Мой театр

Мим Олег Попов
Я хочу попробовать изложить свое представление о театре. Для меня театр—это живой образ. Поясню, что я имею в виду под этим. Живой образ – это сгусток мыслей и чувств, обнажаемый игрой актера. Театр, по-моему, всегда идет через обнажение, хотя внешне это выглядит противоположно обнажению—переодевание с целью предстать в переодетом виде, и выдавать себя за кого-то другого, отвести от себя удар и иметь возможность говорить под прикрытием то, что думаешь и хочешь сказать.
       Театр начинается с перевоплощения в персонажа ( создание образа). Представим себе полицейского патрульной службы: его рост, осанку, позу, особенности походки и характерные жесты, звание, цель, отношение к себе и к другим, действие с целью. Далее придумаем событие в его жизни, как он оценивает это событие (повысили в звании, понизили в звании, др.) Как изменилась жизнь этого персонажа после оценки события, что он совершил после этого события, каким он стал, кем он себя почувствовал, что стало с его целью? Персонаж совершил в новом качестве поступки… Но тут произошло новое событие (произошла ошибка с присвоением звания). Персонаж как-то среагировал на новое событие, и снова жизнь его изменилась, изменилось его отношение к жизни, новые чувства овладели им, он совершает новые поступки по отношению к себе и к окружающим. Получился сюжет про полицейского, про его переживания, желания , надежды, про его жизнь.
         Персонаж, его социальная роль, его чувство, его цель, поведение, отношение к себе и к окружающим.
         Событие, оценка персонажа, чувства персонажа после события
         Цель и  Поступки персонажа после события.
         Новое событие в жизни персонажа, переоценка ситуации, чувства персонажа, новая цель, новые поступки. Идея этюда.
               
                Игра в воображаемые действия.

Мертвая точка (кнопка, гвоздь, звонок…)
Рамка в пространстве
Шест
Конвейер
Стена (липкая, горячая, холодная, давящая…)
Шаг на месте
Ходьба вдоль стены
Перетягивание каната
Тяжелый чемодан
Закрытая дверь
Канат сверху вниз
Стремянка
Спуск по лестнице

Исходное событие, экспозиция.
Основное событие—завязка, конфликт.
Развитие, сквозное действие и контрсквозное действие, поединок.
Главное событие--Кульминация—перелом, слом ритма.
Развязка, финал.

Пример: «Дело в шляпе»
      Выходит клоун в шляпе. Осматривается, роется в карманах, достает воображаемый гвоздь, поднимает с пола воображаемый молоток, забивает в воображаемую стену воображаемый гвоздь. Проверяет прочность гвоздя, снимает шляпу и вешает ее на воображаемый гвоздь машинально и отходит. Шляпа падает. Клоун вздрагивает от стука упавшей шляпы, крутит головой—не понимает откуда этот стук, замечает шляпу на полу, на гвозде ее нет, поднимает ее, отряхивает ее, смотрит по сторонам. Пробует гвоздь на прочность, опять осматривается и вновь вешает шляпу на воображаемый гвоздь и отходит не глядя. Шляпа падает, и клоун услышав стук шляпы снова замирает, прислушивается, осматривается и вновь видит на полу шляпу свою. Кто же ее все время скидывает? Осматривается, поднимает шляпу, прижимает ее к себе. Клоун одевает шляпу, подумал и стал искать в кармане новый гвоздь. Нашел и взял с пола воображаемый молоток, забивает в стену в другом месте. Забил и повесил на него свою шляпу, а сам отвернулся ожидая проказника с первого места, а шляпа упала.  Стук с другой стороны, клоун вновь осматривается, замечает лежащую на полу шляпу, удивленно поднял ее. Задумался. Придумал! Встал в центре сцены, порылся в кармане и достал еще один гвоздь, забил его в стену, проверил прочность гвоздя и повесил шляпу, а сам кинулся в одну сторону—поймать проказника. Но шляпа стукнула за его спиной. Тогда он снова повесил шляпу и кинулся в другую сторону. Шляпа упала за спиной—что же это значит? Стал осматривать шляпу, попробовал одеть шляпу на палец и она соскочила с пальца, еще раз повторил—соскальзывает и падает. Понятно! Дело в шляпе! Вынул гвозди из стены, положил их в карман, одел шляпу и ушел.

                Конфликт.

Собственно, драма—это история конфликта: от момента его зарождения ( завязка) до его разрешения ( развязка) через его развитие ( борьба). Борьба протекает по нарастающей до пика напряжения ( кульминация ) после чего  иссякает в финале.
     Конфликт—это ключ к зрелищу, двигатель жизни в драме (действие), пружина, приводящая персонажей в движение, и главная интрига для зрителей.
      Конфликт в драме—это ее содержание, ее смысл (идея). Без конфликта нет драмы.
                Как сочинить смешную пантомиму.

Для начала нужно определиться, что пантомима—это история, проиллюстрированная мимом или мимами. Эта история должна быть пантомимична, т. е. органично выражаться языком пластики и жестов—это первое. Значит, смысл истории должен быть понятен не из слов, а из поведения мима (имитация жизни). Мим представляет персонажа истории и действует от его лица. История представляет собой каскад комических эпизодов с участием персонажа, в которых персонаж стремится к своей цели, и борется за ее достижение всеми возможными способами. Собственно, борьба эта и есть то комическое, что выражает смысл происходящего. При более внимательном рассмотрении эпизода можно заметить, что смех вызывают неудачные попытки персонажа достичь свою цель. Значит, смех вызывает чужая неудача, а внимание удерживает сама попытка достичь цель (в этом интрига— достигнет или не достигнет?)               
       Застольный вариант сочинения комической пантомимы. Этюд «Письмо». Герой получил письмо от любимой девушки, прочитал и решил написать ответ. Вопрос: что смешного в этой ситуации? Пока ничего смешного, но возможно, смешное заключено в самом герое
или в его внутреннем конфликте. А какой у героя может быть внутренний конфликт? Или конфликт связанный с этой девушкой или с ее письмом, или с теми предлагаемыми обстоятельствами, в которых находится наш герой. А может ли любовь героя вызывать смех в нашем случае? Я думаю, что может, если она будет выражена преувеличенно ярко, страстно—т. е. глупо. Так в чем же тогда конфликт—видимо, конфликт в том, что наш герой-- мелкая посуда для такого чувства как любовь. Страстен, но не глубок. Высмеивается поверхностное чувство, горячая голова, а не горячее сердце. А какой конфликт чаще всего бывает в подобной ситуации?
Возможен и такой вариант: у нашего героя была кошка, которая стала играть с письмом и порвала его—герой расстроился. Я печатаю возникающие мысли по ходу дела.  Надо покопаться в предлагаемых обстоятельствах. Можно предположить, что герой долго ждал этого письма и ему не терпится скорее его прочитать его. И тут начинаются препятствия: кто-то позвонил по телефону—ошибся номером, пришла кошка—налил ей молока, отошел от стола – постучали в дверь, пришел—кошка порвала письмо. Стал собирать обрывки чтобы прочесть письмо. Прочесть письмо не получается. Что делать? Придется писать ответ так и не прочитав письмо. Берет лист бумаги, шариковую ручку, начинает думать что написать. Начал писать, прочитал написанное, скомкал лист и бросил на пол. Несколько неудачных попыток. Наконец, пишет, но тут ручка перестала писать. Достал стержень, посмотрел на свет—пустой. Да, все это так , но пока не понятно что  является конфликтом, где пружина действия? Конфликт с кошкой меня не увлекает. А простое невезение—не убедительно. Вот если бы герой был бы женат, а письмо получил бы письмо от другой возлюбленной, вот тогда бы был конфликт и щекотливая ситуация (интрига), тогда за его поведением было бы интересно наблюдать.
Вот и получилась интрига, что и требовалось найти, раскопать в драматургии. Но мы пойдем дальше, не будем больше останавливаться на этой теме, там все ясно: появится жена и обнаружит это письмо и начнется выяснение отношений с  истериками—конфликт натуральный. Это уже скучно. Хотя может быть и так: муж неосторожно оставил письмо на столе и куда-то отошел, а жена случайно заметила письмо, взяла его удивленная, вскрыла его и прочитала. Задумалась, посмотрелась в зеркало—да вроде бы еще ничего! Стала ходить по комнате, думать—как поступить. Наконец села за стол, взяла бумагу и ручку и стала сочинять ответ. Пришел муж, ищет письмо, но не признается ей что ищет. А жена написала ответ, запечатала ответ в конверт и ушла на почту. Муж увидел свое письмо открытым и схватился за голову! Что делать? Тут появилась жена, веселая, мужу стыдно, она берет из его рук письмо и приказывает сесть за стол, и под диктовку муж пишет ответ. Жена довольная диктует ему всякие ужасы и он морщясь вынужден писать. Наконец, письмо написано и запечатано в конверт. Они вместе идут на почту и там муж сам опускает конверт в ящик под прицелом жены. После чего жена дала мужу пощечину, и гордая пошла домой, а он поплелся за ней, на ходу прося у нее прощения. Вот такой финал, ничего нового. Мне интересно узнать откуда приходят идеи ко мне в уже готовом виде, часто не из моего опыта и не из моего круга мыслей, явно не моего происхождения. Может быть действительно есть какая то информационная волна, откуда творческий человек как из библиотеки выбирает нужное ему произведение и воплощает его наяву. Удивительно!

                Актерское мастерство.

