Рецензия на рукопись С. Субботина Оккупационная Ро

Сергей Сметанин
Предо мной удивительная рукопись книги Станислава Субботина http://stihi.ru/avtor/ststs "Оккупационная Россия".

Всегда взмывала к небу чудо-сказка.
Мир изумляли русские дворцы...
Велики наши деды и отцы,
Свет покоряя зодчеством и лаской.
(Русь — промысел божий)

Поэт родился 6 августа 1941 г. в бухте Гроссевичи на Дальнем Востоке. Детство и школьные годы прошли в Латвии, куда отца-коммуниста отправили работать после образования ЛССР.

Ах, август, август, месяц роковой...
Родился я — погибла Хиросима,
(Роковой август)

После школы Станислав по комсомольскому призыву поехал работать в Заполярье. Затем, окончив Химфак ЛГУ, работал научным сотрудником во Всесоюзном Геологическом институте. Сегодня он живёт в Санкт-Петербурге. Станислав Субботин автор двух стихотворных сборников: "Поруганное время" (патриотическая лирика), "Войной опалённые" (баллады-новеллы и стихи военной тематики). Те же темы развивает он и в новой книге. Возвышенным чувством желанной справедливости пронизаны все строки составивших её стихотворений и баллад.

Поэт всей душой любит Родину, в его сердце бродит дух казачьей вольницы, унаследованный от предков. "Ах, почему такой я неуёмный!" — восклицает он в одном из стихотворений. Субботин осознаёт себя частью народа и прямо заявляет о милом сердцу чувстве патриотизма:

Эх! Удаль раздольная, взгляда полёт,
Ладони — в мозолях. Ты люб мне, народ,
Духовный, державный. За подвига стать,
За то, что тебе предначертано стать
Хранителем света, спасителем дня...
Люблю я народ свой! Поймите меня!
(Пепел)

Живя на переломе времён, на стыке двух эпох, поэт ощущает изменения, терзающие Россию, как гибель советской цивилизации, поэтому не может оставаться в стороне от происходящего:

Гори беспощадной правдивости Слово,
Поэзия! Будь к своей доле готова...
Спасайте Россию, поэты всех стран,
Для этого дар вам божественный дан...
Бейте в набат, ибо гибнет Россия,
За вами — победной Поэзии сила.
(Бейте в набат)

Станислав понимает могущество сил приведших страну к такому состоянию, четко осознаёт глубину раздирающих её противоречий: "По доходам давно размежёвана Русь" (Вифлеемский вертеп), он хорошо представляет слабость отдельного человека перед лицом этой мощи: "Чего же ждёшь ты, бедная душа!" (Последний дом). 

Но мысль автора не останавливается на констатации факта. Станислав даёт исторический анализ положения дел. Много произведений посвящены Древней Руси, Руси Православной, России Советского периода. Это баллады "Вече новгородское", "Иван Фёдоров — Герой войны", "Мы — анты, мы — русы", "Наше дело правое", "Государь расстреливал ворон", "Не надо отчаиваться". Перед читателем возникает развёрнутая картина развития страны.

Исторический подход помогает Субботину дать своеобразный ответ на вопрос о причинах того, почему атеисты, власть которых продолжалась многие десятки лет, были благосклонно восприняты православными соотчичами:   

Почему же народ мой крещённый
Атеистам поверил вполне?
Православие сердцем приемля,
Уже летом семнадцатый год,
Отчуждая церковные земли,
Приравнял и попов, и господ.

Потому что поповская сила
Не о Боге, о злате пеклась,
И тогда-то влюбилась Россия
В Ильича и советскую власть.
(Свобода совести и духа)

Рассуждение о роли насилия в историческом процессе приводит автора к выводу:

Когда жизнь беспросветна и так тяжела,
То спасение в кличе: «К оружию!»
(Откровение)

Конечно, Субботин прекрасно понимает ограниченность воли художника, даже находящегося в расцвете таланта и гениальности:

Приходит гений в суету сует,
Страдающий, и пусть вокруг разруха,
Он свет творит, звенящий чистый свет,
Он дарит миру чудотворство духа.

Вне радости — являет радость сам,
Он недоступен злату и корысти,
Добру и правде воздвигая храм —
Весь в озаренье промыслов пречистых…

...
— Я с радостью бы рядом с вами встал,
Но музыка — вот всё моё оружье.
(Гений и богатство)

Станислав вновь и вновь обращается к памяти о героях Великой Отечественной войны, но находит подобных им людей и в современности:

И в нынешней России — подвиг есть,
И есть герои… Жертвенники… Люди…
(Подвиг России)

Такие герои, как Зоя Космодемьянская и Павлик Морозов, Шаварш Карапетян и Алдар Цыденжапов неизбежно остаются в народной памяти. Им посвящены стихи Субботина "Демвыброс","Потомственный гад", "Великий зов советского пути", "Подвиг России" и другие.
Чувство любви к Родине сопряжено в душе автора с чувством ненависти к её врагам, чувством вины и своей, и своего народа:

Когда страна в кольце врагов.
Лишь ненависть даёт нам силу
Их побеждать, а не любовь...
Без ненависти — путь в могилу.
(Любовь и ненависть)

И сильны мы лишь своей виной,
Стяг измены над державой реет
(Боль-судьба)

А за тёмной грядущего далью
Он всё чудится, призрак вины.
(Призрак)

И терзает меня, почему мне достались
Ночь рабов и господ и предатель-народ.
(Скиталец)

Мантию надело Время.
Строгий суд. Народный суд.
(Суд времени)

… Вся в дыму и пожарах Россия,
Наказал её, видно, Господь,
И чужая, несметная сила
Губит дух и сжигает ей плоть.
(Полыхает Россия)

Но жаркая надежда на восстановление справедливости не покидает поэта:

Породним справедливость и власть,
Чтоб струились её родники,
Чтобы каждый напиться мог всласть
Этой чистой водицы с руки.
(Суд над властью)

Но всё-таки в душе — весна и сила,
Любовь и гордость в сердце восстаёт,
Что я всегда с тобой, моя Россия,
Всегда с тобой, заблудший мой народ.
(Зимний вечер)

Станислав Субботин обращает внимание читателя на обыденность происходящих в стране роковых изменений, на которые так же легко наткнуться, как при ремонте протекающего крана обнаружить беспризорного ребёнка спящим в подвале (Поруганное детство), как увидеть на экране телевизора новость об очередной авиа-катастрофе.

Поэту не чужд беспощадный самоанализ (Шуршащие слова), и склонность к научному взгляду на вещи в самых неожиданных обстоятельствах, как показывает партизанская новелла в стихах "Пароль", в которой говориться о происхождении русского мата.

Стилистика Станислава Субботина не богата на художественные средства. Изредка встречаются у него неологизмы и неожиданные выразительные эпитеты, такие как "микрофонствовать"(Зорька в окопах) или "гробастые тени"(Тайные похороны), а также метонимии, вроде, "Пискарёвский плач"(Плачь, гранит!). Тем не менее простота художественных средств лишь подчёркивает  выразительность его поэтики. Вот примеры этому :

Синее. Звёздное. Грустное.
Россыпь далёких огней.
Ой, ты, раздолье ты русское
Песни неспетой моей!
(Раздолье)

Я — это мир наш бесконечный…
Нас ни расторгнуть, ни разъять…
Я был в нём. Есть. И буду вечно…
А значит — появлюсь опять.
(Смерти нет)

Но живым пульсом этой большой и страстной книги остаётся горячее биение гражданского чувства ответственности за происходящее.

Член Союза писателей России
Сергей Сметанин