Ох, уж эти госэкзамены...

Лидия Клочкова Заруцкая
                Да… молодо-зелено! Каких только приключений не случалось в юности, но львиная доля их приходится, конечно, на школьные и студенческие годы!
Институтская  пора пролетела,  как один, где прекрасный, где – так себе, миг, и вот,  наконец, наступил час «расплаты» -  государственные экзамены, которые повисли над нашими бедными головами,  как домоклов  меч! Тот, кто прошёл через это  высшеобразовательное  горнило, в курсе, что такое экзамен в ВУЗе, а тем более, - выпускной! И как бы мы ни учились, а перед выпускным экзаменом  небо казалось с овчинку, и чем ближе подходил этот роковой  день, тем понятнее становилось, что знаний наших – с гулькин нос!
                До первого экзамена оставалось несколько дней, и нас лихорадило, как малярийных больных. Багаж знаний оставлял, как всегда, желать лучшего, и сильно не отягощал! На последних консультациях наши бедные педагоги с ума сходили от наших "фейерических"  ответов и предрекали нам печальный финал!
                На "консилиуме", который состоял кроме меня ещё из двух моих подруг Светки и Лариски, единодушно было вынесено решение писать шпоры. Причем, совместно. Одни на троих! Ведь додуматься только надо было до такого!.. Но в тот момент этот  стратегический манёвр  казался нам  самым мудрым! Поделив весь материал на троих, мы засели за написание  шпаргалок.
                Накануне экзамена мы созвонились, дабы встретиться на нейтральной территории, чтобы обсудить все детали пользования шпаргалками. Дома сделать это было нельзя, так как ничего не подозревающие родители в полной уверенности были, что их чада сидят, как проклятые, и учат. Поэтому пришлось выбрать какое-нибудь кафе, но был уже вечер, и поблизости кафешки все были закрыты, остался только один вариант: маленький ресторанчик внутри гостиницы, который вечером принимал и приходящих извне посетителей, всех запоздавших, одним словом. Туда мы и направили свои стопы.
                В ресторане почти никого уже не было, что весьма обрадовало нас. Мы выбрали свободный столик в уголке небольшого зала и рухнули все трое на стулья, обессилевшие и одуревшие от трёхдневной сплошной писанины. Теперь всему этому надо было дать ума! Светка изготовила прямо как от Славы Зайцева подпольный фартук с миллионом кармашков! В них-то  мы и начали распределять свои скудные знания!
                Звучала тихая приятная музыка,  совсем не располагавшая к насилию мозгов науками. В конце зала сидела парочка, которая всё время целовалась и тем самым сбивала нас с нужной мысли. Шпаргалки уже почти распределили благополучно по карманам, как вдруг внимание наше привлёк спускающийся по лестнице из гостиницы какой-то моложавый постоялец. Он внимательно оглядел зал, увидев, что народу практически нет, подошёл к нашему столику и приветливо спросил: «У вас заказ не принимали ещё»?- и, услышав наш отрицательный ответ, присоседился к нам с нашего, разумеется, разрешения.
                А мы и не больно-то возражали! Хотя мужичок и плюгавенький был, небольшого росточка, с сильной залысиной, в какой –то заношенной майчонке, но он оказался такой балагур, что моментально расположил нас к себе, и уже через пару минут мы весело смеялись на его реплики и шутки. Про экзамен мы начисто забыли и изо всех сил попеременно строили глазки нашему случайному соседу по столику. Молодо – зелено!
                В самой середине вынужденного ужина у Светки вдруг вывалились все шпоры на пол вместе с фартуком. Заливаясь от хохота, наш сосед по столику мгновенно оценил ситуацию и, продолжая весело смеяться, успокоил: «Ничего, бывает….Первокурсницы?»
- Да если бы, - охотно отозвались мы все трое сразу. Выпускницы! Завтра идём на заклание!
                Саша, так представился нам наш сосед, тут же, под общий хохот, рассказал уморительный анекдот на злобу дня, про горе-студентов.  Мы были в таком замечательном настроении, что все предполагаемые «ужасы» завтрашнего экзамена ушли куда-то на задний план. Саша, взяв в руки наше экслюзивное изделие – фартук,  буквально плакал от смеха, когда мы ему рассказывали во всех подробностях, как этим «грозным орудием» надо пользоваться, чтобы ещё при этом усыпить бдительность экзаменаторов. Мы развеселились до такой степени и так освоились с весёлым соседом, что чуть ли не стали показывать ему исписанные впридачу к шпорам ноги от коленок и выше.
                На наш гомерический смех в конце концов среагировал официант, который напомнил нам вежливо, что здесь всё-таки приличное заведение, и наш "такой" смех могут расценить двояко... Мы прыснули в ладошки...… Кому там было ценить наш смех? – не понятно! В зале уже никого не было...
                Вечер наш явно удался. Если бы не Саша, сидели бы мы сейчас, как измождённые знаниями мумии, и распределяли роли в пьесе под названием "Экзамен"!  От его заразительного смеха завтрашние  наши «страдания» казались полной ерундой. Он даже внёс свою лепту, посоветовав, как лучше спрятать шпоры и как их незаметно изъять из тайника. Мы ухохатывались. Такого чудесного вечера у нас ещё не было. Вот тебе и мужичок с ноготок! Но всё хорошее когда-нибудь кончается! Нам уже явно пора  было расходиться по домам. Да и Саша, рассказав на посошок очередной анекдот, отправился наверх, в свой номер. Даже грустно сразу как-то стало... Но реальность вернула нас к действительности, и мы, окончательно распределив роли и последовательность действий, разошлись, наконец, по домам. Ночью мне снился Саша, и я проснулась на удивленье в весёлом расположении духа.