Под актерским мастерством я понимаю умение актера публично жить условную «жизнь»-- вымысел драматурга, умение создавать живую атмосферу вымысла- спектакля, умение создавать образ персонажа—жить от его лица, «рисовать» его перед глазами зрителя. Создавать значит «рисовать». Точнее сказать не могу. «Рисовать» для мима—это значит рисовать персонажа пластически и мимически. Это рисование происходит в пространстве и времени, т. е. объемно и в развитии. В этом смысле мим- актер является самостоятельным художником. Его образы живут «нарисованную» мимом жизнь. А чем нарисованная жизнь отличается от реальной жизни? Тем, что нарисованная жизнь – это уже творческое обобщение реального жизненного опыта художника, в данном случае-- мима. Нарисованность подчеркивает условность жизни на сцене. А вот и задумка нарисовалась о том, как вор вошел в квартиру бедняка, и не найдя ничего сам оставил хозяину деньги и ни с чем ушел. Сверхзадача вора—ограбить. Сквозное действие—поиск богатства в квартире. Контрсквозное действие—брать нечего. Конфликт—между желанием вора найти ценности и бедностью хозяина квартиры. Здесь завязка—в прихожей, где висит старый плащ в котором карманы дырявые. Развитие—нарастание напряжения надежды на ценную находку и разочарование от безуспешных поисков: духота в комнате (форточку открыл), телевизор (не работает), письменный стол (пустые ящики), бумажник (с мелочью), картина на стене (вся в паутине и в пыли), холодильник (только бутылка водки), простукивает стену (глухо), шорох услышал и поднял руки (кошка, погладил), пошел в прихожую (вернулся и положил на стол купюру), ушел ни с чем. Вот такой сюжет нарисовался.
       Пантомима—история условная, но переживания в ней настоящие. Самое важное и самое сложное—это найти тему, которую было бы интересно выразить в пантомиме. Хотя тем может быть великое множество, но для пантомимы их все нужно «отмывать» как отмывают золотой песок старатели на золотоносных приисках. Пантомима состоит из действий с воображаемыми предметами и воображаемыми партнерами, и психологической игры мима (оценка фактов и событий, окраска действия, отношения).
       Возьмем тему: компьютер и человек. Какой здесь существует конфликт? Человек, погрузившись в компьютер, забывает об окружающем мире, он привыкает к виртуальному миру и не воспринимает реальный окружающий мир. Между чем здесь конфликт? Между двумя сторонами жизни человека: реальной и виртуальной. А есть ли этот конфликт в действительности? Возможно и есть, но я его пока не чувствую, хотя у меня есть ноутбук. Буду искать другую тему. Сейчас мелькнула тема домашнего животного: взял кошку на руки, гладит, наступил на кошачьи какашки, бросил кошку, очищает ногу… И пока больше ничего. Итак, после определения темы идет поиск конфликта. А после начинаем определять зоны развития конфликта: от экспозиции до развязки. И еще, действие должно начинаться с исходного события. Во всем должна быть логика, причинноследственная связь. Одно вытекает из другого. Вышло, что я от актерского мастерства плавно перешел к драматургии в пантомиме. Вспомнил о комедии положений—вот где эксцентрика. Все упирается в комический эпизод- гэг. Попробуем разобрать гэг. Первое: исходная ситуация. Второе: цель персонажа. Третье: смешное целенаправленное действие персонажа. Четвертое: смешное неожиданное событие. Пятое: новая ситуация. Опять цель, и т.д.          
Если коротко, то смешное действие персонажа приводит к комическому результату.
        Попробуем расписать пантомиму «Парикмахер»:
 Пригласил клиента. Перетянул накидку, клиент задыхается. Ножницы не могут стричь волосы как проволока. Ножницы по металлу как раз, позвонили по сотовому, заболтался и отрезал ухо. Ухо на слюне не держится, приклеил на клей «Момент», неровно, поправил. Поймал блоху, вылил на голову химию, клиент упал. Поднял клиента, увидел блоху, она прыгнула на пол, охотится на нее, раздавил, она все равно ожила, ползет, взял ее и выбросил в форточку, проводил клиента, у самого завелись блохи. Несколько коротковато получилось, но очень насыщено.

                Как показать пантомиму.

