Горько заплачешь - но Милующего обрящешь

Должник 2
Великая Пятница.
На утрене.
Трипеснец, с Икосом. 


Песнь 5.
Ноги умыв, и предочистившись
Божественного таинства Твоего, Христе, причащением,
ныне служители Твои от Сиона
на Элеонскую гору великую
с Тобою взошли, Тебя воспевая.

Смотрите, - сказал Ты, - друзья, не бойтесь,
ибо теперь приблизился час
взятым Мне быть и убиенным
от рук беззаконных.
И все вы рассеетесь,
оставив Меня одного.
Но снова вас соберу
Меня проповедать, Человеколюбца.


Песнь 8.
С ресниц ваших сон теперь отрясите, -
ученикам сказал Ты, Христе, -
в молитве бодрствуйте,
чтобы не впасть вам во искушение.
И ты особенно, Симон:
крепчайшему и испытание большее.
Пётр, разумей Меня, Кого тварь
благословит, славя во веки.

Никогда уста мои не осквернятся
отречением от Тебя, Владыко!
Если и все отвергнутся, - я
с Тобою умру! - так Пётр возопил. -
Ибо не плоть и кровь, но Отец Твой
открыл мне Тебя, Кого тварь
благословит, славя во веки.

Глубину премудрости Божией -
не всю испытал ты,
бездны судеб Моих - не постиг, -
Господь говорит Петру. -
Истинно, плоть ты - и не хвались,
ибо трижды ты отречёшься
от Меня, Кого тварь
благословит, славя во веки.

Сейчас, Симон Пётр, отрицаешь -
но сотворишь вскоре, как сказано,
и к тебе отроковица одна
подойдя, устрашит тебя, -
Господь говорит Петру. -
Горько заплачешь - но Милующего
обрящешь Меня, Кого тварь
благословит, славя во веки.


Икос.
Своего Агнца Агница видя,
влекомого к заколенью,
последовала Ему Мария,
вместе с женщинами другими,
волосы распустив и так восклицая:
"Куда идёшь ты, о Чадо?
и зачем так поспешно?
или снова брак в Галилейской Кане,
и заботишься Ты из воды вино сотворить им?
Идти ль Мне с Тобою, о Чадо? -
ждать ли, оставшись?
Хоть слово скажи Мне, Слове!
Меня в чистоте соблюдший,
не молчи, проходя мимо, -
ибо Ты Сын Мой и Бог Мой!


Песнь 9.
Погибельное соборище богомерзких,
богоубийц лукавое сонмище, -
они предстали Тебе, Христе,
и как преступника повлекли
Создателя всех, Которого величаем.

Нечестивцы, не разумеющие Закона,
тщетно поучаемые гласом пророческим, -
они как ягнёнка Тебя повлекли
на неправедное заклание, -
Владыку всех, Которого величаем.

Жизнь, народам назначенную,
на убиение предали
священники с книжниками,
злобой завистливой уязвлённые
к естеству Жизнодавца, Которого величаем.

Стаей, как псы, окружили Тебя
и били Тебя, Царя, по щекам;
вопрошали: кто Ты? -
и ложь на Тебя говорили.
И всё претерпел Ты,
чтобы спасти всех.

***
Борис Пастернак «На Страстной»

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.

И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь -
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

1946 г.

***

    и если спросят Вас о Со-Держаньи Вечном,
то можем мы ответствовать, что чрез Богослуженье
в Храме Божием путь открывается
[ко со-Кровенному при-ятию всеми нами и] достижению понимания

