Мои детские встречи с животным и птичьим миром...

Валерий Явник
          
                Познание мира в сознании ребенка происходят постепенно. Сначала ребенок познает свой дом или квартиру, в которой он живет
                и это ему кажется огромным миром. Затем детишки выходят на улицу, на детскую площадку, или в парк и понятие мира у ребенка
                расширяется, так-как ребенок начинает понимать, что в мире существуют другие незнакомые люди, существуют машины,
                птицы, животные, растения, дома и много всего нового и интересного...

                Мне было 4-5 лет и моим миром  была территория нашего детского дома и наша воспитательница, которую звали мама Люба.
                Наш детский дом находился в г.Чимкент(Казахстан). Детский дом занимал довольно большой участок, который включал в себя
                два трехэтажных дома  и какие-то подсобные помещения. Сразу за двумя домами простирался большой садовый участок, который являлся
                гордостью нашего детского дома. Вся площадь детского дома, вместе с садовым участком и подсобками, были ограждены высоким забором.
                Мои первые встречи с животным и птичьим миром произошли здесь, во дворе детского дома. Этих встреч было несколько,
                но каждая встреча оставила в памяти свой след!..

                1-я встреча:
 
                Петух Петя!..

                В глубине фруктового сада, стоял большой деревянный курятник, в который мы, самые маленькие, регулярно залезали и наша
                воспитательница мама Люба, гоняла нас шлепая небольшим веником по нашим спинам. Все это выливалось в крики и шум, к нашему удовольствию.
                Куры в это время гуляли на своем огороженном участке, под присмотром задиристого и горлатого петуха, которого все звали Петя.
                В детдоме, на хозяйстве, насчитывалось 11-13 несушек и красавец петух Петя.

                Наш Петя, как и положено вожакам, был хозяином положения. Он яростно охранял свои владения и при малейшем приближении поднимал
                свой громкий петушиный крик. У Пети было яркое оперение, великолепные шпоры на лапах,  длинный пушистый хвост,
                пластинчатый красный гребень. Весь его вид говорил о том, что он здесь командир, хозяин, а не кто другой.
                Каждое утро, в одно и тоже и время раздавалось знаменитое Петиное Ку-Ка-Ре-Ку-у!!  Это Петя будил всех обитателей детского
                дома и возвещал о том, что наступил новый день. Никая другая птица  не может сравниться с петухом в определении
                точного времени. Петухи кричат еще и для того, чтобы оповестить других о том, что он здесь на месте, что он тут начальник и
                командир. Известно, что петухи забияки. Они кукарекают, чтобы запугать своих соперников, но и драться они тоже хорошо умеют.
                Наш Петя тоже был драчун и забияка и это сыграло свою роковую роль в дальнейших драматических событиях.

                Заборчик за которым гуляли куры и наш красавец Петя, доходил нам малышам до пояса. Мы часто стояли невдалеке от заборчика
                и с любопытством наблюдали за жизнью нашего куриного семейства. Очень нравилось детям бросать курам хлебные
                крошки и наблюдать за тем, как куры их поедают. Особенно было интересно смотреть, как Петя следит за порядком в своем хозяйстве
                и как разнимает дерущихся кур.
                Однажды, во время такого кормления, одна из девочек нашей группы Катя подошла вплотную к заборчику.
                И тут случилось непредвиденное и страшное. Наш петух Петя решил, что посягаются на его территорию и он вступил в бой.
                В тот же момент, петух подскочил к Кате и клюнул ее в глаз. Лицо Кати залилось кровью, она упала и потеряла сознание.
                Поднялся страшный крик и шум. Катю забрали в больницу, а нас детей отвели в палату. Больше мы нашего забияку Петю не видели.
                Катя через месяц вернулась в детдом. Глаз спасти не удалось. Жизнь вошла в свое русло. Участок для кур огородили
                высокой проволочной сеткой.  Вот только по утрам нас уже никто не будил!.. Несмотря  на этот трагический случай,
                нам было жалко нашего петуха Петю и мы скучали по нему!..   
               

