Выхожу один я...

Сергей Семянников
  Челябинск, газета «Танкоград» № 2 (358), январь 2012 г.

  В начале этого года поэт Сергей Семянников подал заявление о выходе из Союза писателей России. В организации он состоял 20 лет и с 2001 по 2005 г.г. даже руководил Челябинским отделением. В то время, когда многие стремятся стать членами СП, поступок, прямо скажем, неординарный. Поэтому, как нам показалось, он достоин внимания читателей газеты, где имя поэта упоминалось часто. Вот краткое изложение беседы редактора газеты Сергея Алабжина с поэтом Сергеем Семянниковым.
 
  Ред.: Что подтолкнуло тебя к такому категоричному шагу?

  С. Семянников: Строчка «выхожу один я на дорогу…». Правда, у Лермонтова такого «бездорожья» не было. А если серьезно – выхожу я из организации, которой, по-моему, уже нет. Потеряв государственный статус, финансирование, систему книгоиздания и литературной критики, она неизбежно стала терять критерии профессионализма.
   
  Ред.: Но я же помню, как ты активно взялся восстанавливать местное отделение: организовал ремонт помещения, оснастил оргтехникой, издал справочник челябинских писателей, возродил поэтический клуб, продолжил  издание альманаха «Южный Урал» и т. д.

  С. Семянников: Горько все это вспоминать. Сколько усилий стоило завоевать доверие тогдашнего министра культуры В. Н. Макарова и главного экономиста министерства В. А. Крупник (к сожалению, недавно умершей). Тем не менее, действительно, дело сдвинулось. И натолкнулось на простой вопрос – а кому это нужно? Я стал убеждаться, что собственно литературой живут немногие. Большинство коллег печется о своих, причем далеко нелитературных интересах. А эти интересы больше разъединяют нежели объединяют.

  Ред.: Что ты имеешь в виду?

  С. Семянников: Советская система была структуированной. В этом заключалась ее определенная устойчивость. Но любая структура, да еще имеющая преференции, склонна к саморазрушению. Привилегии, как правило, влекут конформистов. А они, чем бы не занимались, преследуют в первую очередь меркантильные цели. Так разложился СП СССР. Писательский билет использовался как «охранная грамота», раздача премий стала коммерческой процедурой, борзописцы со званиями оттеснили настоящих писателей. Околотворческая тля полезла во все щели. А тут еще и социальная катастрофа, спровоцированная Горбачевым.
 
  Ред.: С этим трудно не согласиться. То, что в сложнейший период российской истории подвернулся абсолютно беспомощный лидер, еще долго будет аукаться нам…
 
  С. Семянников: Недавно мой знакомый привез из Германии несколько газет. Смотри, что пишут в стране, где, казалось бы, Горбачева должны носить на руках: «…за рекламу пиццы 150 тыс. долларов ему отвалили, а еще он рекламировал сумки и австрийские железные дороги. Ты можешь себе представить его современников – Маргарет Тетчер или Франсуа Миттерана в такой посмешной роли?». А главное – это цитирование профессора московской Высшей школы Игоря Юргенсона, который на одной из пресс-конференций, оказывается, признавался, что «в России очевидна тенденция деградации человеческого капитала. Для экономически активного населения характерна деквалификация, деградация, люмпенизация и даже дебилизация, и мы не граждане, а какое-то племя». Вот с этим «племенем» и не хотелось бы иметь что-то общее.

  Ред.: Твои слова снова могут истолковать неправильно. Помнишь, как А. Белозерцев бросился на защиту «чести и достоинства» некоторых героев нашумевшей в свое время беседы с тобой? 
 
  С. Семянников: Мы все раздавлены одним катком. Но те, кто еще не деградировал, кое-что понимают. Вот К. Макаров, вскоре после тогдашней критики передал моей маме книгу. Я заглянул внутрь, а там написано: «Спасибо за сына…». Это факт. Выяснилась и причина защиты других фигурантов статьи. Чуть позже они вручили «защитнику» премию. Это тоже факт. Очень многие упали на колени перед «резаной бумагой». Как писал Юрий Кузнецов: «…обделила их божия милость, так хотя бы урвать от земной». Чтобы «урвать», некоторые коллеги верстают книжонки сочинителей «районного масштаба», заваливая макулатурой и свое творчество, и творчество других, не оборотистых, но истинных писателей.

  Ред.: За эти годы у тебя не изменилось отношение к власти? Ведь именно гайдаровско-чубайсовская НЭП сдвинул народ в сторону алчности. Соблазны появились, а средства для их удовлетворения отняли. Только при Путине это стало как-то выравниваться. Да и то, Путина ли это заслуга…

  С. Семянников: Есть такое изречение: «Самый глупый тот, кто считает  себя самым умным». Когда Путин сказал, что «пашет как раб на галерах», мне подумалось, а почему не как рулевой? Это министры должны «пахать на веслах», а дело капитана вести «галеру» в нужном направлении. Направление, судя по всему, довольно туманное. В этом тумане легко налететь на риф. Такую политику можно назвать «ловким лавированием». Причем, только в нефтегазовом разливе. Не понимаю, как можно опираться лишь на свои способности и отвергать опыт русской литературы, ее мыслителей!
 