***  Божественного Откровения
[,ко Деланию Тому, что человек, званным будучи]
  должен делать, чтоб стать причастником
Жизни вечной, Дарованной во Искуплении..
[и здесь лишь вкратце можем] попытаться
показать, как изменяющее нас
“спасение,
соделанное посреде земли” (тропарь 6-ого часа),
догматически,[ясно и охранительно у-Строяется ]
Церковью Божией
[и] посредством богослужения Великой Пятницы.
[- Внимая текстам] песнопений службы Великого Пятка возможно в них
найти [ради кого]
свершаются страдания Христа, что возвело Его на Крест
[и, что не менее для нас Ценно
- каков Он, этот самый Крест! А сему очень]   
"могут послужить следующие тропари и стихиры:
   “Яко овча на заколение веден был еси, Христе Царю, и яко агнец незлобивый пригвоздился еси Кресту, от беззаконных мужей, грех ради наших, Человеколюбче” (2-ой тропарь (стихира) 1-ого часа); “... вся пострадати изволи, спасти ны хотя от беззаконий наших Своею Кровию, яко Человеколюбец” (Антифон 13, стихира 2-я). Подобных текстов можно привести больше, но смысл их уяснить можно и из двух вышеприведенных: Господь по Своей неизреченной любви к людям хочет их спасти и спасает от грехов и беззаконий, в которые они впали, уклонившись от исполнения воли Божией. Здесь открываются сразу несколько догматических тем: страдание и крестная смерть за всех людей есть изволение Божие, объясняемое Его беспредельной любовью к роду человеческому
(канон на повечерии, песнь 9-я, тропарь 3-ий: “...тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети ...”);
  [мы,] люди нуждались во Искупителе,
потому что своими силами никогда бы не смогли победить греха и его последствий,
живущих в них; никто другой, кроме Самого Бога, не смог бы преподать
спасительного Врачевства падшему человечеству (тропарь 1-го часа:
“..ниже бо ангел, ниже человек, но Сам, Господи, спасл еси нас..”).
 
  “Бог Слово, видя, как душепагубный грех поедает в смертном теле все, что Он вложил в него из небесной доли, и как хитрый змей господствует над людьми, для восстановления Своего достояния не другим помощникам предоставил исцелять болезнь, потому что слабое лечение недостаточно при великих страданиях, но истощил ту славу, какую имел Сам Он - Небесный и неизменный Образ Небесного.
   Для этого Вос-со-Здания [и] пришел в человеческое естество Бог,
чтобы, преодолев и победив убийцу смертью, за вкушение (запретного плода) приняв желчь, за невоздержание рук – гвозди, за древо – Крест, за землю – возношением на Крест возвести Адама к жизни и славе”.
   Прот. Петр Гнедич в своей работе, посвященной исследованию догмата Искупления, пишет, что “в святоотеческом богословии истина Искупления изъясняется из учения о Божией любви и человеческой свободе». “По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. “Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть за него на смерть” (Ин. 3,16) не потому, что не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем Пре-из-обилующей любви Своей; и смертию Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш. И по великой любви Своей не благоволил стеснить свободу нашу, хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы
любовию собственного нашего сердца
приблизились мы к Нему”.
Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст:
«И то было уже весьма сильным доказательством любви, что Христос умер за нас, нимало того не заслуживших... спасает нас не иной кто, а Тот, Кто нас, бывших еще грешниками, возлюбил до того, что Сам Себя предал за нас. То, что надлежало спастися смертью Владыки, не могло иначе совершиться, как по безмерной любви». У святителя Филарета читаем:
