1 апреля. Гоголь. Поминки по летаргии

Владимир Плотников-Самарский
 Гоголь (1809-2009-...9): поминки по летаргии

Неюбилейная вариация



Пушкин – это наше всё…
А Гоголь?

«Русский человек в упор рассматривает своего ближнего; он видит его  и переживает и страдает вместе с ним, как будто перед ним его собственное лицо в час несчастья. Этот дар виденья и воспитывал великих писателей; без него не было бы ни Гоголя, ни Достоевского, ни Толстого». В такой жесткой последовательности сделал раскладку Райнер Мария Рильке. И не впервой: для Ницше или Кассирера русскую литературу открывает, если не олицетворяет, Гоголь.

Пушкин – это наше всё…
А Гоголь?

Гоголь, который и разглядел в Пушкине это всё, заявив (как вышло, поспешно), что Пушкин – «это русский человек в своем развитии, как он, может быть, явится чрез двести лет»…

Да с не меньшим ведь основанием «наше всё» - это Гоголь, из литературной «Шинели» которого вышли Все наши классики, начиная с признавшего это Достоевского…

Не так? Тогда давайте возьмем галерею бессмертных образов, хрестоматийных характеров, чарующих описаний, аллегорий, метафор? Давайте вспомним преизобильный разброс вечных вопросов и сомнений, великих мыслей и формул, провидческих догадок и прогнозов, мудрых афоризмов и обобщений…

***
А палитра литературных жанров?
…«Доедет эта телега, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет».  – «А в Казань-то, не доедет?» — «В Казань не доедет»…

Я не знал еще про такую штуку, как «абсурд в литературе», но что Это - как не один из первых штрихов одного из родоначальников?.. А еще ведь были «Нос», «Записки сумасшедшего», «Коляска»… И бурлеск гротеска едва не в каждом шедевре… Притом что у него шедевр - Всё…

Если сказки, то пленительные, сочные, завораживающие по красоте своей, пластичности и поэтичности: «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка»... Кинематографические по фокусированной точности и предугаданным эффектам: «Страшная месть», «Вий», «Ночь накануне Ивана Купалы»… Они же, вкупе с «Портретом», - «триллеры и ужастики» высшей пробы…


***
А драматургия?! Как говорится, классика жанра…
Плюс гениальные исторические «боевики»: «Тарас Бульба» и незаконченный «Гетьман». Эпика в формате новеллы. Не каждому дано…

А еще выше - сразу две универсальные «энциклопедии» русской жизни и сатирических (или все-таки вечно-жизненных?) типов: «Ревизор» и «Мертвые души».
Юмор, сатира, детектив, приключения…

Реализм, сентиментализм, психологизм…
Деревенская проза, городская проза…
Проза крестьянская и дворянская…

Столица и провинция… Россия и Украина… Столичный салон художника и жидовский шинок в Малороссии…

Повесть, рассказ, сказка, байка, юмореска…

Эссе, памфлет, критика, мемуаристка и переписка (в том числе религиозная и философская исповедь), лекции по истории, искусствоведческая аналитика...
Поэма «Ганц Кюхельгартен», наконец…

ВСЁ…
Разве нет?


***
1 апреля много врут, куда меньше шутят. Хорошая шутка – это искусство. Гоголь здорово пошутил, но не соврал: он появился 1 апреля 1809 года…

Человек, родившийся в «день смеха», преобразил и обогатил мировую сатиру. Старый «Корабль дураков» Себастиана Бранта с «авторскими отсеками» Рабле и Сервантеса, Свифта и Стерна, Бомарше и Мольера прирос на целую гоголевскую палубу российских дураков с… «общечеловеческими ценностями»…

Реальные дураки не шутят. Не дано. Если же пытаются, то все мы ох-ох, как видим, и фу-фу, как чуем, плоды их «черного юмора»...

Не успели дураки «кризис» очередной уЧУДить, как те же, но на мудрую букву «м» прокладывают «новую» ДОРОГУ к СВЕТУ в КОНЦЕ тоннеля, который почему-то больше смахивает на КОНЕЦ СВЕТА.


***
«Горьким словом моим посмеюся»… - говаривал юбиляр, смело распластывая безобразную тушу гнилых типов и пороков людских.

Верно: вовсе не смешно, а ГОРЬКО: гниль-то оказалась бессмертной. Не смешно, а СТРАШНО, ибо в жизни…

…Искоренять коррупцию частенько назначают Ляпкина-Тяпкина, а в помощь ему неизменно определяют Держиморду…

…Чичикову то здесь, то там велят обеспечить… демографический («душевой») рост. А Плюшкину - оптимизировать социальные расходы…

…И вот уже инвестициями в науку занялся продвинутый тандем «Maniloff and Korobochka INC». Сквозник-Дмухановский же не только пролез в обе столицы, но унавозил властные структуры «до самых до окраин»...

…Ведая культурой за «лично указанную близость» Пушкину и Загоскину,  Хлестаков ходко реализует мечту о 35 тысячах личных курьеров. А Земляника активно спасает аптеки  и здоровье нации...

…Панночка, Пацюк и Басаврюк лихо заправляют информационной политикой. «Игроки» же во главе с Гловым, оседлав сыпь «независимых» центров, фондов и институтов, ничтоже сумняшеся «отвечают» за эффективное управление финансами и экономикой…

…Собакевич, нет-нет, да поучит здоровому образу жизни. А Ноздрев доблестно курирует дух и мораль…

…Ивану Ивановичу с Иваном Никифоровичем поручена консолидация общества. А Бобчинский с Добчинским формируют модель многопартийной демократии на базе общенациональной идеи…

…Майор Ковалев и мыслитель Поприщин определяют геостратегические интересы, и не обязательно в масштабе своей каморки. А Башмачкин со Шпонькой специализируются на державности и патриотизме…

…Старого Тараса и сына его Остапа судят за нарушение политкорректности сразу же до начала боевых действий. А командование их полками препоручают душке Андрию…


***
Ах, Русь, Птица-тройка…

…Она давно никуда не летит. Тройку ту да под «зубровку» раздавили в Пуще на троих …

…Увы и ах…

…И разве что гоголевская телега, даст Аллах, доберется до Казани. В Киев-то и Минск, а наипаче в Тифлис с Ригой путь ей заказан…

…Не сон ли это?

…Николай Васильевич больше всего боялся такого сна, имя ему ЛЕТАРГИЯ…


***
Давайте в день 1 апреля вспомним русского гения и пророка, как он того достоин!
Вспомним и посмеемся. Ведь «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». А бессрочная летаргия, ей богу, стоит того…


30 марта 2009.

Опубликовано: "Литературный факел" (художественно-публицистический альманах), Москва, 2012.