10. Хорошие рифмы. ч2. Ассонанс, диссонанс и др

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/01/16/9062

Продолжим наш разговор о хороших рифмах – не в смысле их идеальной точности, а с точки зрения их нестандартности, которая всегда добавит «очков» вашим стихам, если вы подаете их на конкурс. Речь пойдет о неклассических и экзотических рифмах. Почти обо всех неклассических рифмах мы с вами уже подробно говорили в предыдущих статьях, здесь хочу только сделать небольшое обобщение по «новой рифме». Чтобы не изобретать велосипеда, приведу далее выдержки из 12 лекции «Школы поэзии»  о неклассических рифмах:

«Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков. Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением, символисты из исключения сделали правило. Принцип новой рифмы состоял  в том, что стали рифмоваться  те слова, в которых есть достаточное число сходно звучащих элементов. При этом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками («чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др) . Новая рифма не только освобождала  поэтов соблюдать сходство окончаний, но и налагает на них  новые требования -соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков. Новая рифма – иная, нежели классическая, но она ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».

Итак,  неклассическая рифма должна соблюдать три правила:
 - ударных гласные на слух совпадают,
 - если за ударной гласной совпадающих звуков нет, совпадают опорные согласные,
 - независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.

Рассмотрим  неклассические рифмы на примерах, большая часть которых уже была нами подробно разобрана в предыдущих статьях данного сборника «Все о рифмах»:

- усечение  согласных и даже гласных: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (Есенин), папахи – попахиВАЯ (Маяковский).

- прекращение заботы  о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Маяковский), звоночЕК – ночьЮ, садняТ – палисадниК (Пастернак).

Новая рифма не теряла своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадало множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывалось: ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх, ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая.

Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяло даже ввести лишний слог. Такие рифмы называются НЕРАВНОСЛОЖНЫМИ (подробнее – см ранее).

А теперь самое время поговорить  об ассонансных и диссонансных рифмах.

АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.

Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава... Людская молва, что морская волна.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
                (Р. Рождественский)

Использовать ассонансную рифму в своих конкурсных стихах довольно опасно: не всякий судья правильно вас поймет и такие рифмы одобрит. Чаще всего ассонансные рифмы  используются в вольных формах стихов – в верлибрах, белых и в частично срифмованных стихах. Возможность их применения в рифмованных стихах следует рассматривать  в каждом конкретном случае отдельно, ориентироваться на собственный слух и вкус. Что касается меня, то я, прежде чем рисковать, толком не зная, зачем именно мне это нужно, я сначала пробую подыскать подходящие по смыслу наиболее гармоничные  по звучанию рифмы, особенно при подготовке своего произведения на конкурс.   

ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам):

парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь …

Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).

Было: социализм - восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм - обычнейшее дело.
                (В. Маяковский)

В блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
                (А.А. Блок)

Когда земное склонит лень,
Выходит с тенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
                (Н.Н. Асеев)

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.

Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело;
Улица - лица у; догов годов; резче – через.

Есть смысл поговорить об особом типе ассонансных рифм – предударной рифме.
 
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (или ЛЕВАЯ  рифма) - рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли:

Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
                (С. Панкратов)

Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
                (Белла Ахмадулина)

Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.
                (А.С. Пушкин)

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживем и без них.
                (Р. Рождественский)

Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
                (М. Светлов)

Осталось упомянуть еще несколько видов экзотических рифм, изобретенных  Владимиром  Маяковским:

РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов:
 Солнце - сон целое;  судорог - разнесу дорог;  раб расти – храбрости; тех, кто рушаещееся – архитектор;  шёпот - хорошо под;  за сто и - глазастые...

РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны...

Молодой человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
                (В. Маяковский)

Стихи с разноударными рифмами используются в фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы мелодически:
небе – себе; ночи – молчи; сидит – ходит; трава – снова; просил – бросил;  я – красивая; "Молодость моя - Белоруссия...".

На этом наше длинное путешествие в мир рифмы заканчивается. Если что-то из собранного мною «с мира по нитке» материала оказалось  вам полезным, я очень этому рада.

 До накопления мною новых интересных материалов по теме «Все о рифме» этот сборник я объявляю законченным.

С уважением, Ваша Алкора.

Есть продолжение: http://www.stihi.ru/2012/07/28/6560