- «Любовь Отца – распинающая.
-  Любовь Сына – распинаемая.
-  Любовь Духа – торжествующая силой крестной.
   Тако возлюби Бог мир! (Ин. 3:16)».
[И, стало быть,] Для понимания тайны нашего спасения, Искупления,
надобно знать [нам Верное,]
правильное учение о человеке [и] помнить
[всегда] о единстве человеческого рода;
[ведь] учение об этом единстве “никогда не отвергалось в православном богословии”.
[Именно] этим единством объясняется причастность ко греху всех людей в лице Адама.    “Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме, то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное». “Сам Адам - это есть весь род человеческий”, “все разорили завет Божий в том одном человеке, в котором все согрешили”. “Чрез преступное вкушение пал целый Адам. Все мы, участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены, и спасены Адамом небесным”. Об этом же свидетельствуют и богослужебные тексты Великого Пятка. В одних говорится, что страстям подвержены все люди, за которых пострадал Господь (“... Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый нас, Всесильне Спасе...”, - 2-я хвалитная стихира), в других - через слова, произносимые от лица каждого человека, выражена та же мысль о причастности всех греху: “Распялся еси мене ради, да мне источиши оставление...” (5-й тропарь на “Блаженнах”).
    Святитель Василий Великий пишет:
«Главное в спасительном Домо-строительстве во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части». То, что в Адаме мы все согрешили, а во Христе разрешились, освободились от грехов, видно и из других песнопений, например:
 “Рукописание наше на Кресте растерзал еси, Господи...” (7-й тропарь на “Блаженнах”). Подтверждение тому находим и у Святых Отцов.[А именно,]
“Поскольку род человеческий обложен был тяжким долгом греховным и никак не мог уплатить этого долга, потому что весь род человеческий в лице Адама подписал греховное рукописание, то диавол содержал нас рабами - наша многострастная плоть
служила для него как бы распиской... И необходимо было одно из двух:
или всех подвергнуть смерти, в силу произнесенного над грешниками приговора,
поскольку все согрешили, или в вознаграждение за вину представить такую плату, которая вполне соответствовала бы цене всеобщего долга.
   Но человек, подлежа долгу греха, никак не мог искупить род человеческий,
потому что не мог доставить столь великой цены искупления.
Итак, Самому Богу, единому безгрешному, надлежало умереть за грешников,
другого вознаграждения не было”.
   Человек “бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно Благого, но и беспредельно Великого, беспредельно Правосудного Создателя и через то подвергся вечному проклятию (Быт. 3, 17-19)”, - читаем у митрополита Макария (Булгакова).
   Христос Своей умилостивительной Жертвой освобождает нас от этого проклятия,
При-миряет с Богом[, от Него и идёт к нам сие при-Мирение].
“Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе” (седален по 15-ом антифоне; тропарь в конце утрени; см. также 3-ю стихиру 9-ого антифона (Богородичен): “... от клятвы человеки Тобою Свобождшаго”).
  [Сей] глубокий по догматическому содержанию тропарь Великого Пятка
является ярким выражением новозаветного учения об Искуплении;
[-и] “Если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу Живому и истинному!” (Евр. 9, 13-14).[А Значит лишь Он сам -]

