Прогулка о современных композиторах

Адриан Роум
— Привет, Кирилл, ведь мы с тобою композиторы, а ниразу не говорили о наших знаменитых
коллегах, ну, за исключением вот только новой версии смерти Моцарта.
— Привет, Фёдор! Кто тебе интересен?
— А кого ты считаешь наиболее значительным в наше время?
— Из отечественных — Шостаковича.
— Но не кажется тебе, что он злой гений?
— Да, Шостакович очень скрытная и загадочная личность. Уже первые его сочинения были
исполнены желчи, сарказма и пародирования.
— Но при этом его вкус был направлен против пошлого, идолопоклоннического и
несправедливого.
— Конечно, в коротких операх по Гоголю "Нос"
http://www.youtube.com/watch?v=NHyRGqBzrzc&feature=related
и  "Шинель" это явно видно.
— Ты знаешь, я определяю гениальность композитора по способности рассмешить или заставить
плакать. Шостакович умел по настоящему рассмешить своей музыкой. Однажды, подавленный, я
наигрывал его фортепианные прелюдии. В одной из них он имитировал самодеятельный духовой
оркестр. Соло басов и секунд (аккомпанемент) разъехались и расползлись. Я стал смеяться
до слез.
— Да, но скоро ему придется перестать шутить и начнется драматическое, полное напряжения
и страха  противостояние с Вождем.
— Ты имеешь ввиду  судьбоносный 1936 год, когда его опера Леди Макбет
http://www.youtube.com/watch?v=6_hUgXrXFX0&feature=related
была раздолблена в Правде. С этого момента на него ополчилась куча лизоблюдов и бездарей
и начали травить гения.
— Может, только Горький не побоялся написать Сталину и вступиться за 25-летнего
композитора. Там он пишет, что Шостакович "наиболее одаренный из всех современных
советских музыкантов".
Но давление на него с этих пор не прекращалось до самой смерти Сталина.
— Это интересный момент, потому что многие, обвиняя "диктатора", безоговорочно встают на
сторону композитора, якобы понесшего большой урон в своем творчестве.
Запад, как всегда, был на стороне скрытого "диссидента" Шостаковича. Западные муз.критики
критиковали соцреализм, как лживый, идеологический, навязанный творцам метод.
Сочувствовали Шостаковичу, что ему "не разрешают" сочинять в атональной и додекафонной
манере, как это делают его коллеги на "свободном" Западе.
— Обычное лицемерие Запада, всегда и по любому поводу нападавшего на Россию, в отношении
Шостаковича проявилось в том, что сегодня из всех современных композиторов чаще всего на
Западе исполняется именно  Шостакович, якобы "урезанный" Сталиным.
— Нам нельзя забывать, что Россия мистическая, как бы богоизбранная страна. Поэтому всё
происходящее в ней, нужно и с этой, мистической стороны стараться учесть. Хотя, не всё мы
можем понять, для этого нужна достаточная временная дистанция.
— Но сам Шостакович был богоборцем.
— Известная, блаженная "юродивая" пианистка Юдина, которая не побоялась написать Сталину,
что она молится за него и за его страшные грехи, и Сталин ее не тронул, потому что он
умел распознавать настоящую искренность. Так вот она в трудные моменты жизни Шостаковича,
а они у него были безпрерывно, убеждала его молиться Богу. На что Шостакович ответил,
мол он пробовал, но всё безтолку.
— Да, так он Бога и не нашел за всю свою страдальческую жизнь. Это воистину удивительно и
необъяснимо! Одно из предсмертных его сочинений "Сюита для баса и фортепиано" на стихи
Микеланджело  http://www.youtube.com/watch?v=oTccZ4IXE5Q&feature=related
В части "Бессмертие" Шостакович утверждает свое безсмертие как художник, а не как
христианин.
— Но музыка его потрясающа. И лучше всего исполняют её именно русские. Может, потому, что
им она особенно понятна.
— Его вторая жена утверждала, что "Дмитрий Дмитриевич никогда не пытался отплатить за
причиненное ему зло". Это действительно так. Но Сталину он отомстил сполна в 11-й
симфонии в Финале, который оканчивается дикой, всё сметающей на своем пути лезгинкой:
http://www.youtube.com/watch?v=uShbwVeoxnc&feature=related
Так по Шостаковичу закончились революционные надежды 1905 года.

Продолжение следует.