Как сочинить пантомиму я ужу рассказывал. А вот как пантомиму показывать—это очень интересная тема. Начнем с того, что мим есть актер, и потому пантомима—это театр одного актера, значит и копать надо в направлении театра и актерского мастерства. Техника иллюзии, которой должен владеть мим, необходима ему для решения театральной задачи. А что является театральной задачей? Я считаю, что главная театральная задача для актера – это создание жизни из вымысла, создание реальности показываемых ситуаций, создание воздуха, атмосферы жизни в условиях сцены путем погружения в ситуацию актера- мима. Необходимо не только перевоплощение в персонажа, но и проявление окружающего мира в фантазии зрителя. Мим должен окружить себя множеством воображаемых объектов или субъектов. Только в контакте с окружаемым миром мим создаст дух, атмосферу жизни и конкретность изображаемых ситуаций, которые сами будут подсказывать действие, а в нем будет проявляться характер персонажа и его внутренний мир, т.е. будет создаваться образ героя пантомимы и тех, кто его окружает.
        Что составляет содержание актерской игры мима? Конечно, мим должен быть наполнен сверхзадачей (целью) персонажа и стремиться к ней на протяжении всей пантомимы (сквозное действие) Но ничего нет бесплатного в этом мире и потому существует противодействие персонажу—контрсквозное действие, которое ставит под сомнение достижение сверхзадачи. В этом противоборстве заключен конфликт, персонаж с кем-то конфликтует и об этом конфликте эта пантомима повествует. Как выразить конфликт если не показать всю гамму чувств, которая наполняет персонажа в жизненно важные моменты борьбы. События в пантомиме заставляют персонажа оценить их, и потом принять какое-то решение как действовать дальше с новым чувством. Без внимания нельзя оставлять и характер отношений персонажа к себе и к окружающим—это очень ярко и точно характеризует персонажа для зрителей. Пластика чувства, пластика души, сердца—вот что должен представлять мим своей игрой. Вот это и надо показать зрителю, это и есть пантомима, или как говорил Станиславский: жизнь человеческого духа.. Самое главное— в игре актера-мима. В ней вся соль, все удовольствие от творчества. Театр—тайна, магия, волшебство, искусство перевоплощения в Образ. Театр не бывает без Образа. Театр—Образ. Вот! Наконец-то! Сказал сам! Конечно же, Театр и есть Образ!!! Для меня эта формула—открытие! Я так долго искал совсем рядом и не мог найти золотую формулу своего творчества. Теперь все стало понятно, словно в темной комнате включили лампочку и все стало видно. До сих пор я шарил в темной комнате, на ощупь и положившись на интуицию. Но вот наконец-то нашел, где выключатель света в комнате. Да будет свет!!! Образ—вот выключатель и включатель света.
       Теперь нужно покопать Образ. Что это за фокус природы такой? Образ надо как-то определить, как понятие, что под ним подразумевается? Эмоция и логика делают Образ понятным для восприятия зрителя. Образ. Образ содержит свою философию, свою идею, свою правду, свои правила и принципы, свое мировоззрение, свой мотив активности или пассивности. Одним словом, Образ есть живой организм, уникальный в своем роде, индивидуум.
       В пантомиме мы имеем дело с Пластическим Образом, который создает актер-мим своей игрой. Что значит Пластический Образ? Это значит, что средствами выразительности Пластического Образа является его пластика тела и лица.
       Образ есть воплощение впечатления, создание представления о чем-либо или о ком-либо для зрителя. Актер хочет, чтобы зритель воспринимал его кем-то другим, но не как актера. Как персонаж пантомимы, а не как актер. Персонаж есть лицо условное, маска.
       Театр есть преображение актера в Образ Персонажа Истории. И зритель начинает ему верить, верить во все, о чем говорит Персонаж. Есть типы людей, которые любят устраивать театр для прохожих, знакомых, родителей, друзей—перед публикой, одним словом. Они представляют из себя несчастных, над которыми издеваются их мужья, демонстрируют себя как невинных, скромных, безобидных существ. Такой была моя первая жена. Удивительно как она дурила голову людям своей игрой на публику. То есть в жизни можно часто встретить таких актеров, особенно среди тех, кто рвется к славе, к власти, к первенству, к богатству.
Такие люди идут к своей цели по трупам, их не останавливает никакое приличие, никакая мораль, никакая нравственность, никакая совесть, которую они считают глупостью. Все взять от жизни—девиз такого актера. Цель такой актерской игры—обмануть людей, ввести их в заблуждение, оболгать, оклеветать, и все это ради своей корысти, выгоды, самоутверждения за счет унижения другого. Коварные они и безжалостные. Разные драмы разыгрываются на земле, не во все нужно верить. Итак, театр подразумевает создание определенного впечатления у зрителей. Что в театре работает на создание впечатления, кроме актерской и мимической игры? Музыка или звуки, костюм, грим, реквизит, световое решение, сюжет и его идея. Но главное—поведение персонажа, именно оно дает информацию о персонаже. Выражение лица персонажа, его отношение к чему-либо, реакция персонажа на то или иное событие, логика поступков (линия мысли).
        Драма. Как часто неожиданно разыгрывается драма в нашей жизни. А все из-за того, что сходятся противоположные интересы. Истерика как одна из форм проявления драмы женской. Истерика происходит у женщины в повышенном тоне, истерическом плаче, речи-нытье. Неприятное зрелище. И основная тема женщины—ты меня не любишь.
       Почему я рассказываю о такой неприятной ситуации, как истерика? Потому, что это самое яркое выражение драмы женщины. Жизненный опыт подсказывает: где тонко, там рвется.
 Значит это то, что у всего есть причина, хотя иногда кажется, что взрыв эмоций происходит на пустом месте. А выясняется, что пустое место совсем и не пустое место. Оказывается, что взрыв накапливался в течении некоторого времени. Да, именно накапливался, пока не появилась малюсенькая искорка (на мой взгляд малюсенькая), которая и послужила причиной взрыва. Итак, делаем вывод: жизнь взрывоопасна. Отсюда следует, что в театре должны быть «взрывы», как и в жизни? Возможно, что да. 
       Для меня прелесть пантомимы не в умопомрачительном владении своим телом, а в драматургии пантомимы и в актерской игре мима, то есть в театре, который создает мим. Именно, театр. Поведение мима в сложных ситуациях, игра переживаний персонажей. Об этом должна быть пантомима. Возможно, что нужно искать в жизни такие ситуации и для них придумывать пантомиму.
       Задумка пришла в голову: о том, как мужик хотел выпить вина, взял бутылку и не смог ее раскупорить, в итоге она у него упала и разбилась.
       Я сейчас подумал о том, что мне необходимо научиться делать видеоролик. Тема ролика, идея ролика, сюжет ролика, главный герой ролика, конфликт в сюжете, сквозное действие и контрсквозное действие, события в сюжете. Темы должны быть хорошо знакомые, чтобы зритель узнавал себя в этих ситуациях. Темы типа: «В магазине», «В театре», «В кафе» и другие. Главное—проследить переживания героя в различных ситуациях. Необходимо отбирать именно характерное для жизни. Фабула должна быть несложной. А сюжет должен состоять из последовательности эпизодов. Собственно, вся ценность пантомимы в ее эпизодах. Эпизод начинается с экспозиции, а за ней идет событие, на которое персонаж как-то реагирует, идет развитие, потом другое событие, реакция персонажа на это событие, и финальное событие, за которым идет реакция персонажа. Пример построения эпизода в пантомиме «Поход в супермаркет»: мим везет тележку и кладет в нее продукты; вдруг увидел красивую девушку; глядит на девушку, а сам машинально, кладет не глядя продукты в свою тележку: уронил банку мимо тележки, и она разбилась; мим бросился убирать осколки, убрал; а девушка ушла; мим растерянно смотрит вокруг в поисках девушки; смотрит в свою тележку, видит в ней много лишних продуктов; возвращает продукты на место; мим идет с тележкой дальше, кладет продукты себе в тележку.
       Это пример построения эпизода комической пантомимы. Таких самостоятельных эпизодов в пантомиме целая цепочка. Заканчивается один эпизод и следом идет другой. И каждый эпизод начинается с экспозиции и с последующим за ней событием, а далее—как описано выше.
       Эпизод в пантомиме должен быть островком драмы. Именно так. Ведь вся наша жизнь состоит из отдельных эпизодов. В пантомиме «Поход в супермаркет» я придумал следующие эпизоды: бабушка отговаривает брать один продукт; понравилась девушка; заблудился в торговом зале. Других пока не придумал. Как видно, эпизод именуется по его событию и посвящен этому событию, а может посвящен сквозному действию.
       У меня есть пантомима «Парикмахер», в котором есть разные эпизоды, и в том числе: парикмахера мучает чесотка и блохи; выбор посетителем прически по модному журналу; чуть не задушил накидкой посетителя; мытье волос; жесткие волосы; отрезал ухо посетителю; приклеил ухо на клей; блохи у парикмахера; стрижка «Взрыв»; посетитель ушел с копной волос и с чесоткой.
       Один важный момент—комичность героя пантомимы нужно обозначать в самом начале действия, чтобы все остальное действие держало интригу и работало на комичность действия. Так Парикмахер с самого начала действия обозначает свою нечистоплотность: чесотка и блохи мучают его уже с самого начала пантомимы.ати
        Кстати, может быть еще эпизод с мухой, которая мешает стричь посетителя. Парикмахер охотится за ней, а муха все время садится на голову посетителя, и парикмахер лупит по голове посетителя. И так далее, пока посетитель не падает от удара парикмахера на пол.
       Да, эпизод. Эпизод есть составляющий пантомиму элемент действия.. Над эпизодом нужно работать отдельно, работа над пантомимой—работа над ее эпизодами.
       Театр в пантомиме. Это взаимоотношения персонажей: их общение, их столкновения, дружба, вражда, любовь, зависть, дружелюбие, бескорыстность, и так далее. Общение.
        Театр—искусство древнее. Театр начинается, когда возникает актерская игра. Актерская игра начинается, когда есть актер и зритель. Актер что-то изображает, а зритель это смотрит и оценивает. Все очень просто. А что касается сцены, то сцена там, где актер разыгрывает свое зрелище. А то место, откуда смотрит зритель, можно назвать зрительным залом. Природа актера такова, что ему нравится кого-то изображать, и этим искусством увлекать и радовать зрителя. Смыслом выступления мима перед зрителями в этом. Для зрителя мим выбирает такую пантомиму, которая бы тронула сердце зрителя, была ему абсолютно понятна и прекрасно знакома по собственной жизни. Что касается сочинения пантомимы, у меня часто сюжетом являлся процесс, взятый из наблюдения за жизнью, последовательность эпизодов была такой, как в жизни это происходит. Вот такие дела.
       Поговорим о создании видеоролика, снятого одной камерой и одним кадром. Ролик должен быть коротким—около 2 минут. Сюжет должен быть простой, понятный и со смыслом. Тема должна быть понятной и интересной. Решение темы должно быть оригинальным. Действие должно увлекать зрителя, интересовать, интриговать его внимание.
       В принципе, речь идет о создании микрофильма. Комического к тому же. Хотя может быть и философского. Драматического по сути. Да, и здесь тоже должна быть драма. Драма просто может быть комедией, а может быть трагедией или лирикой. По-разному бывает. Но в своей основе это драма. Переживания персонажей и зрителей. Часто мы переживаем, когда у нас что-то не получается то, что мы хотим. Это самый простой конфликт. Есть конфликты более сложные, более глубокие. Конфликт как высекание искры при общении персонажей. Отношения бывают гладкими, а могут быть трения, могут быть столкновения. Это уже степени напряжения конфликта.
       Интересно поговорить о персонаже. Персонажем движет его цель. Это целеустремленное действие персонажа называется сквозным действием, а сопротивление сквозному действию называется контрсквозным действием. Персонаж в истории не просто сам по себе, а он несет в себе интересы определенного круга людей, он является представителем определенной части общества. И столкновения, и конфликт его с обстоятельствами его жизни имеют социальный характер его действия. Общественный резонанс получается. Свое отношение к тому или иному классу людей я назвал «социальной пропиской».  Например, герой пантомимы может быть представителем класса малоимущих граждан, может быть из класса обеспеченных людей, а может представлять элиту общества, и так далее. И, следовательно, своя философия жизни, бытие определяет сознание. Есть у меня одна пантомима-зарисовка «Булыжник и Алмаз» как раз о разности в жизни класса малоимущих и элиты общества. Как я для себя понял, в пантомиме необходимо давать социальную окраску сюжету. Это сделает сюжет актуальным, востребованным обществом, даст глубину развлекательному жанру пантомимы. Мне стоит пересмотреть свои пантомимы на предмет их социальной значимости для зрителей. Это очень важно для мима как автора. Необходимо развивать в себе острое «социальное зрение». Без социального подтекста пантомима превращается в пустую безделушку, не имеющую весомости, значения для зрителей, необходимости для человека. Мне нужно «вписать» социальное в мои готовые пантомимы, так скажу: «привязать» к жизни мою пантомиму, мое творчество.       Привязать пантомиму к жизни—посмотреть, где в жизни могла бы произойти пантомима, где в жизни мог бы иметь место мой сюжет пантомимы.
        Вопрос вполне творческий. Как найти «родину» события пантомимы в жизни?
       Интересная деталь: во время показа пантомимы «В парфюмерном магазине» играя персонажа я изображал мужика открыв рот и подняв брови от удивления. Посмотрел видеозапись понравилось, получился придурковатый гражданин, и вызывает смех. Что-то в его поведении есть от Юрия Никулина, такой же глупый взгляд.

                Эпизод.
 
