Мона Лиза - юноша?

Эдуард Кукуй
ИЗ ИНТЕРНЕТА
Мона Лиза - юноша?
Каждый день в Лувре перед «Моной Лизой», самой знаменитой и, безусловно, одной из самых прекрасных картин в истории, давятся туристы с фотоаппаратами
Денис
КОРСАКОВ

Для большинства это просто достопримечательность, они даже не всматриваются в картину, которая на самом деле удивительна: за пять минут она успевает множество раз поменять выражение лица. Она смотрит на тебя, она улыбается тебе, и тебе всерьез кажется, что она живая.

Это самая изощренная и блестящая оптическая иллюзия в истории живописи. Леонардо да Винчи, лучший художник в истории человечества, много лет возился с «Моной Лизой» и добился абсолютного совершенства - по крайней мере в портретном жанре, в котором ему и без того не было равных. Вопрос только в том, чей это портрет.

Сейчас итальянский историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что на картине изображен юноша. Его звали Салаи, он на протяжении двух десятилетий был подмастерьем Леонардо да Винчи и (чисто теоретически) мог быть его любовником. Ранее он обнаружил с помощью сильного увеличения букву S в зрачке Моны Лизы и утверждает, что это значит Salai...

Официальная версия: Мона Лиза - жена торговца шелком

По общепринятой теории, на портрете изображена Лиза дель Джокондо. Она родилась в 1479-м,  вышла замуж за торговца сукном и шелком и родила ему пятерых детей. Считается, что муж заказал ее портрет Леонардо в ознаменование рождения среднего сына, Андреа, и покупки нового дома. Но Леонардо провозился с портретом несколько дольше, чем рассчитывал Франческо: больше пятнадцати лет. В 2005-м была обнаружена запись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи - там указывалось, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами, в том числе над портретом Лизы дель Джокондо. Это считается окончательным доказательством, что на портрете - именно она.

Альтернативная версия: Мона Лиза - любовник Леонардо

Слухи, что Леонардо был гомосексуалистом, циркулируют с XV века и вызывают горячие споры среди его биографов. В 1476-м, когда ему было 24 года, его судили по обвинению в содомии - он слишком близко сошелся с молодым человеком по имени Джакопо Сальтарелли, который занимался проституцией и на которого кто-то составил донос. Содомия была очень серьезным обвинением, за нее могли приговорить к смертной казни, но Леонардо был оправдан за недостатком улик.

В дальнейшем он так и не женился, но с большой симпатией относился к мальчикам и юношам, окружая себя подмастерьями. Вот только нет ни единого свидетельства, что он вступал с ними в сексуальный контакт. Многие считают, что он практиковал полное воздержание от секса - возможно, именно после психологической травмы, которую нанес ему скандал с Сальтарелли.

Джан Джакомо Капротти да Орено стал его подмастерьем в возрасте 10 лет (Леонардо было 38). Прозвище Салаи - «дьяволенок» - было дано ему не просто так, он с маниакальным упорством воровал деньги, но Леонардо относился к этому скорее как к милым проказам.

Джорджо Вазари писал, что Салаи был на редкость хорош собой, - Леонардо особенно нравились его вьющиеся волосы. Он разглядел в нем некий идеал красоты? Полюбил его как сына - или не только как сына? Мы никогда этого не узнаем. Но Салаи стал его любимым учеником (а потом и любимым натурщиком). Он написал с него «Иоанна Крестителя»: еще более загадочная улыбка, очень похожее на «Мону Лизу» лицо (причем «Иоанн» находится в Лувре неподалеку от «Моны Лизы», и, чтобы уловить сходство, не нужно быть искусствоведом).

Леонардо верил, что Салаи в конце концов тоже станет выдающимся художником - видимо, он рассматривал его как наследника. Именно ему он в конце концов оставил «Мону Лизу». Салаи пережил учителя всего на пять лет - он погиб в драке в 44 года.

Салаи действительно смахивает на Мону Лизу, но... Теория Винчети уже подверглась критике. Пьетро Марани, специалист по творчеству Леонардо, заявил, что она совершенно беспочвенна. «Все персонажи картин Леонардо напоминают друг друга, потому что воплощают один и тот же абстрактный идеал красоты, - цитирует его Daily Mail. - Во всех одновременно есть мужское и женское начало. Да Винчи начал писать «Мону Лизу» как портрет Лизы Герардини, но с годами концепция постепенно изменилась: это идеализированный портрет, не изображение конкретного человека».

фото из интернета
Портрет Салаи


P.S.
При совмещении двух портретов- совпаление полное!
Трудно не согласиться, что женский образ- прикрытие скрываемого любимого ученика...
Разгадке тайны посвящен на географическом канале док.фильм.