Нужен День Памяти

Сергей Таллако
Только что прочёл свежий очерк Людмилы Шаровой «Вечная Слава!» об орденах Деда, об участниках-ветеранах парада 9-го мая. И об оскорблениях Защитников Родины молодыми подонками – скучающими или фашиствующими. Или то и другое в одном флаконе - http://www.stihi.ru/2012/05/03/3613. О сорваных орденах и отнятых силой наградах у тех, кто заслужил их кровью. У тех, кому повезло выжить и победить в военной мясорубке. Оскорбление защитников – вызов всей нации, плевок ей в лицо, отречение от памяти предков, обрыв преемственности.
**
Вспомнилось лето в Нью-Йорке год назад, парад ветеранов на третьей авеню Бруклина, свидетелем которого я оказался. Это был День Памяти Ветеранов. Я не мог наглядеться на людей! И шагающих по проезжей части улицы, и стоящих на тротуарах. Шли ветераны Второй Мировой и ветераны корейской и вьетнамской войны, шли моряки и десантники. Катили раритетные автомобили и инвалидные коляски, пожарные машины и детские самокаты, мамы с детками на каталочках, папы несли детвору на руках. Шли школьники и студенты местных колледжей, скауты. С флагами, лозунгами, с плакатами, из коих явствовали названия школ, клубов и ассоциаций. Всем находилось место. Шли колонны численностью от двух человек до полусотни, между которыми промежутки заполняли оркестры, гимнасты со своими палками и скакалками и прочие разные клубы и ассоциации. Они были связаны общим теплом со зрителями, перебрасывались шутками. Люди сходили с тротуаров, вливаясь в колонны, и выходили из них, пройдя какую-то часть пути.
Да, был согласован путь шествия, да было перекрыто движение транспорта по этой авеню и пересекающим авеню стритам, да была конная и пешая полиция. Но на деле это был карнавал, только что без масок. Не натужное мероприятие. Это был праздник! Не было барьеров, стоек, канатов. Я мог фотографировать с тротуара и становиться перед очередной группой демонстрантов. Не было сигналов, окриков, все улыбчиво понимали, что демонстрация – это зрелище, а зрелищем надо любоваться и его фотографировать.
Это был ежегодный Memorial Day — национальный праздник США, отмечающийся в последний понедельник мая. День Памяти посвящён американским военнослужащим, погибшим во всех войнах и вооружённых конфликтах, в которых США когда-либо принимали участие. Многие американцы считают День памяти фактическим началом лета. Традиционно он сопровождается семейными мероприятиями, пикниками и спортивными событиями. Первоначально  праздник был посвящён солдатам-северянам, погибшим в Гражднской войне, а после Первой мировой войны он стал днём Поминовения солдат, погибших и в других военных конфликтах. С 1971 года День памяти официально стал национальным праздником США. В этот день американцы посещают кладбища и военные мемориалы.
Все семьи США едины в горе потери любимого человека – сына, отца, мужа, брата, жениха и племянника, дяди или просто друга.
**
Подчеркну: это день Поминовения всех солдат, погибших во всех войнах и вооружённых конфликтах, ибо солдат войну не выбирает, он выполняет приказ командования своей страны. Почему у нас до сих пор нет подобного объединяющего скорбь всех людей Дня Памяти?
Чем горе потери в конфликтах на озере Хасан и на Халхин-Голе отличается от горя после гибели дорогого человека в Гражданской войне или в Финской войне? Разве слёзы матери, потерявшей сына в Афганистане, менее солоны и горючи, нежели у матери времён Великой Отечественной Войны? Чем отличается смерть воина, выполнявшего приказ в Чечне или при обороне Брестской крепости?
Неужели для понимания горя от потери сына страны нужно постигнуть нечто непосильное разуму? Нам уже десятки лет необходим свой родной объединяющий День Памяти погибших солдат, партизан, красноармейцев,  моряков и лётчиков при выполнении боевого приказа своей страны.
По какому праву мы – живые – сортируем в своём сознании на «чистых» и «нечистых» их, выполнявших присягу до последнего вздоха, когда сама смерть их уравняла?
**
Фотографировал я и раздумывал о Дне Памяти, на час отлучившись от моей Светланы. До нашей разлуки оставалось полгода.
Ныне пришла пора о нём написать.