1. Где Кульнев наш, рушитель сил?

Георгий Куликов
+

К 200-летию со дня гибели генерала Я.П.Кульнева,
Героя Отечественной войны 1812 года


     Эти заметки были написаны осенью 1993-го и опубликованы в  журнале "Культурно-просветительная работа" ("Встреча")(№1, 1994). В начале века я напечатал в этом же издании дополнение (P.S.) к ним. А недавно получил письмо от историка В.В.Никонова (персонаж очерка,  ныне  депутат Латвийского Сейма) с радостной вестью о том, что уже изготовлен памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Я.П.Кульневу и вскоре будет установлен в городе Лудза (Латвия). Фотографию памятника и некоторые подробности, связанные с его установкой, я помещу в последней (7-й) главке очерка.





ВЕРЬТЕ ПУШКИНУ!


     В исторической миниатюре Валентина Пикуля «Жизнь генерала-рыцаря» мне особенно дорого авторское признание: «Яков Петрович Кульнев – давняя моя любовь. Сколько волнений, сколько восторгов пережил я, узнавая о нём!» Как не поверить! – история сердцу знакомая…
     Началась она в латгальском городке Лудза, а точнее, в музее-усадьбе генерала Кульнева, куда я однажды заглянул из праздного любопытства. Дальше всё похоже: и восторг, и волнение... Затем поездка в Илзескалнс – ко «гробу героя», чтобы ему поклониться и, быть может, впервые понять божественный смысл пушкинских стихов:

         Два чувства дивно близки нам,
         В них обретает сердце пищу:
         Любовь к родному пепелищу,
         Любовь к отеческим гробам.

     Впрочем, один знакомый журналист, услышав их, не на шутку возмутился:
     – Убей – не пойму: как можно любить гробы? Пусть даже и отеческие!
     Что ему ответить? Любовь или есть, или её нет, а объяснять, «за что и почему», напрасная трата времени. Добавлю лишь, что на упомянутых дивных чувствах, в понимании Пушкина:

…….основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

     Верьте Пушкину, господа!


Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/05/23/3454