Легенды и мифы Древней Люсинды. Концерт

Людмила Кононенко-Свирьская
                Концерт.
                (выдержки из глав романа)


 Учитель Мих-Мих был- изумительно обаятельный и добрый, и обожал музицировать - он озарялся, когда брал аккордеон. Его холеные барские пальцы - память на всю жизнь! Михаил Михайлович был очень снисходителен, понимая, что девчонка, согнувшись буквой"с",-  по несколько километров таскала на себе   аккордеон в школу - туда и обратно... Но он не понимал, что она, не доучив заданное, лукавила:
-У меня не получается…  Не понимаю…-    .
-КАК?- изумлялся Мих-Мих, брал инструмент и, сияя. начинал играть, вглядываясь в ноты...а Люсёк – следом - по памяти, на слух... В результате в дневнике  воцарялась  тщательно выведенная жирная пятерка ! Да  что  оценка - подпись Михаила Михайловича была неповторимой! Какие  вензеля плавно выводил он своей изнеженной белой рукой -красотища!

          Этого  Учителя  послал  Бог -  в   ответ  на  мольбы девочки  по  ночам, когда  ни  с кем,  кроме Всевышнего   и  нельзя  было  поделиться  тем, что  предыдущий -  Анатолий Автономович как-то  странно тискает  всех девочек, усаживая  на  колени, навязчиво целует своим противным  мокрым ртом,  да  так, что внутри  поселяется не понятная тревога, стыд, брезгливость и отвращение. Объяснить маме Люська  ничего  не  могла – она замкнулась, ощущая чувство вины перед мамой за свою  любовь  к отцу – понять всего, что произошло между родителями, не могли даже  взрослые, а уж девочке и подавно было не ясно. И она постоянно по  ночам, просыпаясь от одного и того же навязчивого  сна, кралась в  темноте мимо  спящих  братьев  и  мамы, чтобы  тихонько  повернуть  ключ  в  двери  и  открыть её на случай, если папа  вдруг  вернётся.

     Но папа не  возвращался. Она  каждый  день выдвигала  ящик в  шкафу, доставая  спрятанный  мамой оловянный  крестильный  крестик. Братья  были не  крещеными, а  её в  период  тяжелой  болезни   тайно  крестила  вторая бабушка, от которой Люся  и  слышала рассказы  о  том, что  бывают  чудеса и Бог  услышит  молитву,  если просить    чистым  сердцем. Она  целовала  крестик, долго разглядывала  его,  представляя  распятого Божьего  Сына и плакала  от  обиды, что её  просьба  не выполняется.

          Дочка сильно  изменилась -  об  этом  стали говорить  все. И  потому  мама надеялась,  что  занятия  музыкой и  выступления  на  концертах  вернут дочери  живость. Но  время  шло, а  ситуация только  усугублялась – ребёнок  стал  впадать  в  спячку,  из  которой   её приходилось  буквально  вытряхивать, прилагая  физические  усилия, обрызгивая холодной  водой: поднимут,  поставят  на  ноги,  а  она  не  просыпается. А  уж  если  закроется  одна  и  заснёт,  то не  оставалось  ничего,  как  просить лестницу у   соседа с первого  этажа  и попадать  на  второй  этаж  в  квартиру через  окно…

       И  вот  однажды на  фоне вереницы  безрадостных  событий , когда Люська просто перестала играть, придумывая любой повод отлынивать от  музыки, - мама  торжественно объявила,  что теперь  всё будет  иначе -  теперь у нее  будет другой  учитель, который  будет  похож на дАртаньяна из нашумевшего французского фильма. Что  именно будет  иначе -  не  объяснялось, да  и  мама  ничего  не  спрашивала,  а  просто в  одну  руку  взяла  сама  чемодан  с аккордеоном, а во вторую захватила дочкину  ладонь  и  повела ее в  школу.

     И это  было  правдой – их  встретил самый  настоящий живой  мушкетёр: те же шикарные  кудрявые темные волосы, смеющиеся карие  глаза, которые  тут же  напомнили девочке об  отце, такой  легкий  нрав и словоохотливость. Словом, Душка – не  учитель, а  радость ходячая! А  уж  когда  он  после  первого  же занятия  восторженно сообщил  маме,  что  у  нее не  простой  ребёнок,  а  просто  Чудо  какое-то  неведомое,-  не  полюбить  такого  Учителя было  просто  невозможно! И  это  было  уже  совсем  иное  чувство – не  такое,  как  к  мальчишкам, не  такое,  как к  папе, дедушке, дяде.  Не  такое,  как  к  младшему  братишке. Нет,  сердце  билось   не  так,  глаза блестели не  по-детски, ревность раздирала  при  появлении  в  кабинете  молодых учительниц  и  старшеклассниц , которые  стаями  бегали  послушать нового  преподавателя музыки  в  студии,  располагавшейся  при  обычной  общеобразовательной  школе.

