Дедушкин урок

Наталья Довженко
                Дедушкин урок

     Золотистый диск солнца выкатывалось с такой скоростью, что Наташа, подойдя к окну, замерла в ожидании полного его восхода. Красная заря бледнела, а небо превращалось из тёмно-синего сначала в фиолетовое, а потом в бирюзовое. Как только солнце поднялось над макушками дальнего леса и засияло огненным шаром, небо окрасилось необыкновенной голубизной. «Красиво!  Как быстро взошло солнышко, - подумала Наташа, - так, пожалуй, и день пролетит, а я ничего не успею посмотреть… Хлоп, и вечер…»
     Девочка отошла от окна, заправила кровать,надела шорты и футболку, взяла полотенце и вышла из дома. На крыльце она, взяв сандалеты за ремешки, не пожелав обуваться, босая побежала к озеру умываться. На траве вдоль тропинки, серебрились капельки прозрачной и прохладной росы. Ноги Наташи, задевая траву, стали мокрыми, она остановилась, присела и погладила шёлковую зелёную травку ладонью. На ладони осталось столько влаги, что ею можно было умыться. Девочка, стряхнув с ладошки росу,  побежала к озеру. Ветер, видимо, ещё спал, поэтому зеркальная гладь озера отражала голубое небо, склонившиеся к воде ивы и рогоз, росший вдоль берега. Наташа прошла на мостки, поставила  сандалеты, встала на колени, разглядывая своё отражение в воде. Взгляд Наташи привлекли маленькие рыбки, плавающие около мостков, она стала их разглядывать, вдруг рыбки вздрогнули, забеспокоились, начали хаотично и быстро метаться  всем косяком, они поднялись к самой поверхности воды и начали выпрыгивать из неё, серебрясь в лучах утреннего солнца, по воде пробежала небольшая рябь. «Вот, интересно, неужели это я их спугнула? Я только смотрела на них...» Рыбки уплыли, зеркальная гладь озера успокоилась, Наташа хотела снова увидеть рыбок, но их не было, она видела песчаное дно под мостками. Вдруг большая рыба медленно и плавно подплыла к мосткам, чуть шевеля плавниками и хвостом. «Вот кто напугал маленьких рыбок! Ах, ты хищница, захотела моих рыбок съесть! Кыш, отсюда» Девочка ударила ладошкой по воде, прогоняя большую рыбу, ей очень хотелось спасти малявок. Наташа опустила руки в воду, отгребая с поверхности  пушинки от отцветающего одуванчика, набрала в ладони прохладной озёрной воды, плеснула в лицо. «Хорошо, какая благодать!!!»
 - Здравствуй, барышня, - раздался сиплый, старческий голос деда Игната, весёлого и доброго соседа бабушки и деда.
 - Здравствуйте дедушка Игнат, - Наташа, встав с коленей, вытерлась пушистым полотенцем. - Я проснулась, дома никого нет, ни бабушки, ни дедушки, вы, дедушка Игнат, не знаете где они?
 - Как же ни знать? Знаю. На покосе они, до рассвета ещё ушли. И я бы пошёл, да, «испёкся» я, уже силы не те… Мда. Вот, на рыбалку сходил, на ушицу наловил. О, сколько, погляди, - дед Игнат поднял правую руку, показывая Наташе  окуней, нанизанных на прутик ивы.
 - Дедушка Игнат, скажите, далеко ли покос, там же где в прошлом году был?
 - Не, не там. Прошлогодний покос ещё с осени перепахали, весной повторили и посадили горох. Покос в этом году за оврагом. Вот, глянь, аккурат, по этой дороге, через посадку, лесочек, видишь? - Дед махнул рукой, в которой держал удочку, в направлении оврага, - Овраг пройдёшь, и покос начнётся. Ты, барышня, ежели,  пойдёшь туда, для порядку зайди на родник, да водицы холодненькой для них прихвати. Сколько пота они пролили там, у-у-у, много. Мда. Знаю…
 - Спасибо, дедушка Игнат, прихвачу, - девочка подняла сандалеты, и, не обуваясь, побежала к дому.
     Наташа была на покосе в прошлом году. Ей очень нравилось смотреть, как мужчины косят сочную траву, укладывая её в ровные валки, а женщины и подростки, идя за ними, деревянными граблями,  разбрасывали валки ровным слоем для просушки.
     Девочка прибежала домой надела дедушкину соломенную шляпу, взяла два трёхлитровых бидончика, и, набрав родниковой воды на окраине села, направилась за овраг на покос.
 - Выспалась, принцесса? – сказал дед, когда Наташа подошла к поляне, где отдыхала группа косцов.
 - Выспалась, дедушка. С добрым утром. Я сегодня видела, как солнышко взошло. Оно так быстро поднималось, так удивительно и очень красиво. Вот, возьмите, я водички ключевой принесла, холодненькая ещё.
     Бидончик прошёлся по кругу и опустел.
 - Что, принцесса, будешь помогать? – спросил дед.
 - Буду. А что делать надо?
 - Вот, помогай бабушке, шевели траву. Нюраш, покажи Наталке, что, да, как.
