Теория пантомимы

Мим Олег Попов
                Персонаж.

Выбор персонажа-героя сюжета не случаен. Персонаж диктует действие, тему, конфликт, сверхзадачу и сквозное действие. Персонаж—это мировоззрение, характер, цель, социальный статус, мораль.
                Ситуация.

 Движение начинается когда персонаж попадает в определенную ситуацию. Это и есть то условие, в котором персонаж себя проявляет. Например, милиционер в бане, в душевой встретил своего начальника—отдает одной рукой честь, а другой закрывает причинное место. Ситуация, в которой оказался персонаж, как лакмусовая бумажка проявляет его сущность. А еще интересно, что можно придумывать самые неожиданные ситуации. Например: дворник и неопознанный летающий объект, или, дворник и газета. Дворник мел улицу, здоровается с прохожими, и поднял газету, прочитал заголовки, один заголовок заинтересовал. Дворник читает газетную статью и начинает возмущаться… прочел до конца и задумался, поздоровался с прохожим, расстелил газету на земле и сел на нее—сидячая забастовка! Собираются прохожие—что случилось, а дворник бросил от себя метлу и сидит сложив обиженно руки и морду воротит. Потом встал, взял с земли газету и тычет в нее прохожего: вот, мол, что вытворяют сволочи, грозит кому-то кулаком, прячет газету у себя за пазухой и т.д. Или дворник увидел на небе НЛО! И т.д. А может быть, бомж встретился с инопланетянами! А потом рассказывал как с ними выпивал.

                Отношение.

Отношение персонажа к объекту или субъекту выражается в психической окраске действия персонажа и его поведения. Отношение персонажа также характеризует его внутренний мир. Пример: дворник небрежно поднял с земли газету, брезгливо просматривает заголовки. Но вот, один заголовок его заинтересовал и он увлеченно читает. Прочитав, аккуратно сложил газету и положил за пазуху, кому-то погрозил кулаком. У меня есть пантомима «Булыжник и Алмаз», она как раз об отношении между разными слоями современного общества. А в пантомиме «Супермаркет» отношение кассира к покупателю меняется от злого к приветливому после того как кассиру подарили цветы.
       Итак, всякое сценическое действие должно быть определено по своей психической окраске. Действие персонажа должно выражать отношение персонажа к тому , на что или на кого направлено действие.

                Действие.

Действие персонажа—это результат внутренней работы персонажа, острие его мысли и чувства. Поэтому действие делается с психической окраской или с отношением. Действие—это поступок
персонажа с определенной целью. Психически окрашенное действие характеризует персонажа. Из последовательности поступков персонажа складывается его линия поведения, по которой можно судить о персонаже.

                Оценка факта.

Оценка факта—это психическое состояние персонажа, соответствующее размышлению о принятии решения в создавшейся ситуации. После каждого события-факта персонаж должен реагировать на него—оценивать его (обдумывать его), что выражается эмоциональными паузами в действии.

                Пантомима—театр малых форм.

Пантомима—это театр малых форм, поэтому пантомиме свойственно то, что свойственно спектаклю. Пантомима—это микроспектакль, посвященный какому-то событию в жизни персонажа. В центре пантомимы персонаж. Персонаж движим своей целью. Но перед персонажем возникают преграды, которые он должен преодолеть, чтобы достичь свою цель. Это интрига пантомимы—достигнет он цели или не достигнет. Из этой борьбы за цель складывается целая история.
       Мне больше нравится говорить о пантомиме как об истории, произошедшей с каким- либо героем. «Жил-был тот-то, однажды с ним случилось вот что: пантомима»-- например так. История-пантомима начинается с экспозиции—знакомства с персонажем. История самоценна, она затрагивает какую-то тему, по- своему раскрывает ее. Раскрыть тему—значит выявить конфликт, конфликтующие стороны, проследить завязку, развитие, кульминацию и развязку конфликта. Но, честно говоря, хочется говорить не о « построенной истории», а об простой незамысловатой истории, которая просто про кого-то или про что-то, не вдаваясь в ее структуру и моменты драматургических требований. Мим так или иначе все равно показывает историю. Как не крути. Каждый эпизод истории может быть по мысли самостоятельным, тогда они как  бы складывают мозаику всей истории.
      Итак, история состоит из самостоятельных эпизодов, из их содержания складывается содержание истории. Такой подход мне нравится больше, чем «построение». Описание жизни, ее узнаваемость ( самое важное)—этот подход более демократичен и более свободен для творчества, и более прост и интересен. Да, именно с эпизода начинается история, эпизод—кусочек жизни, и из кусочков составляется целое представление о жизни в выбранной теме. Эпизоды как разноцветные лоскутки, из которых сшивается целое одеяло. Каждый эпизод иллюстрирует жизнь в определенной ситуации, и тем наполняет пантомиму жизненной правдой, создается атмосфера действия, дух жизни присутствует на сцене. Мим должен при выборе эпизодов искать узнаваемые моменты и ситуации для зрителя, чтобы зритель мог сопереживать героям пантомимы.Пантомима—это зеркало, в котором зритель узнает себя. Эпизоды должны отбирать характерное для жизни, и зритель должен узнавать свою жизнь, себя.
       Поле для творчества мима: Сцены из жизни людей, Сцены из жизни животных, Сцены из жизни природы, Сцены из жизни предметов, Сцены из жизни ассоциаций, и т.д.
       Пример сочинения сцены из жизни людей: «На рыбалке». Содержание эпизодов:
Выбор места
Проба воды
Не клюет
Прикормка
Клюет одна мелочь
Запутался в леске
Зацепил за корягу
Сошла крупная
Обед на реке
Сон на природе
Поймал крупную
Ушел довольный
        Желательно в каждом эпизоде найти смешные моменты, чтобы зритель увидел комичность жизненных ситуаций, в которые он попадает-- со стороны оно смешно смотрится.