беда)
И, подметая листья не халтуря,
Свободой во дворе привычно дышит,
Где сам себе хозяин он всегда.

Но, облака из лужи выгребая,
Заметил дворник вдруг кусочек солнца
И бережнее, чем пивной бокал,
Несуетливо поднял... Улыбаясь,
Жене своей в раскрытое оконце
Кусочек этот радостно подал.

Жена как раз на службу собиралась
И губы жирно мазала помадой.
Увидев, что к ней руки тянет муж,
“Опять напился, — только и сказала, —
Ну, что тебе еще, пьянчуга, надо?”
И тусклый взгляд скользнул по глади луж.

“Мне, может, это просто показалось,
И не было кусочка солнца в луже?”—
Подумал дворник, и пошел туда,
Где на воде задумчиво качалась
Звезда, унылый вид двора нарушив,
И серебрилась тихая вода.

И было дворнику поймать охота
Звезду, купавшуюся в луже сонной,
ЕЁ он стал ладонями ловить,
И думал: нужно для того работать,
Чтоб звезды, облака, кусочки солнца,
Хоть изредка, но все же находить.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Есть в этом произведении несколько вполне поэтических мест: в начале и в финале (А дворник из большой осенней лужи
Устало выгребает облака). Хорошо! Ну просто очень хорошо! Как известно, дворники и истопники традиционно являются для поэтов носителями неординарности, оригинальности и загадочности. Этакими Венечками Ерофеевыми…Уж сколько « их исчезло в этой бездне» …
Притча оставляет противоречивое впечатление: герой её и незамысловатый сюжет остаётся в памяти, хотя вещица довольно незатейлива и неопрятна по технике.
    Стилистика грешит излишеством текста («чему он (это ясно) очень рад»), балластных слов («может, это просто»), неточным словоупотреблением, бедноватостью словарного запас(листва-листка-листопад- через строку), алогичностью лирич. повествован (звёзды и солнце плавают в лужах одновременно. Фонетически и ритмически текст также имеет огрехи, имеется прямое нарушение правил русск. языка.
    Так,  неудачны с  т/з благозвучия русской речи фонет. фрагменты: /дворниКВДРуККусочек/;  несколько удручает ритмическая и стилистическая  неряшливость фразы: «ЕЁ Он стА (л л)адонями ловить»  (3 ударения подряд. Инверсированная фраза. Два одинаковых сонорных звука «стал/ладонями» на стыке слов.
Прямая ошибка в ударении слова: правильное ударение «пОдал», а не подАл (Малый академический словарь : 2) пода;ть-да;м, -да;шь, -да;ст, -дади;м, -дади;те, -даду;т; прош. по;дал, -ла;, -ло; повел. пода;й; прич. страд. прош. по;данный, -дан, -а; и -а, -о;сов., перех.

И по утрам приводит двор осенний
В порядок, незатейливо ступая
На старенький, замызганный асфальт.

Неточность подбора слова особенно удручает в такого рода философских притчах: «незатейливо ступая»??? А как ступать на асфальт «затейливо»?
    Вообще стихотворение оставляет ощущение довольно откровенного заимствования (тема, лексика, интонация – из пары вещей Даниила Хармса о дворнике:

Даниил Хармс

Постоянство веселья и грязи

Вода в реке журчит, прохладна,
И тень от гор ложится в поле,
и гаснет в небе свет. И птицы
уже летают в сновиденьях.
А дворник с черными усами
стоит всю ночь под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый
и топот ног, и звон бутылок.
Проходит день, потом неделя,
потом года проходят мимо,
и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.
А дворник с черными усами
стоит года под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый
и топот ног, и звон бутылок.
Луна и солнце побледнели,
созвездья форму изменили.
Движенье сделалось тягучим,
и время стало, как песок.

Узнаёте: птицы, оконца, луна, звёзды, запах алкоголя? Но, признаюсь, несмотря на всё сказанное, эта вещица запоминается и оставляет впечатление не мертворожденной, а я это очень ценю. Наверное, потому и столько внимания уделила. Спасибо автору за позитив!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



YII. «В ЭТИХ ДЖУНГЛЯХ Я ЛИ МАУГЛИ?» (с)

3 балла
№ 9. Исповедь вервольфа

Память рвётся там, где тонко.
Я на свет рождён волчонком,
помню логово и сосны, как навес.
Мой отец-вожак был в силе.
В дом добычу приносили
волчий нюх, клыки, отвага, тёмный лес.

Рос смышлёным я и быстрым.
Только чей-то меткий выстрел
уложил отца, оставив мать одну.
Так в лесу могло случиться,
но красавица волчица
каждый вечер горько выла на луну.

