Собор Успения Пресвятой Богородицы Спас-на-Сенной

Владимир Петков
Я видел вождя новых идей,
Он ростом невысок и лыс,
Я видел за ним новых людей
С колокольни на площади крыс.

Но не вождь и не крысы, сыграв свою роль
В песне последних лет,
Тревожат город - фантомная боль
Каменный ломает скелет.

Утешение нищим своды камней,
Несущие ввысь купола,
Им не мешал в лучах фонарей
Храм в обители зла.

Новое время к свободе ведёт,
И дети его поют,
Что больше не будет бездомных сирот -
Значит не нужен приют.

Но кто ответит, где его храм,
Сироте новой страны,
В том храме родители ближе и там,
Возможно все будут равны.

Кому будет стыдно за весь этот торг
На Площади Мира как встарь,
Денег река, бесконечный поток,
Омывает новый алтарь.

Никто не прервёт замкнутый круг,
И жизнь нищеты - кошмар, -
Это Россия, Санкт-Петербург,
Это Сенной базар.

                23. 12. 2010





    Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С.Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.
    Согласно первоначальному плану церковь разделялась на теплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2 октября 1764 года настал черед правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, холодного, освященног сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящен во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816 - 1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.
    В 1833 - 1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14 января 1822 года был освящен им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря - во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 г. - северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили гланую церковь, а после ее освящения и малая. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897 - 1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902 - 1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году. Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф. А.Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В. М. Пешехонова, картины Г. Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.
    Успенская церковь, более известная под именем "Спаса-на-Сенной" (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В 20-х годах XIX века при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 г. при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16 декабря 1873 года. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.
    В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины. Ныне в память об этой святыне рядом с вестибюлем станции метро строится небольшая часовня.


Санкт-Петербург, Сенная пл., 2

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram.html