раннее слабоумие

Николай Круглов
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
Быт.28:12

Религиозным помешательством, mania religiosa, может быть любая душевная болезнь с религиозными бредовыми представлениями, чаще всего dementia praecox. Однако некоторые еще до сих пор называют этим именем меланхолию с ясно выраженным бредом греховности.
Э.Блёйлер, Руководство по психиатрии

Сколько полезных наблюдений разрушается от непонимания, что есть настоящее суеверие. Люди иногда называют суеверием просто открытые глаза.
Е.И.Рерих, Напутствие Вождю


* * *

забывчивость игривых пальцев
тумана тонкая вуаль

круги? орбиты?

или пяльцы?

и нить

и горизонт

и даль
далёкая
всё ближе

и глубина

всё ниже
ниже

там
где основа из основ
освобождение от снов

и неестественность ответов
на грубый
искренний
вопрос

где Он?!

понеже воля Света
пускай Земля пойдет под снос
и на орбите
близко к Солнцу

закружится моя Душа

о Боже!
Боже!
Боже!
Боже!

как ты, родная, хороша
когда в предутреннем тумане
сочит амброзию сирень

и манит, манит, манит, манит

а я пишу
и мне не лень
сквозь нейроны
через пальцы
кидать Слова на белый лист

кто тот последний оборванец
кто так душой своею чист

что может перед целым Мiром
стоять без трепета и слез

и ждать
и знать
грядут Майтрейя,
Гагарин, Иисус Христос,
друзья, ушедшие во цвете,
Колтрейн и Пушкин,
Воннегут
и все, кто был на Этом Свете
и те, кто и до ныне тут
все, кто родятся через годы
а может быть через века

...придет Господь
и тихо скажет:
вот вам, друзья, моя рука
дождались вы во мне опоры
нет больше боли и страстей...


- Эй! Брат! А как же мы узнаем?!

- Смотрите больше “новостей”...
;)


май-июнь 2012
__________________________________

dementia praecox - раннее слабоумие

*
Творчество - наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы. И все это "ни для чего", чтобы вечно повторять одно и то же, не двигаясь с места. Но, может быть, важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека, тот повод, который дается произведением искусства человеку для преодоления призраков и хотя бы незначительного приближения к обнаженной реальности.
А.Камю, Миф о Сизифе