      Эпизоды—сообщающиеся сосуды, которые наполняются до краев и переливаются в следующий эпизод. Каждый эпизод нужно продолжать, пока он сам не наполнится до краев. Хочется просмотреть сюжет пантомимы «Парикмахер», по эпизодам. Первый эпизод: появляется парикмахер, приводит свое рабочее место в порядок. Второй эпизод: появляется клиент, мим приглашает клиента, усаживает его в кресло. Третий эпизод: мим предлагает клиенту выбрать прическу по журналу, кипу журналов мим положил перед клиентом, никак не выберут прическу, наконец решили тут немного снять, тут покороче. Четвертый эпизод: мим накинул на шею клиента покрывало-салфетку, затянул ее узлом на шее клиента и чуть его не задушил, извинился. Пятый эпизод: мим стрижет клиента, стряхивает с себя блох, обнаруживает на голове у клиента гнездо блох! Шестой эпизод: мим достает из ящика средство против блох, выливает из бутылочки на голову клиента, руками «месит» волосы клиента с химией. Седьмой эпизод: мим пытается стричь клиента, но волосы стали жесткими и ножницы их не берут. Восьмой эпизод: мим достает из ящика ножницы по металлу и ими стрижет клиента. Девятый эпизод: мим отрезал ухо клиента, пробует приклеить ухо на слюни, но ухо падает. Десятый эпизод: мим достает из ящика суперклей, приклеивает ухо. Одиннадцатый эпизод: Мим делает прическу руками, показывает ее клиенту, тот падает в обморок, мим поднимает клиента, приводит в чувства клиента; вновь мим делает прическу, и снова показывает ее клиенту, и снова клиент в обмороке падает, мим поднимает его, задумался мим о том, как быть дальше. Двенадцатый эпизод: мим включил в сеть машинку, стал машинкой стричь клиента, подстриг на голо. Тринадцатый эпизод: мим погладил голову-яйцо клиента, снял с лысой головы пылинку, показал клиенту и тому понравилось. Четырнадцатый эпизод: мим снимает салфетку с клиента, клиент расплачивается и уходит. Пятнадцатый эпизод: мим чешет голову и достает блоху из своих волос, в негодовании бросается вслед за клиентом. Финал.
      Кстати, вот эта блоха, можно с ней поиграть в отношения с мимом-парикмахером. Пока у меня «Парикмахер» не очень-то и комический. Наверное, надо еще подумать или понаблюдать за живыми людьми, что с ними бывает в похожей ситуации. В форме эпизодов это изложить. Да, только как последовательность комических эпизодов. Вообще, надо приучиться мыслить сюжет эпизодами, его составляющими. Работать исключительно над эпизодом, над его содержанием, яркостью, выразительностью мысли. Вообще, в центре внимания должен быть эпизод, а не весь сюжет. Сюжета не будет без конкретного эпизода.
         Итак, подошли к самому интересному—к эпизоду. Обычно эпизод начинается с того, что персонаж хочет чего-то и для этого предпринимает действия, то есть эпизод начинается с появления цели у персонажа. Есть у меня одна старая пантомима «Операция». Можно попробовать ее расписать по эпизодам, заодно посмотреть их на предмет их комичности. Эпизод первый: появление хирурга. Второй эпизод: подготовка к операции. Третий эпизод: наркоз пациенту. Четвертый эпизод: вскрытие пациента. Пятый эпизод: внутренности. Шестой эпизод: кишки. Седьмой эпизод: сердце.  Восьмой эпизод: передышка. Девятый эпизод: зашивание. Десятый эпизод: результат операции. В этой последовательности комического нет ничего. Я ее расписал так, чтобы каждый эпизод сделать комическим. Пантомиму надо назвать «Операция у хирурга Коновалова». А сейчас я попробую записать эту пантомиму как рассказ. Хирург поздоровался с пациентом на столе. Хотел помыть руки, но в кране нет воды, поплевал на руки и вытер их об себя. Одел маску с наркозом на лицо пациента—спит. Взял скальпель и разрезал живот пациенту. Заглянул в полость и растерялся—не знает где здесь что. Достал с полки справочник, листал, искал, но так ничего и не понял. Задумался. На помощь пришел санитар—предложил выпить. Выпил. Хотел продолжить операцию, но не решается—мало выпил. Выпил еще. Мало. Выпил еще—вот сейчас в самый раз! Копается в кишках, что-то выбрасывает. Наматывает кишки на руку, обрезает их, кладет рядом. Копается в животе пациента, находит сердце, достает его, не знает, что это такое, спрашивает у санитара, а тот тоже не знает. Звонит кому-то по сотовому телефону—там тоже не знают. Положил сердце обратно. Захотел выпить еще, выпил. Закурил. Пепел стряхивает в живот пациента. Туда же бросил и окурок. Всовывает нитку в иголку и не может попасть. Санитар помог. Зашивает живот пациенту. Забыл положить кишки. Вспарывает живот, кладет в него кишки. Снова зашивает полость живота. Операция закончена. Выпили с санитаром, а пациент умер. Выпили за помин его души—Царствие ему небесное! Хороший был человек. Сложил руки на груди и скорбно смотрит на пациента-покойника. Стоп-кадр. Финал. Вот такая пантомима с комическим, сатирическим уклоном.      
      Эпизод—гениальная придумка человека, как и из чего составить свой рассказ. В каждом эпизоде что-то происходит, случается какое-то событие. Событие— это то, чему посвящен эпизод.
       Есть у меня одна пантомима «Любовь с первого взгляда», никак не могу ее разработать, в ней только один эпизод, хотя и очень яркий.  Необходимо как-то подвести к нему, какое-то действие должно предшествовать этому эпизоду. Сам эпизод такой: мим влюбился в девушку на улице с первого взгляда и предложил ей свое сердце, а она взяла сердце, бросила в сумочку и … отсчитав купюры дала миму за сердце и ушла. А мим остался с деньгами и без сердца. Эпизод такой. Я думаю, после этого эпизода мим может на эти деньги купить водки и напиться с горя. Хорошо, а что было с мимом до эпизода с девушкой? Предположим, что мим пришел в парк почитать интересную книгу, сидел на лавочке и с удовольствием читал книгу. Потом его отвлекло что-то, и он увидел недалеко от себя девушку, которая наводила красоту на лице. Так же увлеченно читать уже не получалось. Девушка явно входила в его мысли и сердце. Мим боролся, пытался читать книгу, но ничего не получалось. И тогда мим подошел к девушке и предложил ей свое сердце. Ну а дальше как сказано раньше. Получилось три состояния мима: чтение интересной книги; любовь с первого взгляда; отчаяние и пьяный угар. И, наверное, можно закончить опять чтением интересной книги.
       Пантомима, стало быть, искусство эпизода. Кстати, и у Станиславского сказано о том, что надо большие куски действия делить на малые, и играть малыми кусками свою роль. Оно и верно, намного легче играть по эпизодам, чем пытаться сыграть всю пантомиму за раз. Да и действие в жизни проживается поэпизодно. Итак, да здравствует эпизод!!!
       Есть у меня пантомима «Поход в супермаркет».  Но она еще не  решена, с точки зрения эпизодов, мало в ней эпизодов комических.
Попробую расписать поэпизодно эту пантомиму (хотя мне кажется, что я что-то такое уже делал). Тем не менее, я попробую сделать это еще раз, это полезно. Первый эпизод: мим входит в супермаркет. Второй эпизод: мим взял тележку и прошел в торговый зал. Третий эпизод: мим берет продукты с прилавков и складывает их в тележку. Четвертый эпизод: мим подвозит тележку с продуктами к кассе, расплачивается за продукты. Пятый эпизод: грузит продукты в пакеты и уходит с ними из магазина. Это схема посещения супермаркета человеком. Но в жизни эта схема обрастает другими подробностями, событиями, эпизодами, что делает пантомиму жизненной. На данный момент мне на ум приходят следующие эпизоды: понравилась девушка; встретил знакомого; поступил по совету бабушки; заблудился; дал мелочь алкану. Цель посещения магазина—затариться продуктами.
      Придумывая эпизоды необходимо помнить, что эпизод должен быть драмой. И вот из таких драм должна состоять пантомима. Поэтому история пантомимы и называется драматургией. Должна в каждом эпизоде сквозить человеческая драма. Например, дать алкану на бутылку. Кругом должны быть драмы, одни переживания сменяются другими переживаниями, как в жизни. Да уж, куда не повернешься—везде тебя ждут нерешенные проблемы, заботы, переживания, мысли разные, приятные и неприятные. Что-то не доделано, что-то сделано кое как, на скорую руку, до чего-то руки не доходят, а чем-то просто лень заниматься. И так находится человек в постоянно стрессовом состоянии.
       Итак, можно сделать один важный вывод: если взять за главного героя мима, то становится проще предполагать его поведение, так как мим есть я, и я веду повествование о себе. То есть персонаж не что-то отвлеченное и условное, что нельзя понять и прочувствовать, как нечто чужое, о чем мы можем только гадать и предполагать, а наоборот, мне понятно поведение и образ мысли мима, ведь мим это я сам. И я сам знаю, как я поведу себя в той или иной ситуации, у меня появляются мысли, чувства, согласно которым я поступаю, я реагирую на то, что именно для меня является событием. Очень важное и интересное замечание.
      Итак, главный герой пантомимы мим, то есть я сам. Рассмотрим с этой точки зрения поход в супермаркет. Начинается с двери в магазин—мим пропускает людей вперед себя. Входит в магазин сам, проверяет сколько у него денег. Берет тележку и входит с ней в торговый зал. Достает список продуктов, которые надо купить, и по списку набирает продукты в тележку. Вдруг увидел симпатичную девушку, загляделся на нее и уронил банку мимо тележки. Пока убирал осколки девушка ушла. Продолжил идти по списку. Встретил знакомого, который попросил десять рублей. Бабушка попросила достать пачку гречки с верхней полки. Идет дальше. Маленький мальчик заблудился, потерял маму. Мим взял за руку ребенка и отвел к маме. Мим подвез тележку к кассе. Расплатился. Сложил продукты в пакеты и затаренный до зубов вышел из магазина. Финал. Ну вот примерно так получилось при первом приближении «Поход мима в супермаркет». Могу сказать, что когда персонаж мим, то сочиняется легко и интересно. Мим это—я. А раз главный герой я, то я беру развитие сюжета из своего опыта, наблюдений, мыслей, чувств, фантазии, понимания людей и себя. Классно я придумал—я главный герой, Мим.