                В институте всё гудело, как в улье. Наше трио уже было в полном сборе. Экзамен начался, и первой в аудиторию мы втолкнули дрожащую, как осиновый лист, Светку. Ей полагалось идти первой по нашему «графику». Аудитория поглотила нашу трясущуюся подругу, и дверь за ней захлопнулась, а мы «отпали»,  облокотившись на стены, которые дружески пытались удержать нас в вертикальном положении.
                Время не шло. Оно остановилось. Даже перед казнью людей столько не пытают! И подслушать нельзя! …А почему это нельзя…? Кто сказал, что нельзя?... Лариска, одна из составляющих нашего трио, решительно прильнула к двери, пытаясь уловить хоть какие-то звуки оттуда. Внезапно дверь рывком распахнулась, отчего Лариска оказалась на противоположной стороне узкого коридора с фингалом под глазом, и на свет божий появилась Светка!...Досрочно! Зелёная, как лягушка, и на все наши вопросы мычащая что-то нечленораздельное!  Мы поняли только одно: «заходите следующий». Следующей была я... Быстро перехватив спасительный фартук у стоявшей в полуобморочном состоянии Светки, наспех приладив его в нужное место и, перекрестившись, с запоздалым раскаянием, что столько не дочитано-не доучено, я буквально ввалилась в аудиторию, поскольку мне услужливо "помогли" мои друзья - однокурсники.
                Солнечный свет заливал аудиторию, отчего страх немного унялся, и мир слегка обнадёживающе улыбнулся... Да была-не была! Что уж я совсем что ли ничего не знаю?! Да притом вожделенный фартук под юбкой с набором всех знаний! «Прорвёмся!»- вспомнились мне весёлые слова вчерашнего нашего знакомого Саши, и на душе почти всё успокоилось, как вдруг...… Я уже направилась было  быстренько к последнему столу, где очень удобно пользоваться заготовленным материалом.... Нет, ребята, такое бывает только в страшном сне!...
               - Будьте добры, сядьте, пожалуйста, поближе, за первый стол! Красивые девушки не должны сидеть в углу! – раздался какой-то неуловимо знакомый голос.
Повернувшись, я остолбенела.  Заправив руки в карманы, очаровательно улыбаясь, на меня, еле сдерживая смех, смотрел…Саша, вчерашний Саша, а сегодняшний... председатель экзаменационной комиссии!!!  Сказать, что меня почти парализовало – это ничего не сказать!...   Передо мной, в белом шикарном костюме стоял наш вчерашний знакомый и с милой , плохо скрываемой издевательской улыбочкой приглашал меня к столу!
Поняв, что это конец, я обречённо, на ватных ногах , буквально упала на стул и, ничего больше не соображая и не видя, кроме этой улыбки, погрузилась в какой-то транс. Я выпала из действительности.
                Наконец, соображение стало потихоньку возвращаться в мой воспалённый от пережитого стресса мозг. Так лихорадочно мои мозги не работали никогда от рождения и впоследствии на протяжении жизни!!!
Очнувшись, как от обморока, я сумела разглядеть, что Лариску тоже уже пригласили, и она сидела в таком же примерно, как и я ступоре за соседним первым столом. А перед нами порхал в белоснежном костюме Саша, отпуская в наш адрес самые развесёлые реплики и советы по поводу использования заготовленных  «знаний». Он был в ударе! Его юмор блистал! Его сарказму не было предела! Его язык жалил, как аспид, а смех стоял такой, что ничего не понимающая комиссия с недоумением посматривала то на него, то на нас с Лариской!
                Моя оторопь постепенно стала перерастать в бешеное зло! Ах ты гад такой! Думаешь, возьмёшь нас голыми руками?!  Как бы не так! Да чёрт с ними, с этими шпорами! Я напрягла все существующие извилины своего ума и стала вспоминать всё, что было мне известно по данному предмету! Ведь что-то я учила?! Должно же хоть что-то обозначиться в памяти!
                Бывает же такое! Страха как не бывало! На его место пришла какая-то отчаянная и безрассудная ярость! Я почти с ненавистью смотрела в это весёлое и добродушное лицо и решила: умру, костьми лягу, но не дам ему потешаться над собой! И тут произошло чудо (так я считала в тот день): мой мозг заработал  лихорадочно, как автомат, необходимые данные всплывали в памяти, что я едва успевала их записывать. У Лариски, по-моему, произошло то же самое, потому что выражение её лица не предвещало ничего хорошего нашему «председателю»! Она тоже писала, как истовая, изредка с ненавистью поглядывая на Сашу!  А всё же нет худа без добра! Видно, шпоры мы писали не зря! Всё чётко восстанавливалось в нашей памяти, и всему «виной» была милая, с лёгкой  издёвочкой улыбка Саши.
                Ох, эти Саши!... Ещё вчера мы все трое почти влюбились в своего неожиданного весёлого незнакомца, а сегодня его улыбка доводила нас до ярости, поддразнивая, не давая пощады…
                Сдали мы экзамен, на удивление самим себе , вполне прилично. Я так вообще на одной злости выехала и схлопотала «отлично»!  Снился только мне этот Саша с его потрясающей улыбкой ещё с неделю! Как выяснилось, мои подружки тоже страдали бессонницей от этой улыбки! Вот такие дела бывают в молодости!
                А шпоры эти я долгие годы потом хранила , и каждый раз вспоминался ужин в вечернем  ресторанчике  и наш неожиданный сосед по столику, весёлый балагур Саша….