     Если  со своим  немецким  перламутровым  аккордеоном  приходила  взрослая Рита Левченко,   наступали  такие  счастливые  моменты, когда  Учитель играл  дуэтом  со  своими  ученицами  по  очереди,  импровизируя – в  такие  времена Люська  дышала  не  воздухом,  а  неистовым  восторгом , который  переполнял  весь  мир!
 Аккордеон  опять завладел всем  её  существом – она приходила  раньше, оставалась  после  занятий, и  Мих –Мих  систематически устраивал  целые  сольные  концерты, виртуозно наслаждаясь  музыкой  и  открывая  перед ученицей  возможности этого  инструмента. Так  продолжалось около года…

        Да вот забрел однажды Учитель  на школьный вечер, где никогда не бывал, ибо жил с мамой где-то очень далеко и работал  в нескольких  местах,  а  студия была  его  временной   пристанью....Забрёл - глянь!- знакомые лица: его любимая  ученица наяривает подряд всё. Что ни попросят - сыграет и споёт!

-А  сейчас  выступит Лариса  Бочкарёва,8-А класс. Песня «Мой  город»-….

 - Аккомпанирует…Люся !!!..- торжественно начинает Лариса - девочка не  от  мира  сего,  с  нескрываемыми  странностями, вырядившаяся  в  широченные зеленые   теплые  штаны  с  начесом, выбивающиеся  из-под  подола несусветно  широкого и длинного   неопрятного платья. Она  тут  же  обращается  уже  к  Люське:

- Пожалуйста, подпой  мне  вступление… Что-то  я  сегодня  не  в голосе-

     И зал  уже  хохочет -  всем   ясно,  что  Лариска  сейчас  начнёт выбрасывать  очередные фортэли. Что такое эти   фортэли -  Люська  не  знала, но  так  как  каждый  раз эта  внештатная школьная  клоунесса фасонно произносила: »Ах, простите  мне  мои  фортэллли»-  это  никого  не  раздражало и не  удивляло.

      Ничего  не  оставалось, как подпевать .Самодеятельность -  это  особый  жанр! Уже  увертюра  вызвала  желанный эффект -  после  дурацкого «ля-ля-ля»  дуэтом Лариска  вдруг   низким  голосом стала выжимать  из  себя неподдающиеся  творческому  замыслу  звуки, загребая огромным  лягушачьим  ртом  воздух, не  желавший  ни  входить  на  вдох,  ни  тем более  выходить  на  выдохе  обратно  из  этого  сумасбродного  существа! Лариска  просто  месила  жижу  низких  звуков, тараща  глаза,  словно  это   могло помочь из такой  неразберихи сложить песню, и  только  потому,  что  Люська  поверила  Лариске перед  концертом  и  согласилась играть на  полтора  тона ниже.

-Давай, на  полтона… Давай порепетируем….-
- Деточка, я  старше  тебя  на  три  года… И  я  что -  первый рассссъ  её  пою? - прошипела  строптивая Лариска - Это  моя  визитная  карточка!-

      И вот теперь – напротив Люськи сидит  в  первом  ряду  директор школы  Мыкола  Гаврыловыч –  бывалый вояка- моряк, и  кулаком, как  пацан,  вытирает  слёзы, хохоча  со  всеми  до  упада….

     Люська резко  сжимает меха аккордеона. Лариска тут  же  принимает  торжественную  стойку,  и,  как  ни  в  чем  не  бывало, зычным  голосом  торжественно  и  важно  объявляет

- А теперь ученица 8-А класса Лариса Бочкарёва споёт  песню «Мой город»… Аккомпанирует…. ЛьЮЮсся!-

     Зал -  отзывчив! Всем нравится. Но  Люська  уже  взмокла, ибо Лариска  начинает  сама  без  всякого  проигрыша, и не  выше,  а  еще  ниже:

- МММмооой…  Нъны…ннНЕЖный   гггГОрат
ТТТы…ЦъЦЫтыветок из каКамня,
Амммытый ти..тёплым  сысолнечным дыдаждё….-