       Прекрасно!!! Можно посмотреть на сюжеты других моих пантомим с этого ракурса, то есть, что главный герой— мой Мим. Интересная игровая пантомима «Рыбалка». Можно посмотреть на нее с точки зрения моего Мима. Кстати, я могу описать характер своего персонажа—Мима, ведь он есть я. Мим непосредственен как ребенок, эксцентричен в сторону юмора, из-за всего этого все время попадает в комические ситуации. «Рыбалка». Схема: Рыбак пришел на реку, достал снасти, наживку, закинул удочку, поймал с десяток рыб, собрал улов и ушел домой. Но Мим не таков, он новичок в рыбалке, и потому у него все происходит не так, как у настоящего рыбака. Все происходит так: Мим хочет что-то достичь, предпринимает действие, но из-за его неопытности получается все по-другому. Какие комические события я вижу в этом сюжете? Перечислю: Мим запутался в леске; Мим упустил большую рыбу; Мим задевает человека за спиной удочкой, когда ее забрасывает. Не много пока событий. Ах да, еще зацепил крючком за корягу. Еще есть один способ сочинения пантомимы—сочинение пантомимы для детей. В этом случае, само действие должно быть смешным, сам персонаж мим должен быть смешным. Попробуем сочинить эту пантомиму для детей. Мим приходит на реку с удочкой и сумкой. Попробовал воду, умылся из реки. Ну а теперь самое главное—процесс рыбалки. Мим достал из пакета банку с червями, выбрал одного червя, насаживает его на крючок и забрасывает удочку. Клюет! Дернул удочку, но рыба сошла, какая жалость! Снова закинул удочку, клюнула и опять сошла. Снова закинул, клюет, дернул удочку, а она не идет—зацепилась за корягу крючком. Пробовал и так, и так, но ничего не получается, надо лезть в воду отцеплять крючок.  Залез в воду, отцепил крючок,  вылез из воды. Одел червяка на крючок и закинул удочку. Клюет, подсекает, мелочь пришла. Ловил мелочь, надоело ее снимать с крючка. Забросил на живца. Не клюет. Сел на землю, задремал, а удочка в руке. Удочка дергает руку. Проснулся, клюет! Подсек, тянет, а рыба сопротивляется, видно большая попалась, тянет леску руками, вытянул большую рыбу!!! Раскрыл сумку, рыбу в сумку. Все, дело сделано, можно идти домой с уловом. В одной руке удочка в другой сумка с рыбой тяжелой. Мим уходит с реки. Финал.
      Итак, глазами мима сочиняется пантомима для детей. Мим—я. Я сочиняю пантомиму от своего лица рассчитывая на детскую аудиторию. В этом раскладе весь секрет сочинительства смешной пантомимы.
        Вот оно как! Вот в чем секрет сочинения комической пантомимы. Ура!!! Нашел!!! Праздник!!!
       Поговорим о детской аудитории. Детский зритель смотрит пантомиму не так, как смотрит взрослый зритель. Детям нужно показывать просто и понятно, ярко и интересно. Тема и идея, конфликт и событие должны соответствовать этим требованиям.  Не должно быть неопределенности и двусмысленности. Пантомима для детей обязательно должна быть увлекательной. Пантомима для детей должна быть игровой. Дети очень чутко определяют доброго персонажа и злого, переживают за доброго персонажа и радуются поражению злого персонажа. В этой победе добра над злом и есть самый главный смысл пантомимы для детей. Да и для взрослой публики желаемое—победа добра над злом. Возможно, что это смысл любого творчества, любой жизни человека. Добро и зло—вечный конфликт бытия человека. Как-то я где-то уже говорил об этом.
       Смех, вот о чем самое время порассуждать. Смех—реакция человека на смешное. Что является для человека смешным, что вызывает его смех? Ничто так не веселит человека как неудачи другого. Смеяться над придурком—это святое. А артист—уже придурок, то есть мим—ниже по уровню развития чем зритель, и в этом низком уровне артиста и заключается причина для смеха зрителя. А если мим еще серьезен, то он еще более придурок, а потому он еще смешней. А если еще абсолютно серьезный мим делает очевидную глупость, то он дурак, и это очень смешно. А если он упертый в своей глупости, то он не просто дурак, а уже натуральный идиот, и смех зрителей становится истерическим. Я вспоминаю время, когда выступал в институтском СТЭМе со сценками. Успех был оглушительный, зрители сползали с кресел от смеха, они боялись смотреть на сцену. Это была зрительская истерика. А на сцене был идиотизм с самым серьезным видом. Вот бы использовать тот опыт в моей работе с пантомимой. Вообще звучит странно: смеха для, смеха ради. Но не так оно все просто. Ведь смеясь зритель расковывается, отдыхает от проблем, перетряхивает матрас жизни, переоценивает свою жизнь. Придурок—это то место, где находится мим по отношению к зрителям, а зрители—мудрецы, они бы не вышли на сцену, чтобы над ними смеялись, лучше посмеяться над другим—придурком. Еще интересный момент—смешное событие должно быть неожиданным. Смешное событие—событие, которое представляет мима в глупой ситуации. Смех—дело тонкое. Смешон придурок своим поведением, своими реакциями, своими поступками, своей логикой, своим мировоззрением, своими желаниями, своей верой, надеждой и любовью. Придурок с упрямым характером. Деятельный к тому же. Но бывает и такое, что артисту зрители завидуют, и им тоже хочется на сцену. Так бывает, когда артист является мастером своего дела. Настоящий артист вызывает у зрителей уважение к себе и к своему искусству. А меня интересует природа смешного. Бывает улыбка, бывает смех, но и они тоже бывают разные. Бывает, что артист высмеивает что-то, а бывает просто развлекает. Поведение мима вызывает улыбку, смех, истерический смех. Смех вызывается сопоставлением несопоставимого. Например, поэт и муха. «Придурок» возможно звучит грубо, но смысл слова— «Чудак». В моем случае это Мим.
      Смешно смотреть на серьезного человека, попавшего в неловкую ситуацию, как он старается не подавать виду, что он куда-то вляпался. Смешно также смотреть, как он старается выбраться из создавшейся ситуации, но только еще больше увязает в ней. Самому персонажу совсем не до смеха.
      Это классическая комическая ситуация. Главный герой в роли мальчика для битья. Неудачник. За что ни возьмется, все у него выходит шиворот на выворот, и он становится на место страдальца от своей инициативы. «Жертва». Добрый человек приносит себя в жертву за погрязших в злобе людей. Он сеет в их душах зерна любви, добра, света, истины. После его смерти, некоторые задумались над его поступком, стали вспоминать то, о чем он говорил пока был жив и ходил среди них как ягненок среди волков. Беззащитный и беззлобный был среди хищников безжалостных, но в нем не было ни капли страха за свою жизнь, он не словно не видел опасности, которая его подстерегала. Да уж, начал с Пьера Ришара, а пришел к Иисусу Христу.
        Смех. Продолжаем копание в поиске закономерностей смешного. Итак, смешит серьезность, с которой совершается глупость. Бывает и такое, что сам персонаж вызывает смех, не зависимо от того, что он делает. Сам его вид вызывает смех.
      Всякая пантомима должна иметь своего адресата. Произведение искусства всегда является посланием к адресату. Этот адресат может быть человеком, гражданином, соседом, продавцом, кузнецом, инженером, Богом, другом, знакомым, прохожим, детьми самых разных возрастов, искусствоведом и т.д.
Один интересный момент: пантомима должна «выстреливать», где финал равносилен острию стрелы, выпущенной мимом в сердце зрителя в конце пантомимы. Финал—очень важный эпизод, который выражает определенную мысль, мысль всей пантомимы.               
Уход мима за кулисы должен быть оправдан ходом сюжета пантомимы. Тоже самое и для выхода мима на сцену тоже должен быть оправдан его целью. То есть мим выходит на сцену с одной целью и уходит за кулисы с целью, возможно с другой, а возможно с прежней целью, но цель и в начале, и в финале пантомимы должны быть. Пантомима должна «стрелять» в сердце зрителя. Поэтому надо определять того зрителя, к кому мим хочет обратиться или на кого он хочет подействовать своим искусством. Для этого нужно сразу разобраться с драматургией, что она рассказывает, в чем она хочет убедить зрителя, какую мысль или идею мим хочет донести до зрительского сердца. Без четкого и выразительного, недвусмысленного финала пантомима не будет законченной. Обычно, зная, чем все кончится, можно с самого начала выстраивать действие так, чтобы финал прозвучал мощно и однозначно, не двусмысленно. Финал пантомимы—логическое завершение пантомимы и выражение ее мысли. Начало пантомимы, рождение конфликта, развитие конфликта, кульминация конфликта, финал пантомимы.  Почему-то так у меня складывается логическая цепочка действия драмы в пантомиме. Но у меня все так укладывается в голове, и эту драматическую схему необходимо применять на практике при сочинении пантомимы.
       Еще хотелось сказать несколько слов об интриге в сюжете пантомимы. Пример интриги: парень ждет девушку на первое свидание и думает: придет или не придет?; боксируют два боксера, которые ни разу не проигрывали бой, кто из них победит в этом бою? Отсюда видно, что интрига выражается вопросом зрителя, который заставляет его внимательно смотреть за происходящим на сцене, чтобы понять «придет или не придет», «кто победит». Есть такой секрет в пантомиме: когда интригу мим заявляет в самом начале действия—он показывает персонажа как комического героя. Эта заявленная в самом начале истории интрига пронизывает всю пантомиму до финала, и пантомима смотрится как бы на одном дыхании с самого начала и до финала. Интрига – великое дело в театре, в кино, в литературе. Без интриги невозможно удерживать внимание зрителя, тем более продолжительное время.
       Поговорим о пантомиме как об искусстве подражания. Мим подражает не просто жизни, а наиболее характерным ее явлениям и событиям, типичным историям, выводит типажей из жизни на публичное обозрение. «Герои» в жизни— герои пантомимы. А, кстати, кого можно было бы назвать «героем» нашего времени? С другой стороны, кого можно назвать аутсайдером в нашей жизни, лузером, неудачником, «лохом»? Интересная картина разворачивается. Жизнь как поле битвы за счастье, за радость, за успех, за благополучие, за жизненный комфорт, за исполнение желания и мечты. Это я сформулировал концепцию нашей жизни. Я даже вижу, как люди-муравьи снуют от одного магазина к другому, что-то ищут купить чего-нибудь для себя, для дома, для семьи. Достаток у всех самый разный, разные финансовые возможности, кто-то может себе позволить купить за дорого, а кто концы с концами еле сводит. «Покупка унитаза». Мужик со своей бабой пришли купить унитаз. Их встречает продавец-консультант и предлагает четыре разных унитаза. Сперва мужик поднимает крышку унитаза. Садятся попеременно на унитазы—выбирают по заднице, и чтобы хорошо думалось сидя на нем. Мужик поправляет галстук сидя на унитазе. В одном унитазе застряла задница бабы, еле вытащили с продавцом. Купили унитаз поменьше, мужик взял унитаз на грудь и понес перед собой, гордый покупкой. Финал. Вспомнил сейчас, что недавно читал книжку о современном обществе как об обществе потребления. Вот, в тему получается. А интересно представить жизнь, как поле боя за комфорт и благополучие, престиж. Вот она сверхзадача, вот оно сквозное действие и контрсквозное действие, вот он конфликт!
       Интересно получается. Оказывается, все лежит рядом, надо только заметить то, что ищешь. Для этого нужно немного отойти от себя и посмотреть вокруг, чтобы увидеть то, к чему стремятся, чем дорожат люди. Дорожат они собственным спокойствием. А беспокойство считается неустроенностью своей жизни. Это по большому счету. А так, что ценит человек в своей жизни, тем он и пытается окружить себя, этим и наполняет свою жизнь. Часто можно услышать: а что я хуже всех, чтобы все как у всех, а что люди скажут. В общем, это нам хорошо знакомо. Америки я не открываю.
Вот этим мотивом и определяется жизненный план человека, его жизненные ценности и ориентиры, цели и желания человека, то чем наполняет свою жизнь человек, и к чему он стремится.