***  Иисус Христос рас-ПРО-ростертыми
и при-Гвож-денными на Кресте руками
Со-бирает расточенное (рассеянное)
и заблудшее человечество: «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки зовущия: Господи, слава Тебе» (тропарь 6-ого часа).
   Об этом же говорит святитель Григорий Богослов:
«Распростерши Святое Тело соответственно концам мира, ото всех концов собрал Он человеческий род, соединил воедино человека и заключил в лоне Великого Божества, Агнчей Кровью очистив всю нечистоту и отъяв скверну, которая смертным преграждала путь от земли к небу». «Вознесенный от земли Крестом, Он простирает его на землю, и вся привлекает к Себе на небо (Ин. 12:32)».
   Митрополит Макарий пишет, что человек
“заразил грехом все свое существо, созданное добрым - помрачил свой разум, извратил волю, исказил в себе образ Божий; произвел грехом гибельные для себя последствия в собственной природе и в природе внешней”.
   В богослужении Великой Пятницы раскрывается,
как Христос особыми действиями избавил нас от греха, исцелил от его последствий, освободил от страстей, тления и смерти, уврачевал нашу волю, воссоздал образ Божий в нас.
2-я стихира на хвалитех: “Кийждо уд Святыя Твоея плоти, безчестие нас ради претерпе: терние, глава: лице, оплевания: челюсти, заушения: ушеса, хуления злочестивыя: плещи, биения, и рука, трость. Всего телесе протяжения на кресте: членове, гвоздия: и ребра, копие. Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый Всесильне Спасе, помилуй нас”. Объяснение этих спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа можно также найти в составе службы Великой Пятницы.
    При-мер [сему мы и имеем] в синаксаре по 5-й песни трипеснца
преподобного Косьмы Маюмского действия Христовы противопоставляются тому, что было совершено Адамом, антитетически показан образ нашего воссоздания. Говорится, что Господь был распят в шестой день седмицы (пяток), потому что и в шестой день был создан в начале человек; в шестой же час дня был повешен на кресте, потому что (“якоже глаголют”) и Адам простер руку, коснулся запретного древа и умер в тот же час: “подобаше бо воньже час сокрушену, в той паки возсоздатися”.
    Аналогичное противопоставление действий Нового Адама - Христа действиям Адама ветхого находим и у преподобного Ефрема Сирина: “В месяц Низан Господь наш уплатил долги ветхого Адама; в месяц Низан за пот Адамов проливал Он пот, за древо Адамово воспринял Крест Свой, за день шестой в шестой же день Своим захождением возвратил разбойнику рай. Вероятно, и месяц падения Адамова был Низан.
- Как день смерти Господней соответствует дню падения Адамова,
так прилично, чтобы и месяцы соответствовали друг другу”.
Далее в синаксаре более подробно описана типология указанных событий:
- “В вертограде же, яко и Адам в раи.
-  Горькое питие: вкушение образоваше.
-  Заушение: нашу свободу являше.
-  Оплевание, и безчестное обвождение: еже о нас честь. Терновый венец: клятвы яже на нас отгнание.
-  Багряная одежда: за кожаные ризы, и за еже на нас царскую утварь.
-  Гвоздие: всеконечное нашего греха недвижение.
-  Крест: древо еже в раи.
-  Пронзенная ребра: Адамово образоваху ребро, от негоже Ева, от неяже преступление.     -  Копие: пламенное оружие мне отвращает.
-  Из ребр вода: образ крещения.
-  Кровь и трость: имиже нам червлеными писмены яко Царь, древнее отечество дарова и подписа”.
  [и] Далее есть интересное указание на то, что Адам был крещен кровью Христа: “Глаголется убо Адамове главе тамо лежати, идеже и Христос Глава всех распятся: крестися убо Христовою кровию истекшею”.
   Объяснение спасительного врачевания падшего человека Божественными домостроительными действиями находим и у Святых Отцов. Так, святитель Григорий Богослов пишет, что “за каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас; и открылось новое таинство - человеколюбивое Божие смотрение о падшем через непослушание.
-  Для сего рождение и Дева,
-  для сего ясли и Вифлеем; рождение вместо создания,
 Дева вместо жены, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое        .