                2-я встреча:
 
                Верблюд, который плевался!..

                Территория детского дома хоть и была огорожена дощатым забором, но доски не были прибиты вплотную к друг другу и поэтому
                в щели между досками, мы могли рассматривать зазаборный мир, который жил своей каждодневной жизнью.
                Иногда мы с детьми усаживались вдоль забора и подолгу наблюдали за происходящим на улице. В конце сада, за забором
                шла довольно широкая улица, по которой ездили автомашины, ходили пешеходы, иногда проходили нагруженные верблюды,         
                погоняемые погонщиком.
                Верблюды отлично приспособлены для жизни в пустыне. Они не потеют, практически не теряют жидкость. Верблюд может долгое
                время находиться без воды. Для верблюда переход через пустыню при жаре 30-50 градусов, в течении 10-и дней без воды-
                это нормальное явление. Бедуины, жители пустыни, считают верблюдов даром небес!

                Верблюды практически постоянно жуют. Влага, которая выдыхается из ноздрей, попадает в рот и получается своеобразная "жвачка."
                Они жуют какое-то время свою жвачку, а когда ее накапливается много выплевывают.  В качестве цели, верблюды нередко выбирают
                того, кто пытается их дразнить. Вообще верблюд довольно смелое животное и может с успехом постоять за себя.
                Верблюд может укусить, ударить обидчика ногой, свалить противника всем корпусом и топтать задними ногами.

                У нас детей, эти огромные животные вызывали неподдельный интерес и при каждом удобном случае мы пытались разглядеть их поближе.
                И такой случай представился. Какой-то хозяин верблюда, стал привязывать своего питомца к забору нашего детдома.
                Теперь каждый день мы ходили к забору и подолгу разглядывали верблюда. А верблюд спокойно себе стоял у забора, смотрел на нас
                одним глазом и жевал свою бесконечную жвачку.         
               
                Верблюды очень чувствительные и ранимые животные, и их можно быстро вывести из себя, но лучше этого не делать.
                Ничего этого я не знал и никто не мог нам что-нибудь рассказать о верблюдах. Однажды, после завтрака, все дети высыпали
                на игровую площадку во дворе, а я решил проведать верблюда. Верблюд, уже как обычно, стоял на своем месте за забором и жевал
                свою жвачку.  Я постоял, понаблюдал, как он это делает, а затем решил побросать в него маленькими камешками,
                которых было полно под ногами. Верблюд невозмутимо стоял, никак не реагировал, хотя некоторые камешки попадали в него.
                Я продолжал бросать свои камешки, когда вдруг, неожиданно верблюд издал какой-то гортанный звук и плюнул  в меня.
                Плевок был очень метким и сильным, таким, что сбил меня с ног. Какая-то липкая масса облепила все мое лицо, руки, шею, глаза, рот.
                Вся моя летняя майка и коротенькие штанишки тоже были облеплены этой слюной. Я не мог раскрыть глаза и вообще не понимал,
                что со мной происходит. В довершении ко всему, вся эта липкая масса, облепившая меня целиком, страшно воняла и вызывала
                рвотный эффект. Я с криком и воплем бросился от забора к нашей воспитательнице. Наша добрая Люба мгновенно оценив обстановку,
                схватила меня за шиворот и потащила в душевую комнату. Отмывание длилось больше часа, так-как вся эта липкая масса была будто
                приклеена к моему телу. Майку и штанишки, по-моему, просто выбросили. Любе не надо было мне читать нотации о том, что нельзя
                дразнить верблюдов. Это событие я запомнил на всю жизнь и до сих пор, в обиде на верблюдов. Больше я с верблюдами не встречался
                разве, что только в кино!.. Хотя в чем их вина? Они не заменимы в пустыне, это корабли пустыни и большие труженики!