*
В "Послании Эгноста Благословенного", два списка которого были недавно открыты среди других рукописей гностической библиотеки в Хенобоскион, говорится о том, что Отец породил из себя андрогинное человеческое существо, которое, соединившись с Софией, породило сына, бывшего андрогином. "Этот сын есть первый Отец порождающий, Сын Человека, называемый также Светоносным Адамом... Соединяясь со своей Софией, порождает он великий андрогинный свет, который по мужскому своему имени зовется Спаситель, создатель всего Сущего, по женскому же – София, мать всеобщая, также называемая Пистис. От этих же двух рождены шесть пар других духовных андрогинов, что порождают сперва 72, а затем 360 иных сущностей..." (55) Насколько можно понять, процесс, начавшись с андрогинного Отца, вновь и вновь повторяется на нисходящих уровнях (каждый из которых все более удален от "Центра", в котором находится автохтонный Отец).     Неслучайность андрогинного мотива для гностиков подтверждается текстом "Евангелия от Фомы". Не являясь, в строгом смысле этого слова, гностическим, данное произведение многое говорит о мистическом климате раннего христианства. Тем не менее отдельные выдержки из этой книги и их толкования были весьма популярны в среде ранних гностиков, а перевод ее на сайдинский диалект фигурирует среди рукописей, принадлежащих к гностической библиотеке, найденной в Хенобоскион. В "Евангелии от Фомы" Иисус, обращаясь к ученикам, говорит: "Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннее как внешнее и внешнее как внутреннее, и верхнее как нижнее, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной, и женцина не была женщиной <...> тогда вы войдете [в царствие]" (Лог. 27).
    В другой же логии Иисус говорит: "Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и если вы скажете горе "сдвинься", она переместится" (Лог. 110). Формула "сделать одним" встречается еще трижды (Лог. 4, 12, 27). Дорессе дает соответствующую отсылку на параллели в Новом Завете. (Иоанн, XVII, 11, 20 – 23; Римл., XII, 4 – 5; 1 Коринф. XII, 27 и т. д.). Особенно важно для нас "Послание галатам", III, 28: "Нет ни иудея, ни эллина, нет ни раба, ни свободного, нет мужского, нет женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе". Это единство изначального творения до создания Евы, когда "человек" был ни мужчиной, ни женщиной. Согласно "Евангелию от Филипа" (Кодекс Х из библиотеки Хенобоскион), разделение полов – сотворение Евы из тела Адама – стало началом смерти. "Христос пришел, чтобы снова исправить разделение, которое произошло вначале, объединить обоих и тем, кто умер в разделении, дать жизнь и объединить их" (Лог. 78).
    Другие тексты также содержат сходные утверждения, касающиеся воссоединения полов, которое есть образ Царствия. В ответ на вопрос, когда же придет Царствие, Господь говорит: "Когда двое станут одним, а внешнее как внутреннее, мужчина с женщиной – ни мужчиной, ни женщиной". (Второе послание Климента, цитируемое в книге Doresse, II, 157). Возможно, этот пассаж в "Послании Климента" восходит к "Евангелию, приписываемому египтянам", из которого сохранилась следующая цитата у Климента Александрийского: "Когда Саломея требовала ответа, когда же исполнится то, о чем она вопрошала, сказал Господь: "Когда ты попрешь покровы позорные, и когда двое станут одним, и мужчина с женщиной – ни мужчиной, ни женщиной" (Stromates, III, 13, 92; Doresse, II, 158).
    Здесь не место выяснять происхождение этих гностических и окологностических формул, служащих для выражения божественного единства и андрогинности "совершенного человека". Известно, что гностицизм нельзя свести к какому-то одному источнику; среди таковых наряду с еврейским гнозисом и спекуляциями на тему изначального Адама и Софии можно обнаружить и производные от неоплатонических и неопифагорейских доктрин, и восточные влияния – особенно иранское. Но мы видели также, что и апостол Павел, и святой Иоанн считают андрогинность одной из характерных черт духовного совершенства. Ибо стать "мужчиной и женщиной" или быть "ни мужчиной, ни женщиной" – обе эти формулы стремятся передать, что же такое metanoia – абсолютная реверсия всех ценностей. "Быть мужчиной и женщиной" звучит на самом деле не более и не менее парадоксально, чем "стать как дети", "Родиться вновь", "пройти узкими вратами".
    Ясно, что сходные концепции можно встретить у греков. В "Пире (183 Е – 193 Д) Платон описывает изначального человека – в его описании это двуполое существо сферической формы. В контексте наших разысканий имеет значение тот факт, что в метафизических спекуляциях Платона – равно как в теологии Филона Александрийского, у теософов неоплатонического и неопифагорейского толка – так же, как в герметических школах, ссылающихся на авторитет Гермеса Трисмегиста ил "Поимандра", или в сочинениях некоторых христианских гностиков, человеческое совершенство понимается как неразрушенное единство. Оно есть лишь отражение божественного совершенства, проявление Всего в Одном. Гермес Трисмегист, посвящая Асклепия в Знание, сообщает ему, что "Бог не имеет имени – или же ему принадлежат все имена, ибо он есть Один и Все". Бесконечно богатый плодовитостью обоих полов, он постоянно вызывает к появлению на свет все те вещи, которые он полагал сотворить.     "Итак, ты говоришь, что Бог обладает обоими полами, Трисмегист?"     "Да, Асклепий, и не только Бог, но все существа, имеющие душу или живущие жизнью растительной". (56)
Мирча Элиаде, Мефистофель и Андрогин, или мистерия целостности