 вместо Великого и сокровенного..
-  Для сего - древо за древо, и руки за руку;
-      руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую;
-      руки пригвожденные - за руку своевольную,
-      руки совокупляющие во едино концы мира - за руку, извергшую Адама.
-  Для сего - вознесение на крест за падение,
-  желчь за вкушение,
-  терновый венец за худое владычество,
-  смерть за смерть, тьма для света, погребение за возвращение в землю,
-  Воскресение для воскресения. Все сие было для нас
Божиим некоторым детоводительством и врачеванием нашей немощи,
Воз-вращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал и, приводящим к древу жизни,
от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный”.
   О важности для уяснения догматического учения о спасении в сопоставительном образе изложения литургических текстов искупительных действий Христа с их благодатными последствиями для всего человечества пишет профессор Московской Духовной Академии епископ Вениамин (Милов) в труде “Чтения по литургическому богословию”: “Литургическое богословие дает замечательно оригинальное сопоставление моментов Крестной Жертвы Христовой со всеми следствиями их для спасения людей. Здесь мы находим интереснейшие параллели и соотношения актов крестного страдания Господа с последующей участью спасаемого Им человечества. Крестной Жертвой Христовой верующие во Христа спасаются от греха, осуждения на смерть или клятвы Адамовой и от смерти душевной и телесной. Сын Божий Богочеловек в Духе Отчем соединяет существо каждого верующего с Божественной силой и тем спасает его от принудительной силы греха, страха смерти и осуждения и от рабства диаволу... Мысли литургического богословия о Спасителе и спасении не только истолковывают Библию и даже авторитетный, богодухновенный опыт ее понимания, но вместе сообщают ряд прозрений в тайны горнего мира”.
    В богослужении Великой Пятницы часто повторяется мысль о Христе Спасителе как истинном Боге, так и истинном человеке. И, действительно, необходимо знать и всегда помнить об этом, потому что (как пишет прот. Г. Флоровский в статье “О смерти крестной”) “в восприятии человеческого естества в непреложное общение божественной жизни древние отцы видели смысл спасения, смысл искупительного дела Христова ...”То спасается, что соединяется с Богом”, - говорил свт. Григорий Богослов». «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим». Посмотрим, как этот догмат о Христе как о Богочеловеке выражен литургически в службе Великой Пятницы. “Днесь глаголаше Зиждитель небесе и земли Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мене, да никтоже отвержется Мене, видя Мя на кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец, в Мя верующия” (5-й антифон, 2-я стихира). Христос терпит мучения от беззаконников, но: “можах вящше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов” (7-й антифон, 1-я стихира). “Живый еси Боже Ты, и умерщвленный на древе: О Мертвече нагий, и Бога Живаго Слове!” (Синаксарь, стихи на Распятие). “Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бо ангел, ниже человек, но Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе” (Тропарь 1-го часа).
В тропаре 9-го часа о Божестве Христа говорится через исповедание благоразумного разбойника: “Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше : аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи [своя] потаило, ниже земля трепещущи тряслася. Но вся Терпяй, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”. Христос - Бог Слово - “Иже от Бога Бога Слова, и Избавитель душ наших” (антифон 8-й, стихира 1-я), Тот, Который “одевается светом яко ризою” - “наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда” (антифон 10-й, ст. 1-я). Христос есть Бог Вездесущий - Он стоял среди совещавшихся предать Его: “Тече глаголя Иуда беззаконным книжником: что мне хощете дати, и аз вам предам Его? Среди же совещавающих Сам стоял еси невидимо Совещаваемый: Сердцеведче, пощади души наша” (2-й антифон, 1-я стихира). 

