Церковь во имя Вознесения Господня

Владимир Петков
Город героев, наследник фортуны,
Город застывшей в камне мечты,
Где странного гения душевные струны
Звенели в тишину пустоты.

Город надежда нового флота,
Город не верящих в судьбу шкиперов,
Город наследник седьмого пота
Корабельных дел мастеров.

Здесь каждый работал, покоя не зная,
Вливаясь в большую трудовую артель,
и каждому своя, как дома, родная,
церковь и новая цель.

Быть переменам, если царские руки
Грубы от работы и держат топор,
И храм мастерам корабельной науки -
Большой Вознесенский собор.

С ним город видел доспехи и латы,
Восставших рабов, убийство царя,
А потом долго правили бухтой пираты,
И он носил имя их главаря.

Память жива и свежие шрамы
Болят под асфальтом автодорог,
Над городом шумным призраки храмы,
А в небе горит Солнцебог.

Бросили город незаметно вандалы,
Вознесенский собор взлетел в небеса,
Новое племя ищет каналы
И юным мечтам паруса.

Пираты ушли и всё, что нам надо,-
Карта сокровищ и путеводная нить.
Выход есть, Нева - Ариадна,-
Зовёт проснуться и жить.

                11.01.2011-15.01

     Деревянная церковь на этом месте была построена по просьбе корабельных мастеров. Ее заложили в августе 1728 г., в ноябре того же года был окончен строительством первый придел - святого Иоанна Воина. Постройка завершилась в марте 1729 г., вскоре храм был освящен. Проект его и рисунок иконостаса выполнены архитектором И. К. Коробовым. В 1730 г. над церковью возвели шпиль. К середине века она стала тесной из-за выросшего количества прихожан.
     Каменная приходская церковь была заложена в 1755 году по проекту арх. А. Ф. Виста. Храм возводился пятиглавым, квадратным в плане. К нему затем пристроили трапезную и колокольню. После того как в 1758 году рухнула колокольня, вместо неё А. Ринальди, внесший в проект большие изменения, соорудил новую – совершенную по контуру и пропорциям. Колокольня представляла собой трехъярусную башню, декорированную полуколоннами и завершавшуюся шатром. Она считалась в Петербурге второй по красоте после колокольни Никольского собора. По первоначальному плану храм разделялся на теплую и холодную части. В западной, теплой, части были устроены два придела: во имя святого великомученика Иоанна Воина и во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", освященные соответственно в июне 1764 г. и в сентябре 1765 г. В 1769 г. все работы были завершены и в мае холодная церковь во имя Вознесения была освящена.
      Престол в ней украсили сенью резной работы, в колоннах которой были вырезаны их дерева фигуры ангелов в человеческий рост. В 1796 г. в углу церковной ограды была возведена каменная часовня, которая в XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1805 - 1813 гг. архитектор Луиджи Руска перестроил церковь, удлинил боковые приделы и заново отделал интерьеры, а её купола, высившиеся на высоких барабанах, получили шлемообразную форму. Однако на столбах, поддерживающих купола, зодчий сохранил резные украшения барочного стиля. В 1852 г. основательно изменился интерьер храма: алтари были подняты, алтарная часть выдвинута и ограждена изящной решеткой, иконостас поднят и надстроен одним ярусом, пилястры оформлены под белый мрамор. В 1867 - 1869 гг. архитектор Г. И. Карпов вновь несколько изменил форму куполов. По его же проекту в 1885 - 1886 гг. была перестроена часовня на набережной.
     Церковь славилась иконостасом греческой работы, стоявшим в главном приделе. Четырехъярусный с колоннами иконостас украшала вызолоченная по белому фону резьба. Большую художественную ценность представлял также серебряный иконостас правого придела, вес которого превышал 130 килограммов. Иконы для храма были написаны художником М. Л. Колокольниковым. Среди святынь церкви особо выделялись две древние иконы: "Утоли моя печали" в драгоценной ризе, привезенная из Москвы и в 1820 г. вставленная в особо устроенный серебрянный киот работы мастера Помо, и Иоанна Воина.
     В церкви также находился напрестольный крест, изготовленный в 1685 году. церковная библиотека, основанная в 1730 г., состояла из богословских книг и духовных журналов. Созданное при церкви в 1869 г. Общество попечения бедных выдавало денежные пособия и помещало в богадельню престарелых и увечных. При обществе существовал приют, в котором воспитывались и обучались дети. Живописный ансамбль Вознесенской церкви, расположенный на пересечении Вознесенского проспекта и Екатерининского канала, на протяжении 150 лет играл роль ведущей архитектурной доминанты района. Величественный храм с высокой колокольней был закрыт в 1935 году и снесен в 1936 г.


Вознесенский просп., 34а

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram.html