  Ред.: Я возможно резко, но уже высказывался, что изменить ситуацию может лишь вооруженное восстание. И многие разделяют мои предчувствия. Этот бесконечный шабаш в СМИ, эта коррупция, которая и является неотъемлемой частью идеологии стяжательства, эти марионеточные суды, куда кукловоды отсылают всех за правдой … 
 
  С. Семянников: Один американец(!) озадачился: «Я всю жизнь боролся против денег. Но как бороться против денег без денег?». Деградирующий народ не замечает, что вся страна превратилась в передачу «Пусть говорят». Уже в одном названии заключен цинизм. А помнишь, как виновато отводил глаза Медведев при снятии с должности Суркова? И снисходительный взгляд Суркова – дескать, не тушуйся, мы же все обговорили… Или вот уважаемый мной Говорухин деловито сообщает, что Путин решил опереться на так называемый «народный фронт», потому что «ЕР», якобы, наделала много ошибок. А под чьим присмотром?  Где логика? Джинн беспредела выпущен. И никто не знает, что с ним делать.

  Ред.: Тем не менее, на сегодняшний момент, более деятельного что ли, кандидата в президенты нет. Действительно деградация. Сверху донизу.

  С. Семянников: Вот и В. Распутин на съезде писателей в Орле говорил о нашем руководстве примерно тоже самое. Дескать, пока сидит В. Ганичев, он по мере возникновения, может «разгрести любую проблему». Но проблемы надо ПРЕДВИДЕТЬ! Сколько раз я пытался их обозначить, а на меня смотрели, как сквозь стекло. Приглашал в Челябинск, друзья даже квартиру сняли для московских чиновников. Никто не приехал.

  Ред.: Поэтому ты и взял в 2005 г. «творческий отпуск»?

  С. Семянников: Ушел я, чтобы завершить работу над одним изобретением.А продолжить все, что начал, мне не дали те, ради кого я и старался. Вот так.Сегодня организация постепенно скатывается к тому состоянию, о котором ты сам однажды писал: «Не останутся ли от наших писателей одни окурки на столах?». Перед Новым годом зашел, чтобы отдать заявление – двери нараспашку, на столах какие-то огрызки, бывший паркет под слоем грязи. Спрашиваю у соседей, что тут происходит? В ответ – красноречивый жест…

  Ред.: Я же член Правления и знаю, что приходится идти на разные ухищрения, чтобы как-то существовать.

  С. Семянников: И я на них шел. Привлекал средства друзей. А главное – пытался организовать стихию творчества. Но с одним условием – творчество должно было быть. Потом за редактирование альманаха, который, между прочим, составлялся коллегиально и получил оплеуху в «ЛГ», мол «с  головой ушел в печатание графоманов». Однако заметили! Последний альманах не вызывает эмоций. Не потому, что меня забыли те, кого я никогда не забывал, а потому, что отработанную за годы концепцию оформления и составления изменили.   Чувствуются и редакторские послабления. Правда, позабавила обложка, где на компьютерной карте Челябинска указано местонахождение организации с призывной надписью «Мы здесь». Дескать, давайте к нам, рядами и колоннами, с «рукописями и ногописями»!.. А Москва, та уже откровенно торгует писательскими билетами. 
 
  Ред.: Действительно сейчас, куда ни плюнь – писатель. Ксения Собчак – писатель, Лена Ленина (тьфу!) – писатель, некто Быков – поэт! Ты не боишься, что тебя «припишут» к этой безродной компании?

  С. Семянников: Ну, во-первых, у слова писатель три ударения. Мое – на втором слоге. Кто сегодня знает о Василии Каменском? Это свердловчанин, который катал поэмы с такими строчками «Урал, Урал! Вот так бы и орал…». Современники ставили его выше С. Есенина! Время сместило ударение на первый слог. А плоскозадые барвихинские писательницы и толстозадые тусовочные поэты могут рассчитывать лишь на третье, обобщающее: писателЯ. Как выражается знакомый мне армянин: «Каждому в свое».

  Ред.: И все-таки в Челябинске есть настоящие писатели?

  С. Семянников: Любой ответ был бы пристрастен, да и ничего не изменит. Хотя, безусловно, объективные критерии есть. Если пишущий чувствует разницу между фразами «на дороге лежит камень» и «дорогу камень придавил» – у него образное мышление. Однако, писатель – это не только как человек пишет, но и как живет. Те немногие, которых можно было бы назвать, то мельчат сердцем, то опускаются до сомнительных подачек, то гоняются за различными лычками. Вряд ли после этого они способны сказать Пилату в глаза, что «кроме своей собаки он никого не любит». Что же касается выхода из СП, то Н. Година говорил мне уже о трех написанных им заявлениях. Но его, якобы, отговаривал Р. Валеев, который странным образом влияет на поведение, казалось бы, знающего себе цену поэта. На меня никто не влияет. Кроме совести и призвания. Если что-то изменится – вернусь на общих основаниях: в истинно-творческом смысле организация нужна.