***  Христос есть Бог Всеведущий - предсказывает ученикам о Своей скорой кончине, предательстве Иуды, бегстве самих учеников, но также и утешает о том, что соберет их для проповеди Евангелия: “Днесь глаголаше Зиждитель небесе и земли Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мене ...” (5-й антифон, 2-я стихира); “Зрите, рекл еси, друзи, не бойтеся: ныне бо приближися час, яту Ми быти, и убиену рукама беззаконных: вси же расточитеся, Мене оставивше, ихже соберу проповедати Мя Человеколюбца” (Трипеснец прп. Космы Маюмского утрени Великой Пятницы, песнь 5-я, тропарь 2-й). Христос предрекает отвержение и обращение Петра: “Плоть убо сый, не хвалися, трижды бо отвержешися Мене ... Горце прослезив, обрящеши Мя обаче Милостива: Егоже вся тварь благословит, славящи во веки” (Трипеснец утрени, Песнь 8-я, тропари 3-й и 4-й).

***  Христос есть Бог Всемогущий - “от пяти хлеб насытивший множества”, “манною насытивший человека” (антифон 6-й, стихира 1-я). “Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих...” (12-й антифон, 1-я стихира). Христос “властию своею воскресе... Той бо есть, Иже в мори Спасый, и в пустыне Питавый. Той есть Живот, и Свет и Мир мирови” (12-й антифон, 3-я стихира). О Христе - Творце всего мира, Царе ангелов, Искупителе, Страждущем за нас по человечеству высокопоэтично говорится в 1-й стихире 15-го антифона: “Днесь висит на древе, Иже на водах землю Повесивый: венцем от терния облачается, Иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы...” О Христе - Богочеловеке ярко и выразительно говорится в вечерней стихире на “Господи, воззвах”: “Страшное и преславное Таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удержавается, Разрешаяй Адама от клятвы: Испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется: в темнице затворяется, Иже бездну Затворивый: Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы: заушается рукою создания Создатель: на древе осуждается Судяй живым и мертвым: во гробе заключается разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно, и всех спасый от клятвы, незлобиве Господи, слава Тебе” (стихира на “Господи, воззвах”, стихира 7-я на “И ныне”).
   [Ко уяснению] такого внимания теме Богочеловечества Христа
в богослужении Великой Пятницы можно выразить словами святителя Иоанна Златоуста: “Посредник должен быть в родстве с тем и другим, чтобы быть посредником. Если он будет иметь родство только с одним, а с другим нет, то не может быть посредником. Если бы Он не имел естества, единого с Отцом, Он не был бы посредником, но остался бы чуждым. Ибо как надлежало Ему иметь естество человеческое, поскольку пришел к людям, так надлежало иметь и естество божеское, поскольку пришел от Бога.
- Будучи только человеком, Он не был бы посредником, ибо посредник должен быть в ближайшем отношении к Богу. Будучи только Богом, Он также не был бы посредником, ибо не могли бы приблизиться к Нему те, за которых Он По-сред-ствует.
   [Подтверждается Сие и в] Священном Писании: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (1 Тим. 2, 5-6). Пространные толкования этой истины Божественного Откровения находим у Святых Отцов. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что “невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства общения между Богом и людьми”. Святитель Филарет митрополит Московский в Слове, произнесенном в Великий Пяток, говорит: «Он [Христос] – Бог, чтобы иметь силу понести на Себе немощи человеческие; Он – Человек, чтобы соделать человеков причастниками Божественного естества (2 Петр. 1: 4). Он – Сын Адамов, дабы Вторым быть Адамом новых чад Божиих; - Авраамов, чтобы по образу Исаака представить Себя чистейшею, совершеннейшею Жертвою Господу; - Давидов, чтобы наследовать и восстановить Царство благодати. Наконец, Он есть вечная Любовь, низведшая соединить с Собою отчужденных от нее грехом смертных, удовлетворив за них Небесному Правосудию».
    В “Православно-догматическом богословии” митрополита Макария (Булгакова) говорится: “Для того, чтобы действительно послужить умилостивительной жертвой Богу за грехи человечества и избавить нас от всех гибельных следствий греха, Христос Спаситель благоволил выполнить за нас два условия, понести двоякий крест”. Далее митрополит Макарий поясняет, в чем состоял этот двоякий Крест Христов. Первый заключался в исполнении во всей полноте воли Божией, в явлении (в Себе) совершеннейшего образца послушания ей, в смирении, уничижении Себя до последней степени ради нас. Все это совершил Христос за людей, вместо них самих (каждый грех есть преступление воли Божией). Вторым крестом явилось добровольное несение наказаний за наши грехи. “Христос Богочеловек, чтобы избавить людей от всех этих бедствий и страданий, благоволил принять с людей на Самого Себя весь гнев Божий, соделаться по нас клятвою (Гал. 3,13), и потерпеть за нас все, чего мы достойны были за свои беззакония... Это второй крест нашего Спасителя, крест Его вольных страданий, Его неизобразимых болезней, мучений и скорбей, которые вкусил Он ради нас грешных”.
    В богослужении Великой Пятницы теме вольных страданий Христа, предания на смерть, всецелого послушания воле Отца посвящены многие песнопения. В большинстве из них эта тема раскрывается через образ кроткого Агнца, Который безропотно принимает поругания, биения, крестную смерть и при этом молит Своего Отца, чтобы Он простил этот грех людям, причиняющим Ему несправедливые страшные страдания.
    Объяснение смысла вольных страданий Христа и связь песнопений со Священным Писанием можно увидеть в 1-й стихире 7-го антифона Последования Святых Страстей: «Емшым Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец ученики Моя, можах вящше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе».