Духовный мир мима, автора, персонажа, зрителя.

       Тема серьезная. Но интересная и полезная. Попробуем разобраться в ней. Есть внутренний мир человека. Духовный мир содержит в себе отношение человека к любви, к ближнему, к радости ближнего, к собственной совести, к миру, к войне, к малодушию и страху, к чужой беде, к ревности, к зависти, к агрессии, к жестокости, к скромности, к щедрости, к приветливости, к миролюбию и так далее. Обобщая можно сказать о духовном мире человека, что он включает в себя отношение человека к добру и ко злу, к добродетелям и к грехам, к красоте и к порокам, к состраданию и к бездушию, к жизни и к смерти, к дьяволу и к Богу. Духовный мир человека обнажается в критические моменты жизни, когда человек должен совершить поступок, сделать выбор между «Моя хата с краю» и «Твоя боль—моя боль», это что касается бесчувствия и сочувствия. Могут быть и другие ситуации, где на карту ставятся другие духовные принципы, но всегда человек совершает выбор между добром и злом, между дьяволом и Богом. Кому послушно сердце человека? Что утверждает в своей жизни человек, кому он служит: истине или лжи, любви или ненависти, Свету или тьме, жизни или смерти? Выбор сделать в пользу добра для одних естественно и легко, а для других это очень трудный поступок, особенно когда человек слабый духовно и физически.
        Перейдем к драматургии пантомимы с точки зрения духовного мира человека: мима, автора, персонажа, зрителя. История, о чем она? О любви? О сострадании к слабому? О пороке? О добродетели? История обязательно о чем-то, что взволновало человека. Обычно волнует поступок персонажа, который вызывает различные чувства у зрителя. Зритель очень внимателен к поступку персонажа, и если поступок совпадает с тайными мыслями зрителя, то он начинает сопереживать персонажу. Поступок есть попытка решить ситуацию в каком-то направлении, в чьем-то интересе. Понятно, поступку предшествует ситуация. Что предшествует ситуации? Движение персонажей навстречу друг другу, стечение обстоятельств.
       Задумка «Соседи». Сейчас пришла в голову. Придется записать ее. История о том, как жили в конфликте два соседа с одной общей стеной из-за того, что один рабочий хочет спать, а сосед за стеной скрипач, и он репетирует и совершенно не слышит, что происходит за стеной. Сначала рабочий ругался и пытался включить что-либо громко, чтобы заглушить скрипача, звонил в ЖКО по телефону, но там ему отказали в помощи. Тогда рабочий стал крушить стену перфоратором. Пробил стену, образовалась дыра. Рабочий просунул в дыру цветок. Скрипач не ожидал такого от соседа. Взял цветок и прослезился. Поклонился публике и гордо ушел. Финал.
        Продолжим говорить о поступке. В этой истории поступок совершает рабочий. И какой поступок! Хороший пример решения ситуации. Да, все есть стечение обстоятельств. Поступок есть кульминация внутренней борьбы человека, становится ясно чего в нем больше, добра или зла. Такая вот тема, откровенная. Понятно, что ситуация должна быть конфликтной, требующая разрешения т.е. поступка одного из персонажей. Возможно, что в поступке и есть соль пантомимы. Даже наверняка.
       Записал на видео обе задумки: «Соседи» и «Покупка унитаза», и выложил их в интернет. Я уже сказал, что движет большинством людей на планете. Исключение из правил— святые люди, которые отвергли богатство и образ жизни мира ради спасения своей души. Но таких мало, но они есть, слава Богу.
 
                Что такое «актерская игра мима» и его Театр.
 
   Для меня как мима очень интересно играть, изображать взаимоотношения между персонажами, между персонажем и предметом, между персонажем и явлением, между персонажем и событием. Для меня весь интерес пантомимы как театра заключается в игре отношения мима, персонажа к кому-либо и к чему-либо. Вот мим посмотрел вправо и у него удивлено и радостно подскочили брови, раскрылись широко глаза, открылся рот. Он увидел человека, которого давно не видел. Мим протянул ему руку и крепко пожал его руку. Несколько слов и выяснилось, что они не знакомы. Мим виновато улыбнулся человеку и стал извиняться, перепутал с другим, уж очень похож.
       Мим должен в любом действии в пантомиме выражать свое отношение к этому действию, и к тому, к кому направлено это действие. Сравним отношение мима к старинной хрустальной вазе, которую он несет покупателю, и отношение к грязной тряпке, лежащей на столе, которую мим презрительно берет двумя пальцами и бросает в мусорное ведро. Театр—игра в отношения мима ко всему, к чему он прикасается или взаимодействует. Театр – именно для показа отношений. Просто действие мима, без выражения своего отношения в этом действии—просто действие человека, а не актера-мима, в этом нет театра. Именно отношение мима к … убеждает зрителя в реальности и материальности его иллюзии. Я подумал, что мим может не показывать драматургию, а просто играть свое отношение к воображаемому им миру, и это уже будет театр, зрелище, интрига. Исходя из мысли, что театр есть образ. Отношение, впечатление, реакция, чувство. Вот о чем идет речь, когда я говорю об игре актера-мима, о создаваемом им такого явления, как Театр. Театр—выражение отношения мима ко всему. Собственно, этот вывод сделан из моего наблюдения за жизнью, человек постоянно контактирует с миром, и каждый кусочек бытия вызывает в его душе какой-то отклик, человек на все в жизни реагирует по-своему. А по тому, на что и как реагирует мим или его персонаж, зритель понимает его внутреннее состояние, и имеет возможность для сопереживания ему. Да, театр есть игра актера в отношения.  Интересное открытие! Потому, что для зрителя важно видеть самочувствие персонажа. В этом месте церковь отталкивала от себя актеров, так как актер играл чувства персонажа, то есть надевал на себя личину другого существа, а это уже магия, а церковь против магии. Интересный разговор получается.
     Отношения возникают в общении. Поэтому можно сказать, что жизнь есть общение. А в случае театра мима это существование мима на сцене и в воображаемом мире пантомимы. Общение, без общения нет жизни и нет театра. А без отношения не бывает общения.
        Задумка пришла сейчас в голову «Перед клеткой со львом», о том, как один мужик дразнил льва в клетке в Зоопарке. К вопросу об отношениях, общении и поведении. Ну вот и еще одно понятие, которое я очень люблю—поведение.
      Поведение персонажа есть внешняя информация о нем. Она получается зрителем путем наблюдения за персонажем. Поведение персонажа обусловлено его внутренним миром, его внутренней жизнью, его общением с миром, реакциями, впечатлениями, отношениями. В чем притяжение зрительского внимания к поведению персонажа в жизни и на сцене? Что нам интересно наблюдать в поведении кого-либо? Чем интересно поведение, что мы хотим в нашем наблюдении за персонажем увидеть, что движет нашим интересом к нему? В чем загадка, интрига поведения мима для зрителя? Мим показывает зрителю персонажа путем показа его поведения. Глядя на человека из окна своей квартиры, я вижу мужика, который стоит, по-видимому он кого-то ждет (это видно из его поведения). К нему подошел другой, поздоровались за руку, о чем-то говорят, подошедший роется в кармане, достает мелочь и дает ее мужику (наверное, на бутылку собирает). Я делаю вывод: мужик вышел насобирать денег на выпивку. И я начинаю смотреть, как он это делает. Кто-то ему   отказывает, кто-то дает мелочь. Мужик нервничает, видно похмелиться хочет. Наконец посчитал—собрал на бутылку, нетвердой походкой пошел в магазин. Сперва я пытался рассмотреть мужика, потом пытался понять, что он делает, потом я понял, что он собирает деньги. Такой, подумал я, может собирать только на бутылку, когда я понял, что он хочет, мне стало интересно: соберет он или не соберет денег на выпивку? И я смотрел уже этот процесс с его удачами и неудачами, мужик по-разному пытался выпросить у других деньги. Это было интересно, здесь была интрига.
       Я привел этот пример из жизни для того, чтобы увидеть последовательность в наблюдении за персонажем. Сперва смотрел за мужиком, потом понял его цель и его сверхзадачу, потом смотрел как он стремится к цели. Кстати, Чарли Чаплин рассказывал в своей книге о том, как в детстве его мать любила рассказывать ему и его брату Сиднею то, что она наблюдала из окошка их квартиры, как она описывала и комментировала поведение прохожих, их мысли, настроение и цели. Так воспитывался будущий автор, режиссер, актер, мим, композитор, музыкант. Поэтому самое главное—быть наблюдательным.
       Театр мима—сценическое действие, где все понятно без слов из поведения мима. Да, для зрителя предметом внимания является поведение персонажа. Для зрителя персонаж раскрывается в своем желании, что он хочет, его хотение дает ему характеристику. То, чего хочет персонаж, делает его понятным для зрителя, и тут зритель решает: сопереживать персонажу или напротив, отрицать его. Важный момент—чего хочет персонаж. Алкоголик хочет выпить, богатый ищет комфорта и престижа, бедный хочет есть, больной хочет выздороветь, влюбленный хочет взаимной любви и так далее. Именно хотение персонажа в пантомиме роднит его со зрителем или отчуждает его от зрителя. Вот оно где спрятано сопереживание зрителя! Зритель смотрит в корень—что хочет персонаж? Кто он, в этом смысле? Ведь между тем, кто он и тем, что он хочет, прямая связь. Ну вот, внесли какую-то ясность в эту хитрую историю. Теперь сочиняя пантомиму будем сразу спрашивать себя: а что хочет этот персонаж? А что хочет другой персонаж? А что им препятствует достигнуть желаемого?