Время мчалось в темпе века.
Ненавидя человека,
стал свирепым я, как тысяча волков.
Одержим мечтой о мести,
не подумал о невесте -
не завёл семьи, не вырастил щенков.

Жил угрюмо, некрасиво,
без любви и перспективы,
но зато в кровавой схватке ведал толк.

Вдруг однажды, глянув в реку,
поклонился ... человеку (?!),
осмотрелся - никого, а я ... не волк.

Стало холодно и жутко.
Кто сыграл со мною шутку?
Видно, пьяным был волшебник-доброхот.
В шкуру новую врастая,
я не смог вписаться в стаю
и не понял смысла схваток и охот.

Тяжела моя расплата:
санитары, врач, палата.
И не выбраться, и ниже не упасть.
Помня прежние замашки,
из смирительной рубашки
зверем рвусь, рычу, оскалив волчью пасть.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Интересная тема.  Борьба зверя и человека внутри себя. Но раскрытие показалось несколько «влобным», и, потому,  скучным. Образная система настолько обеднена, что вовсе не угадывается… "Можно научить рифмовать, но нельзя научить изобретать образы"(с). Тема может  сколь угодно раз повторяться (в конце концов лет 200 поэзия говорит об одном и том же), но без авторской системы образов – рифмованный текст – ещё не поэзия.
К сожалению, ни единого авторского (копирайтного) образа я не нашла. Стихи больше напоминают автобиографию из личного дела…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



YШ. МАНИТ-ОБМАНЕТ…

2 балла
№ 1. Цветок  "Манит-обманет"
 
В потаённом лесу,  где живут упыри,
Где коты смоляные недобро глядят,
Где старушки-ягушки готовят внутри
Потемневших избушек обед для котят,

Появился цветок необычной красы -
Исполнитель желаний и страстных надежд -
Светлячково  мерцая  в  короне росы,
Завлекает к себе простаков и невежд.

И стремятся в чащобу глупцы через топь,
От змеиных  укусов  рискуя  полечь,
Через острый  осот и осиную дробь,
Не боясь, что старушки отправят их в печь.

А цветок, затаившись в тумане густом,
Одурачит, лишая  покоя  и сна!
И двоится в глазах, и за каждым кустом
То кривится упырь, то сверкает казна...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Старательное упражнение на тему.  Непонятно, для какой возрастной категории  написано стихотворение. Детям про упырей – рано, взрослым – страшно ;
    Страстные надежды, густой туман, лишение покоя и сна, краса-роса, надежд-невежд… Ни глубокого лирического чувства, ни интересной техники, ни оригигального лирического смысла… Но и ляпов особенных тоже нет. 
Что тоже не мало.




1 балл
№ 2. Безутешно

                "– Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
                Изысканный бродит жираф."
                Н. Гумилев. Жираф.

Безутешно, голубка, грустишь. И в глазах боль-тоска.
Ты забыла о небе зовущем, о звёздном драже,
Как носили тебЯ в слАдкой пене-гляссе облака...
Стали серыми дни в затянувшемся слёзном дожде.

Что ж… Поплачь, облегчИ дУшу, волком немного повой.
Отряхни своИ бЕлые крылья... Ты видишь? роса.
И твоё бесконечное горе размоет прибой.
Ты поверь мне, на свете большом есть ещё чудеса.

Там в багровом закате рождаются мультики снов,
И крылатые эльфы живУт в кОсах зебро-берёз...
Не последний трамвай - твой обманщик... он предал любовь...
Австралийское чудо ... посмейся со мной… утконос!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

    Одна моя знакомая поэтка как-то во время жюрения очередного конкурса вспылила: «Так бы и поотрывала всем поэтам  их бесчисленные крылья»… А в этом стихотворении на 12 (!) строк дважды  употреблены эти пресловутые крылья…Язык стихотворения крайне беден: на 3 строфы  несколько пар  практически одинаковых слов: чудо-чудеса; крылья-крылатые, ты-тебя….
    Стихотворение ритмически неопрятно: вот схемы некоторых симметричных строк и ритмических коряжек:
Ты забыла о небе зовущем, о звёздном драже
--/--/--/--/--/
  Отряхни своИ бЕлые крылья... Ты видишь? роса
--/-//--/--/--/
 И крылатые эльфы живУт в кОсах зебро-берёз
--/--/--//-/--/
тебЯ в слАдкой
-//-
облегчИ дУшу
--//-
«Мультики снов» -  авторский образ из удачных. Зебро-берёзы – тоже авторское, но довольно неуклюжее изобретение.


==============================================
Такое вот глобально-субъективное мнение.

Спасибо авторам!
Наталья Малинина