Кельтские и средневековые мотивы

Ян Кунтур
(стихи для концерта старинной музыки моих друзей группы "Пачворк")


«Баллада о Бриане Бору»

 Над вереском цветущим – свет луны
 равняет победивших и погибших.
 И черный ворон проникает в сны,
 И крик его все дальше, глуше, тише…
 Не лучше ль нам в цветущие поля
 уйти с тобой, отбросив меч и латы,
 но никому не скрыться от расплаты,
 когда уходит из-под ног земля,
 ни королю, ни сыну короля…



 «Леди Туманной горы»

 Стена вырастает густого тумана,
 и конь – на дыбы…
                Осторожней, мой всадник!
 А дальше – скала, в ней пещера – как рана.
 Нет,
          не приближайся!
                Прорвись из засады!

 Но поздно –
 ты слышишь тот звук неустанный,
 тот шепот, тот стон, пополам с заклинаньем:
 «Моргана, Гвиневра, Игрейн, Вивиана…»
 И видишь фигуру –
 то дух из преданья…

 Всё –
        ты в его чарах.
                Назад нет возврата…
 Но как он прекрасен – тот взгляд из заката…



 «Двойные озера»

 Имён ирландских странное звучанье
 летящего копья уводит в край озер,
 зеленых пастбищ. Там трилистник тайну
 скрывает, там вершит свой приговор
 судьба, там племена богини Дану
 под купола дерновые холмов
 уходят, отдавая талисманы,
 тем, кто на поиски далеких островов,
 на лодках кожаных отправится за Браном.



 «Терновник»

 Печаль древнее, чем любовь и смерть.
 И вечный крест меча лежит на ложе.
 И зелье привязать насильно сможет
 и никому тот узел не успеть
 распутать. Тянется терновник ввысь
 опутывая церковь из могилы,
 чтоб скрыться в холмике другом.
                Бессилен
 любой топор пред этой страстью.
                Жизнь
 продолжится, заполненная ею,
 цветением скрывая галерею…




 «Гальярда принца Вальдека»

 Волны Эдера плещут
                в камни старой плотины;
 ясень веткой корявой
                стену замка скребет,
 словно такт отбивая
                гальярды старинной:
 пять прыжков, переступ,
                длинный шаг журавлиный…
 Лютни льют водопады,
                нити ткут мандолины,
 нас уносят за буковый лес, 
                за долину
 пять шагов, переступ,
                длинный шаг, разворот…




 «Пой, менестрель!»
   (турдион)

 Звенят фанфары над зубцами, новый день
 приветствуя, сверкают на восходе.
 Пой громче, менестрель! Пусть не коснется тень
 лица моей мадонны! И в эподе
 Единственное слово повторяй:
 «Амор, амор!» -  а прочего не надо.
 Пусть приоткроют ей наземный рай
 твои замысловатые рулады.

 А я – копье направлю в щит врага
 и выбью из седла и из турнира,
 на древко подниму ее рукав*,
 как вымпел, чтобы стал ориентиром
 для прочих менестрелей на века.



* В Средние века рукава платья не пришивались, а привязывались. И в Провансе, дама дарила рукав своего платья своему преданному рыцарю, когда он одерживал победу на турнире. Этот рукав рыцарь прикреплял к древку копья как вымпел (средневековый пров. роман "Фламенка")

Осень 2012