Записки учительницы русского языка и литературы

Марина Мизиковская

      Канада. Торонто, воскресная  русская школа.  Многие наши ученики родились здесь или в Израиле, и никогда в России не были. Но какая-то хрупкая невидимая  ниточка связывает их с далёкой незнакомой Родиной.  И именно от меня, учительницы русского языка и литературы, зависит, станет ли эта связь сильнее и ощутимее…


                У кого есть вопросы?

      «Училка идёт» - кричит кто-то и ребята спешно рассаживаются по местам. Училка – это я. Мы любим друг друга, и такое прозвище меня не обижает. Начинается урок. Объясняю новый материал, и в  конце -  традиционное: «У кого есть вопросы?» На самом деле вопрос этот почти всегда чисто риторический, особенно в младших классах. Дети или вообще ничего не спрашивают, или…
     1класс. Учим множественное число существительных. Тема несложная, понятная и вопросов вроде не должно быть, однако Танечка тянет руку. Спрашиваю:
- Ты что-то не поняла?
Танечка встаёт и молчит. Опять спрашиваю:
- Ну, что?
Девочка молчит и, наконец, выпаливает:
- А почему Никита на перемене плюётся?
Катюша тоже хочет что-то спросить. Я улыбаюсь – мне очень нравится Катюша.
- Что тебе не понятно, Катенька? – ласково спрашиваю я.
- А папа сказал, что скоро купит мне хомячка. А скоро – это когда?...
     Урок литературы. Читаем рассказ Льва Толстого «Лев и собачка». Это очень короткая и очень печальная история: в зоопарке в одной клетке живут лев и собачка. Они подружились, а потом собачка заболела и умерла. Через несколько дней умер от горя и лев.  Половина класса рыдает, другая – едва сдерживается, и только Костик спокойно о чём-то размышляет. Наконец спрашивает:
- А если бы в той клетке был ещё верблюд, он бы тоже умер?»
       Или такое. Рассказываю о падежах. Материал поначалу сложный, идёт тяжело и нудно. Наконец последнее: «Ну, у кого есть вопросы?» Класс молчит, ждут звонок. Я тоже, честно говоря, жду. И тут поднимает руку Олег, парень сколь симпатичный, столь и бестолковый. Вздыхаю:
- Да, Олег, у тебя вопрос?
- Ну, да… Один… - он мнётся, не решается.
Я смотрю на часы:
- Давай, Олег, смелей.
- Я вот хотел спросить, ну, узнать…интересно, а что со мной будет ммм… ну,  если я не буду знать падежи?  Звонок.
       Но самый лучший вопрос мне задал пятилетний Ромочка. Это был мой частный ученик. Я приходила к нему домой. Славный, умный мальчик. Учимся читать, очень успешно. И вот сложная буква – Ъ. Объясняю.  Ромочка внимательно слушает, но чувствую, что-то не то.  Опять объясняю и, как обычно: «Всё понял? Да?»  Ромочка, сосредоточенно следя за мухой, ползающей по окну, отвечает: «А как ты узнала, где я живу?»


                На юг, в Питер.

           Идёт урок русского языка. Мои ученики – шестилетки.  Ранняя осень. Глядя в окно,  я задаю привычные надевшие вопросы: что происходит в природе, в лесу, как готовятся к зиме разные звери и птицы. И получаю привычные, как старый халат, ответы. Механически киваю головой, хвалю. Всё идёт по плану, но вот очередь доходит до Павлика. Мальчишка тянет руку выше всех и от нетерпения подпрыгивает. Спрашиваю:
- Хочешь что-нибудь добавить Павлик? Ну…
- Да. Я знаю, -  торопится мальчик, -  птицы летят в Питер.
Я опешила:
- Ну, что ты. Питер очень далеко, надо лететь через океан. И ещё потом дальше. Птицы не долетят, погибнут. И потом там холодно. Нет…
Павлик насупился, сел. Минут через десять опять тянет руку:
- Я думаю,  что самые сильные, самые лучшие в Питер полетят. Они смогут.
- Но почему именно в Питер? – воскликнула я.
- Там моя бабушка живёт. Очень добрая.
Я задумалась. Павлик не садился, упрямо ждал моего решения. Я оглядела класс. Ребята молча смотрели на меня, и я сдалась:
- Ты прав, Павлик, но немногие…
Класс облегчённо вздохнул.
          После уроков я шла домой. Тёплый солнечный день. Над головой я услышала птичий гомон: стая знаменитых канадских гусей улетала на юг. Три птицы летели поодаль – то ли отстали, то ли по какой-то другой причине. Не знаю. Я проводила глазами мятежную троицу и вдруг подумала:  «Какие красивые, сильные. В Питер летят, наверное…» 
Бог с ней с географией.  Парень прав: тёплые страны там, где нас любят и ждут. Я учу их, они учат меня. Вот так и живём.



                Розовая собачка.

         Вообще-то по образованию и предпочтению я преподаватель старших классов, но жизнь вносит свои коррективы.  И сначала пришлось, а потом и полюбились занятия с младшими, особенно с малышами 5-6 лет.  Здесь всё было внове: методика, взаимоотношения, реакции.
Учимся читать. Накануне я предупредила, что на следующем уроке будем учить букву С,  и все должны принести своих любимых игрушечных собачек. И вот результат – стая  плюшевых псов разных цветов и размеров. После того, как научились писать и читать букву С, предлагаю им нарисовать и раскрасить собачку, каждому свою. Высунув языки, ребята рьяно взялись за дело. Я хожу по классу и хвалю всех уродцев, которых они  рисуют, и вдруг замечаю – рыженькая Шелли горько плачет.
- Что случилось, Шеллечка?
- У меня нет собачей краски, - захлёбываясь от слёз, говорит девочка.
Я смотрю на её  собачку противно горохового цвета – действительно такого фломастера нет.
- Возьми жёлтый, он тоже подходит, - уверенно говорю я.
- А собачке это понравится? Она не расстроится? – волнуется Шелли.
-  Нет, конечно. Она любит жёлтый, - успокаиваю я девочку.
Подхожу к Лизе. У неё хорошенькая розовая собачка. Лиза раскрашивает хвостик зелёным цветом.
- Ты  когда-нибудь видела розовую собачку с зелёным хвостом, Лиза?
- А ты когда-нибудь видела розовую собачку с розовым хвостом? – любуясь своим творением, парировала Лизонька. Я ретировалась.
А вот тут непорядок: вместо собаки у Миши ослик.
-Ты почему, Мишенька, принёс ослика. Мы учим букву С, а ослик начинается с О. Мы О уже знаем.
- Я люблю осликов, - объясняет Миша, - И мой подходит, его зовут Сеня. Как папу.  Мама сказала, что это подходящее имя для осла.
Мальчика что-то смущает, и он вопросительно смотрит на меня. Я поспешно киваю.
После русского языка у ребят математика. Строгая сухая учительница запрещает им приносить на урок игрушки, и я предлагаю положить их на последний стол в моём классе, а потом забрать. Так и сделали. Я повела детей в другой класс.
Следующие у меня – 12-13-летние балбесы, мой любимый класс. Возвращаюсь, а там идут ожесточённые бои: кидаются собачками.  Розовая Лизина псинка попала прямо в меня. Ребята испуганно замерли. Я подняла с пола ослика Сеню, улыбнулась и сказала:
- Всем сдать оружие. Начинаем урок.