Дорога в лесу

Иосиф Бобровицкий
Вроде бы пора наступить бабьему лету, а циклон следует за циклоном, и третий день моросит настоящий осенний дождичек. Во вторник дождик прекратился, а в среду даже выглянуло солнце, подул теплый южный ветер. Но прогноз обещает к выходным очередной циклон, поэтому я решил не откладывать и сходить в четверг в лес.
Я знал, что ни ягодами, ни грибами в лесу даже и не пахнет, поэтому пошел налегке, взяв только фотоаппарат.
Так называемый «колхозный лес» (лес когда-то принадлежал колхозу «Новый путь», но лет десять назад был продан, а сам колхоз второй год как приказал долго жить) представляет собой как бы полуостров, выдающийся на север на добрых 8 километров из общего массива Мещёрских лесов. Ширина же этого полуострова составляет всего 3-4 километра. Слева и справа от него обширные поля с деревнями: с запада Пульхово, Амлишево, Артемово, Извеково; с востока Сусово, Неверово, Озерки, Желудково, Барснево.
Так как я не был связан со сбором ягод или грибов, то решил углубиться в лес поглубже, но не в коем случае не пересекать дорогу Извеково – Барснево, так как южнее никаких поселений не будет вплоть до самой Пры, километров 20.
Знакомая дорога привела меня в лес. По ней ездят в лес за грибами и ягодами, а зимой вывозят дрова. Лес очень живописен: высокие можжевельники, старые ели-великаны, берёзы, осины, уютные полянки – всё это придает лесу парковый вид. Лес по-летнему зелёный, редкие желтые пряди берёз напоминают, что осень не за горами. Изредка попадаются багряные кусты бересклета.
Довольно быстро дорога растворилась в лесу, превратившись в едва заметную тропу, потом пропала и она, упёршись в заболоченный ольшаник. Высокая осока скрывает кругозор, иду в сторону понижения и выхожу к бочагу. Сухое лето всё же не смогло полностью осушить эту болотистую низину. Преодолев пересохший ручей, иду на подъём и выбираюсь на старую заброшенную дорогу, ведущую с востока на запад под прямым углом к направлению моего продвижения. Похоже это дорога из Сусова на Пульхово.
Влево по дороге лес редеет, и там угадывается Сусово. Решил идти по дороге направо. Честно говоря, дорога почти непроходима, проще идти рядом с ней по лесу, так заросла дорога малиной и ежевикой, кроме того, через каждые 10 метров поперёк дороги лежит бревно, а то и два. Интересно, почему деревья падают именно поперёк дороги? Судя по всему, дорогой этой не пользуются уже много лет, хотя глубокие её колеи указывают на то, что раньше она много лет служила людям верой и правдой.
Дорога  привела меня в болото, и там я её потерял. Перейдя болото, я долго искал дорогу на этой стороне, но так и не нашёл. Продолжая двигаться в том же направлении, я вышел из леса, но чтобы увидеть дома Пульхова, мне пришлось долго идти по луговине, заросшей сосенками и молодыми берёзками. Лес наступает на луговину: поля не пашут и скотину не пасут.
В деревнях почти не осталось коренного населения, летом деревни слегка оживляются за счёт дачников. В Желудково и Артёмово пришёл асфальт из Тумы. Если в деревне по ту сторону полуострова и осталась родня, проще сделать крюк через Туму по асфальту, чем пробираться короткой прямой дорогой по лесу.
Возвращаясь по азимуту напрямую в Аносово, я невольно подумал о том, как эта старая дорога в лесу ассоциируется с судьбой нашей злосчастной Родины: глубоко в землю ушли её исторические колеи, сколько препон встречается на этом пути, сколько раз эта дорога заводила нас в болото и сколько раз нам приходилось искать правильный путь среди мелколесья и зарослей.