     Бабушка вручила Наташе грабли и показала нехитрую работу. Девочка ловко зацепляла граблями траву и разбрасывала её. Наташе нравилось помогать бабушке, она ничуть не отставала, и поглядывала, как косит дед.
      Ближе к полудню косцы закончили намеченную работу, собрали инвентарь и направились в деревню.
 - Деда, а ты научишь меня косить? – спросила Наташа, шагая по пыльной дороге, - мне так понравилось, как ты косил, коса шла по траве, как по маслу, «взыньк- взыньк» и уже скошена. А, деда?
 - Ух, ты! Куда замахнулась!? Косить, ишь, ты! Косить…
 - Деда, научи, - не унималась Наташа.
 - Нет, не женское это дело, косить…
 - Дед, а у тебя в сарае есть меленькая коса, ты б наладил её для Наталки, - подсказала бабушка.
 Поучи, как отца её учил, коли просит.
     После обеда и отдыха дед исчез в пространстве  тёмного сарая, что-то уронил, кого-то поругал, покряхтел, постучал, попилил, затем устроился на скамейке возле мастерской, напевая старинную песню. Часа через два, во дворе раздался пронзительный звук камня по железу – жиньк-жиньк, жиньк-жиньк.
     Наташа сидела на крыльце в тени склонившейся вишни и шила из яркого лоскутка нарядную юбочку для своей куклы, её привлёк необычный звук, она прервала своё занятие, воткнула иголку в недошитое изделие, положила его в коробочку, и убрала её со ступенек крыльца на лавку и направилась к дедушкиной мастерской.
 - Наталка, подь сюды, - позвал дед, увидев внучку - пойдём со двора на лужок, учить тебя буду обращаться с энтим струментом.
     Длинный, июньский день не собирался заканчиваться, солнце, хотя от горячилось, продолжало ярко светить, в безветренном воздухе чувствовалась истома.
 - На, бери косу.
     Дед протянул Наташе отшлифованное древко с деревянной перекладиной по центру его и маленькой косой на конце. Наташа взяла косу правой рукой, левой – за перекладину.
 - Нет, не так. Надо левой рукой взять здесь, - дед показал на древко, - а правой за перекладину, вишь, как, вот, так надо, - дед забрал косу из правой руки Наташи и показал, как правильно взять косу, - теперь смотри сюда. Это - «пятка» косы, - дед показал на соединение косы и древка, - само лезвие должно располагаться вдоль земли, ни вкось, ни вкривь, а вдоль, поняла? А иначе не скосишь траву. Ежели, держать лезвие косы криво воткнёшь в землю, а тебе скосить надобно, понятно?
 - Пока не очень поняла.
 - Давай, пробуй, я подскажу, где не так. Смотри, Наталка, коса – струмент опасный, махнёшь и…
 - Деда, я поняла, что острая коса, как бритва, да?
 - Меньше болтай, больше делай.
     Девочка взяла в левую руку древко, правой ухватилась за  перекладину, расположила лезвие косы параллельно земле и сделала замах. Коса просвистела над травой, не скосив её.
 - Э! - рассмеялся дед, - этак ты не накосишь. Стой!
     Дед подошёл к Наташе, встал за ней, прижал древко к левому её плечу, пятку косы упёр в землю, расположив лезвие вдоль земли.
 - Вот, гляди и чувствуй косу. Вот. Не надо замахиваться рукой, надо развернуть корпус тела вправо вместе с косой и резко поворачиваясь влево всем корпусом, держа лезвие косы вдоль земельки, проехаться по ней, вот так, ноги поставить на ширине плеч, а иначе не устоять, да и устанешь быстро.
     Дед развернул Наташины плечи справа налево, придерживая косу, скошенная трава легко легла. Второй поворот, снова получилось, ещё разок.
 - Деда! Я поняла, как надо. Дай, я сама.
 - Ну, что ж пробуй сама, только осторожно.
     Наташа прижала древко косы к левому плечу, крепко сжимая кулачком правой руки перекладину, развернулась справа налево всем корпусом – «взыньк, взыньк».
 - Деда! Деда! Получилось! – закричала Наташа.
     Пройдя шагов десять, она поняла, что косить ни так легко, как это видится со стороны.
 - Ну, как, научилась косить, понравилось? – спросила бабушка, когда Наташа вошла в дом вместе с дедом.
 - Понравилось. Только я быстро устала. Но я завтра ещё буду косить. Правда, дедушка?
 - Поживём, увидим.
     День подходил к концу. Бабушка налила стакан парного молока и нарезала ржаного хлеба.
 - Выпей молочка, да ложись, Наталка, спать. Солнце уже за горизонтом.  Мне завтра раненько вставать, дел по горло, корову подоить и проводить в стадо, по хозяйству управиться. Вот как.
     Уставшая за день Наташа, с большим удовольствием улеглась в кровать. «Хотя солнышко быстро пробежалось по небу, я всё-таки много успела увидеть. А завтра увижу ещё больше».      

15.05.2012