                Комическая пантомима.

      Посмеяться от души мы все любим. А вот рассмешить публику не всякому дано. Дело это тонкое и имеет свои секреты. Будем идти примерами. Мужчина в смокинге садится на стул, который вдруг ломается под ним, и мужчина падает на пол. Смешно? Неожиданно и смешно. Эффект неожиданности необходим для комического момента. А если еще добавить, что мужчина взял стул и поставил рядом с сидящей красивой женщиной, чтобы признаться ей в своих сердечных чувствах к ней. Или эта женщина вдруг громко пукнула во время танца с этим мужчиной. Опять здесь имеет место неожиданность комического момента. Есть еще один секрет, как привязать к себе внимание зрителей—оказаться в комической ситуации один только раз, и от тебя будут постоянно ждать еще чего-нибудь, ты создашь такую сильную интригу своего персонажа, что даже ты не будешь делать ничего смешного, а публика будет смеяться. Этот комический момент с со своим персонажем надо показать где-то в начале пантомимы, чтобы заложить в ее основание интригу на всю пантомиму, до финала. Мужчина, под которым сломался стул, привлекает к себе внимание на весь вечер, и от него уже ждут, следят за ним пряча улыбки. Любое его неловкое действие, и улыбки окружающих переходят в хохот. Интригу своего персонажа можно заложить и странным его поведением. Смысл понятен—нужно, чтобы зритель не знал, что произойдет в следующее мгновение, что еще отчебучит ваш персонаж. Еще один секрет, касающийся сочинения комического эпизода—надо настроиться на волну шутки, юмора, розыгрыша и тогда создается особая атмосфера юмора, и фантазия начинает работать в этом направлении. А для того, чтобы настроится на комическую волну, надо вспомнить хорошие анекдоты, посмотреть работы разных комиков кино, театра, цирка, вспомнить комический случай из собственной жизни. И после этого попробовать самому придумать комическое действие или комический эпизод, просто так, не обязательно сразу для пантомимы. Сперва просто придумать что-то смешное. А потом из этих мыслей, фантазии может родится что-то для комической пантомимы.
       Еще есть контраст, когда зритель сопоставляет контрастные моменты в действии пантомимы, и это сопоставление рождает смех. Примером может послужить мой рисунок, где слон везет хоботом детскую коляску перед собой. В пантомиме примером может послужить контраст в сопоставлении худосочного штангиста, который не может поднять тяжелую штангу, или демонстрирует свою мускулатуру зрителям. Это еще называют эффектом несоответствия. Так или иначе это—контраст. Несвоевременность, отклонение от нормы, странность, несовместимость, непредсказуемость, несоответствие, неуместность, неожиданность.               
       Смешна глупость, особенно, когда глупость творит серьезный персонаж или начальник. Так лучше всего рассматривать смешного персонажа на фоне нормальных людей, смешной персонаж тем и отличается от нормальных, что он ненормальный, некая аномалия. Со смешным персонажем постоянно что-то происходит, он постоянно попадает в неловкие ситуации, лишь только он проявит какую-то инициативу. Над таким человеком будет смеяться весь мир. Можно сказать, что комический персонаж всюду ходит со своими неудачами (неудачи преследуют комического персонажа). А всему виной его наивность, непосредственность ребенка, доверчивость, бесхитростность, неопытность, бескорыстность, незлобивость, впечатлительность. Это очень похоже на Пьера Ришара (французского комика). Хотя, честно говоря, я говорю сейчас больше о своей душе—большой ребенок. Мне легко представить себя на его месте. Я так иногда делаю, когда сочиняю комическую пантомиму. А еще можно сначала описать схему действия для обычного, нормального человека—норма. А потом я начинаю сочинять поведение моего персонажа, который всегда отклоняется от нормы (по причине своего внутреннего устройства). И если норма есть сухая схема действия, то действие моего персонажа оживляет, обостряет восприятие жизни, заставляет переживать ее вместе со зрителем.
Да, зритель переживает удачи и неудачи своего персонажа, своего любимца. Да, зритель любит своего непутевого, прощает ему его поступки, его ошибки.
       Очень важно понимать своего персонажа, а в моем случае просто быть им—Мим. Мим—я. Мим это—мой Образ. В своей груди я ношу свою душу, которая одела костюм мима, и сама живет в моих пантомимах, а я просто слежу за ее фантазией и иду следом за ней. Какая-то такая ситуация.
       Каждый мим несет свой внутренний образ, свою уникальность, свое отношение к жизни, свою мечту, свое чувство, свою ноту, свой вкус, свой стиль. Стиль мима—его узнаваемость, его лицо в пантомиме, что отличает моего мима от других мимов, образ мыслей мима, корни моего мима как человека и как артиста (это, наверное, самое важное обстоятельство). Каждый человек подобно дереву имеет корни, ствол, ветви, листья, плоды. Одинаковых деревьев не найти, даже одной породы. Все они, как и все люди, разные. И я считаю, что каждый мим открывает свою нишу, и у него тоже найдутся свои зрители, которым будет интересен именно его язык, его истории, его образы, его мысли и чувства. Поэтому не стоит волноваться за количество зрителей, если их качество вас не устраивает. Я, например, сейчас показываю свои пантомимы своей жене, и она очень добрый и умный зритель. Она снимает меня на видео, и другие люди в интернете смотрят тоже, что понравилось моей жене. И если кому-то что-то в них не нравится, то я не сожалею об этом потому, что главный мой зритель—моя любимая и единственная жена. Я уже благодарен Богу за нее. А если кому-то еще понравится мое творчество, то я буду искренне рад.
       Нормально все рассказал. Главное, если уже не взлететь, то хотя-бы смотреть на небо. Тоже большая радость. Смотреть как птицы летают. Небо просторное, всем места хватит.
       Есть такие люди, будучи на земле, словно опускают небо на землю и летают. Это свойственно мечтателям. Они носят крылья в душе, точнее у них душа крылатая.
        Но опустимся на землю. Что мы видим? Тесноту, зависть, злость, корысть, тщеславие, жадность, ссоры, обман, хитрость, коварство, малодушие и жестокость, мелочность, склочность, грубость, хамство, наглость. Добродетель не так часто можно встретить.
      Пантомима это—история, которая произошла с мимом или его персонажем. Каждая история несет в себе свой смысл, каждая история о чем-то, каждая история чему-то учит т.е. несет свою мораль. Пантомима может изменить представление людей о чем-то общепринятом, общеизвестном. Комическая пантомима может высмеять какой-то привычный порок общества, и тем изменить к нему отношение людей. Здесь уже просто смех над чем-то выражает к нему отношение.
       Для меня юмор более сложная задача, чем сатира. Сатира все-таки злая. А юмор добрый и более редкий. Чем они различаются, если общее у них одно—смех, но у сатиры смех злой, а у юмора смех дружелюбный. Наверно, отличие одного от другого состоит в том отношении к объекту смеха, которое складывается у зрителя к смешному субъекту. Если зритель любит смешного персонажа, то смех зрителя добрый, с сочувствием к персонажу. Если зрителю противен персонаж, то смех будет злой, жестокий как приговор подсудимому, и нет сочувствия. В этой разнице отношений к персонажу я и вижу отличие сатиры от юмора.
       Конечно же, мне хочется показывать в пантомиме юмор, а не сатиру, но это сложная задача, и интересная. Сначала надо определить персонажа, к которому зритель относился бы тепло. А за тем придумать ему смешную историю. И все дела! Определить и придумать, как просто, ха-ха-ха, какой пустяк! Раз-два и готово! Конечно я шучу, хотя если настроиться на эту волну, то это действительно не так и сложно. Все зависит от настроя автора.
       Полем для творческого осваивания пантомимой может являться наша повседневная жизнь. Технология сочинения прежняя: сначала составляем традиционную схему (норму) какого-то жизненного процесса, т.е. то, что обычно должно делаться с традиционными целями и задачами персонажа; далее запускаем мима-комика в эту схему, и следим за тем, как нестандартно он поступает в типичных жизненных обстоятельствах. Есть у меня одна пантомима «Молодой отец». Фабула простая: молодая мать уходит в магазин и оставляет грудного ребенка на молодого отца, и пока мать не вернулась, отец чуть с ума не сошел от крика младенца, а оказалось, что ребенка надо было просто перепеленать в чистые пеленки так как он обкакался; мать пришла, а все мирно спят. В этой пантомиме смех должно вызывать поведение молодого отца в экстремальной ситуации. Запускаем мима. Мим пришел в комнату, сел на стул, взял с полки книгу и стал читать. Появилась мать с ребенком на руках. Передала ребенка миму, сказала, что придет через 15 минут и ушла. Мим положил ребенка в коляску. Качает коляску и читает книгу. Ребенок не засыпает. Мим качает коляску, но ребенок не успокаивается. Мим начал читать книгу младенцу, но тот кричит. Мим отложил книгу, стал качать коляску более усердно. Ребенок не унимается. Мим корчит рожицы перед ребенком в коляске, но и это не помогает. Мим с надеждой смотрит на часы, но прошло только 5 минут. Мим начинает возить коляску с ребенком по всей комнате. Ребенок не унимается! Мим достал с полки футляр со скрипкой, играет на скрипке, но ребенок кричит громче, спрятал скрипку обратно на полку. Взмолился Богу. Закрывает уши руками, трясет головой, но этот кошмар не прекращается. Мим достает ребенка из коляски и начинает его нянчить на руках. Ребенок кричит… Находившись с орущим ребенком мим вдруг обнаруживает на своей руке влагу и запах ( когда он вытирал пот со лба). Обкакался?! Мим положил ребенка на стол, распеленал ребенка—точно, обкакался! Мим убрал грязную пеленку, обтер попу ребенку, взял чистую пеленку и положил на нее ребенка, поделал с ним зарядку, спеленал ребенка и положил в коляску. Мим сел на стул, качает коляску, ребенок и мим заснули. И тут вернулась мама, а все мирно спят. Мим проснулся и попросил мать не шуметь—ребенок только заснул. Мим взял с полки книгу и стал читать, и на цыпочках уходит. Вот такая пантомима. Вроде бы смешная. Даже не знаю, что к ней добавить.
       Осадок в душе, послевкусие, которое остается после просмотра пантомимы часто определяется финалом пантомимы. Осадок в душе зрителя является важным моментом для творчества мима. Даже после прочтения либретто пантомимы остается этот осадок.
        Да, кстати, о сочинении пантомимы, раньше я придумывал пантомимы на музыку, которую я слушал—это очень хороший путь сочинения пантомимы с готовой фонограммой. Ведь в музыкальном произведении есть своя драматургия, свое настроение, свой темпо-ритм, своя композиция—все это сообщается пантомиме, отчего пантомима становится выразительной и эмоциональной, создается своя атмосфера действия. Музыка прекрасно помогает фантазировать и смотреть пантомиму. Пантомима рождается в муках, но когда она родится, то это очень приятное чувство, особенно когда в ней есть интересный смысл, когда у нее уже есть финал. Финал—к нему стремится вся пантомима, в финале пантомима получает свой смысл, зерно, чувство-идею, получает свою законченность. Поэтому над финалом надо потрудиться, чтобы он был четким и ясным. Финал—заключительная точка.
       Не только финалом сильна пантомима. Она еще сильна своим развитием, которое занимает большую часть пантомимы. Развитие—динамичная часть пантомимы, в которой происходит нарастание напряжения психики персонажа до возможного максимума.
       Конечно, ярким местом в пантомиме является кульминация, где все замирает. Слом ритма. Действие как в замедленной съемке, с целью укрупнить действие в этот момент.
       Безусловно, важно начало пантомимы—экспозиция. Вхождение в курс дела: представление персонажей, представление места действия, исходной ситуации, с которой все начинается. У каждой драматической зоны свои функции: «знакомство», «захватить зрительское внимание», «что-то случилось», «финал».

