Огнём и мечом

Ирина Губанова
Костры пылали, крики, стон,
Шамана клятвы, бубна звон...
ЗырЯне, ханты, негедАльцы
Под бубна дробь вершили танцы,
Кружились вихрем в иступленье
Нанайцы, нивхи, люди - тени.
Земля стонала, кровь хлестала,
В единый круг судьба сплетала
Звериный рык и маски-лики,
Сливались у пожаров блики
И дух и плоть, где стар и млад
Вершили древний свой обряд.

В крови и муках Русь рождалась.
Презрев богов, обряды, жалость,
Мечом, огнём, крестом и силой
Народы, земли покорила.
ПермЯки, сЕту, бесермЯне
Давно уже не басурмане,
Ключи, святилища зарыты,
Шаманы, идолы забыты.
И нет печальнее удела -
Венец терновый Русь надела
И в муках смертного креста
Ждала явления Христа.

Вселенских бурь вобрав проклятья,
Молитвы, слёзы и любовь,
На жизнь и смерть народы - братья
Рождались в муках вновь и вновь.






-------------
Тема - христианизация народов Руси. Как импульс к размышлению цитата из романа Алексея Иванова "Сердце Пармы, или Чердынь - княгиня гор".

"Бог русов — не наш бог, — сказал Асыка. — Наши боги рождены нашей судьбой, нашей землей. Что делать этому богу у нас, среди снегов, пармы, холодных ветров?  Русы не принесут нам другого бога, как думаешь ты, — они просто уничтожат всех богов, и будет пустота! Я не хочу, чтобы наша земля стала их землей и погибла вместе с ними! Почему же ты спокоен? Ты говоришь: пусть приходят, если не помешают. Но каждый их кол, вбитый в нашу землю, — это кол Омоля! Вспомни: когда Ен и Омоль делили землю, Омоль выпросил себе кусочек шириной в один шаг, чтобы хватило только вбить кол. Но из дыры от него вылезли все духи зла, которые и сейчас льют реки крови!"


Форма стихотворения задумана таким образом: 12 строчные две строфы, в каждой 10 строк 4-х стопного ямба (напоминают равномерные удары бубна) плывут волной женской рифмы, а последние две строчки мужской рифмы, как выдох, ставят точку в строфе. Вторая строфа, повествуя о другом отрезке времени, сохраняет ритм, тот же вдох женской рифмы и выдох мужской рифмы. Финал как резюме, нейтральная перекрёстная рифмовка.