Церковь во имя Святого мученика Мирония

Владимир Петков
У этой лодки нет причала,
У этой лодки нет гребца,
У этой песни нет начала,
У этой песни нет конца.

Медный колокол, как сердце,
Бился звонко, но несла
Глухому злу любовь младенца,
Держа наивно купола.

Легка, как счастье без причины,
Без полных выдумки прикрас,
Как женщина в руках мужчины,
Будила чувство силы в нас.

Всегда восторженно и осторожно
Являлась тем, кто должен ждать,
И с нею верить было можно,
И можно было побеждать.

Спешила жить, как будто знала:
Попросят утром - поскорей
Покинуть место, где встречала
С победой царских егерей.

На злую брань не отвечала,
У них под маской нет лица,
А в песне юной нет начала,
Нет и не может быть конца.

                1-7.12.2010


Церковь восходила своей историей к 1796 году, когда был сформирован гвардейский полк конных охотников (егерей) и при нем открыта временная церковь. Первая полковая церковь святого Мирония находилась близ староегерских казарм, между Семеновским плацем и Звенигородской улицей. Посвящение святому мученику Миронию полковой церкви связано с битвой при Кульме 17 августа 1813 года, в которой егеря нанесли противнику победный удар. День битвы - 17 августа - по церковному календарю был отмечен памятью святого мученика. После постройки новых казарм  полковую церковь перенесли в их расположение.
      Возведенная в 1849 - 1855 годах по проекту архитектора К. А. Тона каменная церковь строилась преимущественно на средства Кабинета Его Императорского Величества. За основу её конструктивно-планировочного замысла было принято зодчим усложненное сочетание крестово-купольного и базиликального типа церковных сооружений. Церковь венчала группа из пяти шатров. С запада к высокому основному четверику храма примыкала трапезная и многоярусная колокольня, также завершенная шатром. Центральный неф автор спроектировал выше и шире боковых. Всё это, при взлете колокольни около 70 метров и лишь немного отстающих от неё высотой шатрах, а также значительная протяженность храма придавали ему вид некоего горделивого небесного корабля, особую выразительность, благодаря чему здание вошло в городской силуэт заметным ориентиром. Церковь по праву считалась одной из красивейших в городе. Скупость внешней отделки придавала зданию суровый облик, соответствующий его "военному" значению. 17 августа 1855 года состоялось освящение церкви в присутствии новокоронованного императора Александра II. Церковь имела три престола: главный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла - в память об императоре Павле Петровиче, при котором был сформирован полк; правый во имя святого Александра Невского - святого покровителя нового императора и левый - одноименный церкви - святого мученика Мирония. Мирониевская церковь была известна своими чудесными иконостасами, большинство икон в которых написал профессор М. И. Скотти. Шефство над полком и храмом Николая I выразилось и в выделении средств на создание для него роскошной утвари и богослужебных предметов. Одним из наиболее значительных художественных сокровищ церкви был главный престол. Его дубового дерева основа, отделанная частично мрамором, блистала чеканными из серебра деталями; передняя часть имела большую чеканную панель с необычайно тонко исполненной композицией "Тайная Вечеря" в окружении изображений ангелов. Иконы для церкви писали художники Ф. Г. Солнцев, П. И. Скотти, А. Т. Марков, Ф. Завьялов и другие.
      Несмотря на известную условность формы, церковь Святого Мирония явилась наиболее удачной попыткой Тона воскресить стилистику старинного русского зодчества. Церковь закрыта в марте 1930 года и взорвана в 1934 году. Сейчас на этом месте пустырь.
Наб. Обводного кан., д. 99/18.

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html