***  Христос есть исполнение закона и пророков: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия, и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; накзание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», - читаем у пророка Исайи (53:17); этот отрывок входит в составную (из разных глав) паремию 6-го часа, чинопоследование которого подобрано святителем Кириллом Александрийским. И как краткое выражение сути всего вышесказанного звучат слова преподобного Косьмы Маюмского из трипеснца утрени Великой Пятницы: «Закона не разумеюще нечестивии, гласом пророческим поучающеся вотще, яко овча влечаху Тя всех Владыку, неправедно заклати, Егоже величаем. Обыдоша яко пси мнози, и удариша, Царю, ланиту Твою заушением, вопрошаху Тя, Тебе же ложна свидетельствоваху: и вся претерпев, всех спасл еси (песнь 9-я, тропари 2-й и 4-й).
  [Таким образом] тема вольных страданий и смерти Господа очень важна
в догматическом плане. Она позволяет, насколько это возможно, проникнуть в смысл и понять цель Пришествия Христа Спасителя в мир.

***  Христос Вос-принимает на Себя человеческую природу, становится подобным нам человеком, но страдания, смерть и взятие на Себя грехов всего мира является не природной необходимостью, а подвигом воли, «свободным изволением любви...», «потому и имеет спасительную силу это «взятие греха как свободное движение сострадания и любви». Господь говорит в Евангелии, что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мф. 8, 31). Из слов «должно пострадать» (или по-слвянски «надлежит») видно, что смерть Спасителя является вольной, свободной. «Умереть надлежало по закону Божию, по закону правды и любви. Это не необходимость греховного мира. Это – необходимость Божественной любви... Потому и говорится о Христе, как об Агнце, «предуведенном прежде сложения мира» (1 Петр. 1, 19)».
    В статье «О смерти Крестной» протоиерей Георгий Флоровский пишет о необходимости различать восприятие человеческой природы от взятия греха. В богослужении Великой Пятницы находим литургическое выражение этой мысли: «Егда же вознеслся еси на древо, посреде двою разбойнику, вменился еси с беззаконными Безгрешне, за еже спасти человека: Незлобиве Господи, слава Тебе» (седален по 12-ом антифоне).
Вершина земной жизни Спасителя заключается в смерти. Сам Господь говорит, что «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода»; «... на сей час Я и пришел» (Ин. 12: 24, 27) (- имеется в виду час смертный). «В эту божественную необходимость Крестной смерти с трудом проникает человеческая мысль». «Какое большое обнищание - Богу быть в образе раба! Какое большое смирение – Царю существ придти в общение с нашим нищим существом! Царь царствующих, Господь господствующих волею облекся в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих; Господь твари обитает в вертепе... Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителя казни. В этом образе... да будет видима тобою мера смиренномудрия», - пишет святитель Григорий Нисский.
Вся вселенная, видимый и невидимый мир изменяется, не терпя видеть страждущего Христа. Когда руками беззаконных людей Господь славы был пригвожден ко Кресту, «тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая» (1-я стихира 10-ого антифона). В богослужении Великой Пятницы встречается много указаний на трепетное состояние природы во время Крестной Смерти Спасителя. В них обличается закосневшее в злобе состояние распинателей – иудеев. Их окаменевшие сердца не способны содрогнуться от совершаемого ими беззакония, и даже внешние изменения всей твари, ужасающейся от видения происходящего, не вразумляют этих преступников. «Ниже земля яко потрясеся, ниже камение яко разседеся, евреов увещаша, ниже церковная завеса, ниже мертвых воскресение. Но даждь им Господи, по делом их, яко тщетным на Тя поучишася» (3-я стихира 11-ого антифона). «Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучи своя скрывает, Владыку зря распинаема» (2-я стихира 12-ого антифона). «Небесныя силы от страха поколебашася» (седален по 12-ом антифоне), «... ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры... ты же, Израилю не усрамился еси, но смерти Мя предал еси...» (1-я хвалитная стихира). «Распеншуся Ти, Христе, вся тварь видящи трепеташе, основания земли позыбашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша: сотник видев чудо, ужасеся...» (3-я хвалитная стихира).
В песнопениях Великой Пятницы говорится, что тварь сострадала Страждущему Создателю: «Вся тварь изменяшеся страхом, зряще Тя на Кресте висима Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся» (Стихиры самогласны на стиховне по 11-ом Евангелии, 1-ая); «... и страждет тварь, на Кресте видящи Господа...» (6-я стихира на стиховне, на «И ныне»). Говорится также и о состоянии горнего мира: «... воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе» (3-я стихира на стиховне).
  [И по-сему ] Смерти Христовой ужасается ад и выпускает содержащиеся в нем
души умерших: «... ад всесмехливый видев Тя ужасеся, вереи сокрушишася, сломишася врата, гроби отверзошася, мертвии восташа. Тогда Адам благодарственно радуяся вопияше Тебе: слава снизхождению Твоему, Человеколюбче» (4-я стихира на стиховне, вечер).

*** Христос Спаситель
«сделался для нас премудростию от Бога, праведностию, освящением и искуплением» (1 Кор. 1: 30). Святитель Григорий Нисский пишет: «Благость, премудрость, справедливость, могущество, недоступность тлению – все открывается в понятии Божия Домостроительства о нас. Благость постигается в желании спасти погибшего. Премудрость и справедливость явлены в способе нашего спасения. А могущество видно в том, что Бог явился в подобии человеческом, в уничиженном виде нашего естества и подал смерти надежду, что она в силах овладеть им, как людьми; в ее власти Он совершил то, что свойственно Ему по Божеству; свойство же Света – уничтожение тьмы, а Жизни – истребление смерти». С этим нисколько не расходится догматическое содержание богослужения Великой Пятницы (как любой другой церковной службы). Проанализировав ее чинопоследование, содержание песнопений, видно, что это богослужение есть истинное, живое Предание Церкви, которым жили все святые. Оно, собственно, есть их наследие, оставленное нам для жизненного руководства ко спасению.
    [Итак,] Богослужение Великой Пятницы – это драгоценная часть Священного Предания, бережно хранимая Церковью. В богословии этой службы «выражено и все церковное сознание о догмате, и понимание его в области нравственного миропорядка, выражена и метафизика его, и психология, сочетались и разум и чувство в цельности восприятия живой верующей души, души соборной, церковной."