                3-я встреча:

                Наша добрая Собака по кличке Альма!..

                Самым любимым домашним животным является собака. Это преданный друг человеку на всю свою собачью жизнь. Собака любит своего   
                хозяина  всегда и всякого, она скрашивает одиночество и придает человеку, особенно пожилому, чувство нужности.
                Для ребенка собака в доме является источником первых знаний о природе, о животном мире, она способствует развитию  мышления.
                Собаки помогают людям охотиться, охраняют жилье, умеют найти по запаху преступника, или потерявшегося человека, собаки находят
                людей под завалами, собаки служат на границе, они пасут скот, являются поводырями для слепых людей...
                Собака любит своего хозяина безгранично и без всякого колебания готова броситься за ним в бурлящий поток!

                Во дворе нашего детского дома жила собака по кличке Альма.  Это была дворняга, хотя в ней было очень много примеси от Лабрадора.
                Альма была общей любимицей всех детей детского дома, всех воспитателей и работников. Альма была смышленной и сильной собакой
                с массивной шеей, широкой грудью, крепкими лапами, короткой шерстью, светлой масти. Это была собака в которой были собраны воедино
                все лучшие качества четвероного друга. Альму невозможно было не любить, достаточно было заглянуть в ее добрые  глаза,
                которые излучали ответную любовь и готовность к услуге. У нашей Альмы была отличная большая будка. Это была даже не будка,
                а целый маленький домик, с хорошей крышей не пропускавшей воду. Альму не держали на привязи и поэтому она свободно разгуливала
                по всей территории детского дома. Наша Альма отличалась необыкновенным дружелюбием, с нескончаемой любовью относилась
                к нам малышам и всегда отличала своего от чужого. Альма знала всех обитателей детского дома, но когда появляся кто-то чужой,
                то не давала постороннему пройти во двор. Она никогда никого не кусала, но был случай, когда Альма в прыжке сбила чужака с ног
                и стояла над ним, пока кто-то из воспитателей не увел ее.

                Перед нашим корпусом, в котором жили только малыши, была оборудована игровая детская площадка, где мы и проводили свои игры.
                Здесь была большая деревянная каталка, качели, игровая яма с песком, где мы строили  домики из песка и лепили разные фигуры.
                Будка Альмы  находилась недалеко от игровой площадки, которая тоже  входила в список наших игр и развлечений.

                Наша Альма всегда принимала участие во всех наших детских играх. Альма обожала нас детей, каждый день дарила нам свою любовь и
                преданность. Вообще наши игры с Альмой это было, как цирковое представление, на которое приходили посмотреть и старшие дети,
                и другие воспитатели. После завтрака наша мама Люба(так мы называли свою воспитательницу) выводила нас на игровую площадку,
                а Альма уже ждала нас здесь. Мама Люба ставила нас в круг и начинала по очереди бросать каждому мяч. Мы, в свою очередь,
                должны были ловить мяч и возвращать его Маме Любе. Вот тут и начиналось самое интересное. Альма, уже в начале игры, была в центре
                круга, ловила на лету летевший мяч и толкая его мордой и лапами пыталась убежать от нас. Мы, дети, были в неописуемом восторге
                от этого, бежали за Альмой, забирали у нее мяч и все повторялось. Альма никогда не уставала в игре и готова была играть часами.