Последние  слоги ни  пропеть,  ни  прошуршать  невозможно -  на  сцене  стоит  Мим  в зеленых  шароварах, подняв  бровки  домиком,  как  у  Пьеро, пытается  донести  до  всех любовь  к  городу, который,  как  ветрами, овеян   дыханьем и живет  в  сердце,  как  песня! О,  какое  дыханье демонстрирует неистовая  Лариска, прижав обе растопыренные  ладони  к  сердцу! Люська,  судорожно цепляясь за  беленькие- черненькие клавиши, словно белит кистью забор, плашмя всё же  вляпывается  в  нужный  аккорд и  как-то  выравнивает  звучание, но  так  как Лариска вдруг  превращается  в  рыбу,  выброшенную  на  берег и  тщетно  открывает свой  ротик, не  подкрепляя  песню  звуком, то несчастному находчивому аккомпаниатору  не  остается  ничего,  как в  припеве своим чистым  высоким  голосом почти кукарекать»ля-ля-ЛЯ…ля-Ляля…. Ля-ля-ЛЯляЛяля ля-ля-ЛЛя…» Это  был  сюжет!!! Картина  маслом,  как  говорят…

      Зал  еще не успел  захлебнуться  новой  волной смеха,  как  Лариска, широко  раскрыв  глаза, восторженно  по  слогам резюмировала
- Бо-жест-вен-Но! Люся! Пой  сама -  без  меня…-
Она  круто  повернулась,  и  только врожденная молниеносная  реакция  Люськи  позволила оторваться от  басов и схватить левой  рукой Лариску за  школьную  форму!


       Ой ли…Это хотелось-  за  школьную  форму… На  самом  деле  Люся  вбуравилась  глубоко -  сильными  пальцами она порвала  резинку этих  эпохальных зеленых  штанов  с  начесом внутри,  и штаны победно  остановили предательский  отход Солистки! Концерт  продолжался, хотя  старшая  вожатая панически дала  команду»Занавес»,  и хлопцы,  как  заправские  матросики распустили  паруса! От  этого  потасовка  на  сцене  стала  еще  комичней. Люська  встать  не  могла -  вросла  в  стул, аккордеон  превратился почти в тыкву  и был  неподъёмным. А Лариска, повернувшись задом  к  публике, в  позе  вопроса  разбиралась  со  штанами, запутавшись  меж  двух   своих ног.

- Избушка-избушка! Стань  ко мне  передом,  а  к  лесу -  задом!-
-ЛюсиКо,  спой «Сулико»!-

     Директор  решил вмешаться – подсобить любимой воспитаннице, но серьёзно  смог собрать  дух  только  на несколько  слов и  расхохотался, тем самым освободив  зал от  каких-либо  условностей. Виктор  Иванович,  хоть и не  вел  урок  физкультуры, показывал  чуть ли не  новое  упражнение-  приседание  со  смехом, Вась-Вась вместо груши -  тоже  со  смехом  гатил  в  стену,  повара, всегда  дружно выглядывающие  в  раздаточное  окно, очевидно в экстазе что-то  там завалили у  себя  на  кухне- грохота  было  много. Это  был  огромный  зал,  со  сценой. В будни там  была  столовая с  мягкими  стульями,  а  на  праздники  столы сдвигались,  стулья расставляли,  как  в зрительном  зале, открывали  занавес,  и  со  стены  улыбался Ильич,  слева  стояла  огромная трибуна.

    Этот  концерт Люська  запомнила  на  всю  жизнь: Лариску  увели  со  сцены,  а  Люська,  уложив голову  на  аккордеон,  стала  подряд  играть военные  песни….Когда  она  закончила зал  аплодировал  иначе, ей  помогли  спуститься  по ступенькам -  ноги тряслись…. Она  ничего  не  соображала,  а  в мозгу у  нее уже  крутился  фильм, где звучала  песенка»Па-па  у  Васи  силён  в  математике.Учится  Папа  за  Васю  весь  год…Где  это  видано,где  это  слыхано…» И Люська,найдя  дальний  уголочек в  одной  из  пустых  аудиторий сначала  выревелась,  а  потом высмеялась – до облегчения  внутри.


       Мих-Мих  не подошёл к ней в тот вечер, не сказал ничего, но на  следующем  уроке музыки - в ответ на  очередное  вечное "недоразумение"  своей ученицы -   спокойно предложил   играть после него, да так хитро подловил, что она  не перевернула лист и не смогла ткнуть пальцем- где же  конкретно   играет.... и закончился праздник халявы для лисоньки Люсеньки- пошли одни этюды Черни...
- Это   тебе не  на  сцене Лариске аккомпанировать…-
- И Вы  знаете?- растерялась Люська.
- Конечно, знаю…. Я  там  был.-
-Как?...Я Вас  не  видела…-
- Я решил, если  ты  меня  увидишь,  то  и  сознание  потеряешь… Но  я дослушал до  конца,  у  окна – напротив Учительской.

   Она  посмотрела  на  Него  глазами, полными  восторга  и  благодарности – какое это  Счастье – быть  влюблённой  в  настоящего Мужчину!!!