                Конфликт.

        Конфликт—зерно, из которого вырастает драма жизни. В жизни конфликт часто выражает себя как проблема. Встречая в жизни проблему можно попытаться раскопать ее конфликт. Болезненное отношение человека к данной проблеме говорит о ее актуальности, такую проблему можно рассматривать в пантомиме, она сможет вызвать активное сопереживание у зрителей. Как сказал Константин Райкин: искусство должно раздражать, жалить, ранить. А мне почему-то кажется, что искусство должно возвышать добродетель и ниспровергать порок. Человека итак постоянно ранят, раздражают, жалят. Все человечество ходит больное, раненое, ужаленное, раздраженное. Надо найти выход к свету, к перспективе, к смыслу, к уверенности в завтрашнем дне, к радости, к вере, к надежде и к любви. Искусство должно просвещать людей: что есть зло, а что есть добро. Искусство должно знать путь и вести по нему людей к общей цели.
       Конфликт есть столкновение противоположных стремлений, руководимых противоположными интересами. Бывает конфликт внутренний, когда человек борется с какой- то страстью своей или со своим желанием. Бывает конфликт внешний, когда человек противопоставляет себя проявлениям окружающего мира.
       Пантомима берет конфликты из жизни и показывает зрителям куда ведут эти конфликты, к чему они могут привести. А начинается с выбора жизненной проблемы, которая вызывает всплеск эмоций у людей, и у зрителей в том числе.

                Подробности.

        Вся жизнь заключена в мелочах, поэтому необходимо наполнять пантомиму жизненными мелочами или подробностями жизни. Мелочи очень точно и сильно характеризуют персонажей. Подробности позволяют глубоко нырнуть в жизнь персонажа. Подробности придают вкус пантомиме, характеризуют автора пантомимы (насколько мим интересен как человек, насколько наблюдателен мим, насколько мим оригинален). Помню, как много лет назад я беседовал с мимом Александром Андреевым и показал ему пантомиму «В столовой», после показа он показал мне как персонаж в столовой взял ложку и выпрямил ее, после этого только притронулся к тарелке с супом. И ведь действительно в столовых некоторые молодые посетители скручивают ложки и вилки из алюминия. Силы не знают к чему приложить, вот и уродуют столовую посуду. Эта подробность вызывает дополнительный смех у зрителей, и зритель начинает еще внимательней смотреть пантомиму.
       Итак, подробность—задача мима в изображении жизни своего персонажа. Мим должен быть подробным, если можно так сказать. Я вспомнил свою пантомиму «В супермаркете», и подумал, что в ней не хватает подробности такой: мим должен не просто механически перекладывать продукт с полки в тележку, но посчитать на пальцах не истек ли срок годности этого продукта. И таких нюансов, связанных с походом в продуктовый магазин, можно еще повспоминать. Так и в любой пантомиме.
        Сочинение пантомимы надо начинать именно с вспоминания подробностей жизненного прототипа. Надо часто задавать себе вопрос во время сочинения пантомимы: а как это происходит в жизни? Ведь комическая пантомима—пародия на реальную жизнь, а раз так, то мим должен знать эту жизнь, только тогда у него получится узнаваемость, актуальность пантомимы для зрителей.
       Мим является образом своего жизненного прототипа либо собирательным образом разных жизненных прототипов (обобщенный образ). По своей сути пантомима есть послание мима человечеству, в котором мим сообщает о том, что его волнует в жизни общества, что его тревожит, беспокоит, или радует, успокаивает, обнадеживает, что вызывает его гнев, протест, сарказм, над чем мим плачет и над чем мим смеется.

                Над чем мим смеется и над чем мим плачет.

Мим—артист театра и ему как человеку не безразлично то, что происходит с ним и с другими людьми, с обществом, с миром. Над чем-то мим плачет, над чем-то мим смеется. Это примерный подход к творчеству мима, так скажем, если заглянуть в душу мима. Да, по большому счету, так и есть: если не радует, то печалит, нейтрального состояния нет, а есть оно у камней, которые мертвы и потому ни на что не реагируют, это отличает их от людей.
 Да, мим должен быть чувствительной душой. О чем-то он должен сокрушаться, что-то должно не оставлять его равнодушным. Лучше всего мим должен чувствовать зрителя, знать, что трогает сердце людей и свое сердце. По-хорошему, мим должен быть единым со зрителем, переживания мима должны стать переживанием зрителя. Я сейчас не разделяю мима и персонажа так как персонаж есть проекция мима, его представление о персонаже.

                Поиск темы для пантомимы.

       Ну вот, подошел к самой трудной части в творчестве мима. Жизнь огромна, и в ней нужно увидеть то, что важно миму и людям самого разного социального положения. Потом, пантомима должна быть исполнима одним мимом. То есть существуют определенные требования к сюжету. Приходится сужать круг своих поисков. Возможно, что следует сперва определить общее направление поиска тем, например, тема «Истории одного человека». Можно взять направление «Житейские истории», «Правдоискатель гражданин Копейкин», «Посмотри в свое окно», «Что я вижу», «Знакомтесь, Андрей Рылов!», «Герой нашего времени», «Не дурак ли я?», «Смешные истории для серьезных людей». Последнее звучит интригующе. Есть у меня пантомима «В театре», может быть она подойдет для такого случая?
      Социальный характер пантомимы необходим, чтобы была связь с жизнью, чтобы была глубина и узнавание зрителем жизни. Сейчас пришла в голову такая картинка, которая рассмешит серьезного человека. Действие происходит на рынке. Мим со своей женой пришли на рынок. Жена сказала, что пойдет за мясом, а ему сказала посмотреть фрукты, и они пошли каждый по своему пути. Мим становится в очередь за чем-то, стоит, а когда очередь доходит до него, то товар кончается. Мим плюет на землю. Мим становится в другую очередь и история повторяется. Мим становится в следующую очередь и опять на нем товар заканчивается. Мим отчаялся стоять в очередях, подошел к одному продавцу и стал разглядывать его яблоки. А потом он увидел, что за ним уже выросла очередь, которая ругалась, что он задерживает эту очередь. Мим купил яблоко и отошел. Стоит ест яблоко. Увидел стройную девушку. Стоит строит ей глазки. Посылает ей воздушный поцелуй. Тут к нему подходит его жена, он берет ее тяжелые сумки, и они пошли с рынка. Я думаю, что серьезному зрителю понравится эта пантомима, он обязательно посмеется над моим мимом, и рассмешат его неудачи моего мима и то, как реагирует мим на свои неудачи.
       Этот сюжет на жизненную тему, поэтому он будет восприниматься зрителем хорошо, сопереживание зрителя будет. А что, собственно, произошло? Взята жизненная картинка, и на нее написан комический сюжет, при условии, что зритель серьезный. И все, очень просто. Вот он и весь секрет сочинения комической пантомимы!!!
       Еще один секрет: надо сочинять комическую пантомиму с учетом того, что зритель серьезный, тогда можно будет увидеть то, что его рассмешит.