                Наигравшись с мячом, мама Люба запускула нас в яму с песком, где мы начинали строить свои домики и лепить фигуры. Альма в это время
                лежала рядом с песочной ямой и дремала. Однако наша Альма была всегда начеку. Бывало, что мы ссорились друг с другом по нашим
                детским причинам.  Когда кто-то начинал громко плакать, если у него из под руки забрали лопатку, или разрушили построенный
                из песка домик, то в такие моменты, Альма вполне заменяла нашу маму Любу. Альма запрыгивала в песочную яму, садилась напротив
                плаксы и начинала интенсивно его облизывать. Через минуту спокойствие восстанавливалось и мы все опять сосредоточенно уже
                занимались своим строительством в песочной яме.
                Надо сказать, что собака, живя в доме, сама выбирает себе  главного хозяина. Хозяином  Альмы была наша мама Люба и все
                ее приказания Альма выполняла беспрекословно.  Надо сказать, что это очень помогало нашей маме Любе присматривать за нами.
                Когда мама Люба хотела отлучиться на короткое время, забежать за чем-то в корпус, то она просто приказывала Альме:-Стеречь!
                За этим-Стеречь! всегда с удовольствием наблюдали более старшие дети, или воспитатели. Во время отсутствия мамы Любы, Альма
                ходила вокруг нашей песочной ямы и если кто-то из малышей пытался отойти на пару шагов, то Альма подбегала к нему и буквально
                тянула за рубашку или за штаны назад и это все под одобрительные возгласы и аплодисменты наблюдателей.

                Когда наша мама Люба хотела повеселить других воспитателей и детей,  она устраивала настоящий концерт, а в роли
                исполнителей выступали мы дети и наша любимая Альма.  Дело в том, что мы всегда с удовольствием залезали в будку Альмы
                и это тоже было одно из наших любимых детских развлечений. Иногда мама Люба заранее собирала зрителей и когда кто-то из малышей
                пытался залезть в будку к собаке, то Люба приказывала Альме:-Охранять будку! И что же делала  наша Альма?
                Она подскакивала сзади к малышу, который был уже наполовину в будке, хватала его за штаны и вытягивала нарушителя из будки.
                Это представление сопровождалось громким, веселым смехом и всегда имело оглушительный успех у зрителей.
                Бывали случаи, когда мама Люба ругала кого-нибудь из нас, на повышенных тонах, за ту или иную провинность.  В такие моменты
                Альма была нашим самым ярым защитником. Она подбегала к маме Любе, прыгала на нее передними лапами и виляя хвостом начинала
                громко лаять.  Мама Люба всегда поддавалась уговорам Альмы и переставала ругать провинившегося. Таким образом Альма демонстрировала
                свою неподдельную любовь к нам детям.

                Какой-то умелец, при нашем детском доме, соорудил детскую тележку(повозку).Тележка представляла из себя обыкновенный  ящик
                из толстой фанеры, к которому снизу были прикреплены четыре маленьких колеса от детского велосипеда.
                Альму впрягали в эту маленькую повозку и она с удовольствием  катала нас, делая небольшой круг во дворе нашего  детдома.
                Мама  Люба выстраивала всех детей в ряд, затем усаживала в повозку по три ребенка, командовала Альме:-Вперед! И наша умная
                собака начинала движение по кругу. Мама Люба шла рядом и следила за тем чтобы Альма не уходила в сторону и чтобы мы сидели
                спокойно. За всем этим катанием, с удовольствием наблюдали все кто был в это время во дворе.
                Самым большим наказанием для нас была угроза Мамы Любы не взять  нас покататься с Альмой в тележке. В тот день,
                когда мы знали, что будет катание с Альмой во дворе, в этот день все были особенно послушны, так-как никто не хотел пропустить
                такое удовольствие!
               
                Наша любимая Альма была полноправным членом нашего коллектива. Своей готовностью всегда быть с нами, своей беспредельной добротой,
                своей общительностью, она стала для нас  неотъемлемой частью нашей сиротской жизни. Посидеть с Альмой, погладить ее,
                рассказать ей что-то свое детское, просто прижаться к ней, для каждого из нас было большим удовольствием.
                Каждому Альма дарила свое расположение, свое открытое сердце. Можно  с уверенностью сказать, что первые уроки доброты в жизни,
                умение общаться, мы получили от нашей Альмы!  Сколько лет прошло, целая жизнь, а все в памяти, все в сердце!
                Спасибо тебе Альма наш добрый и любимый четвероногий друг!..