Соловей Андерсена... не Уайльда

Дивна Самодива
Размышления у китайско-императорского подъезда
-
Соловей, сказка Андерсена


Интересное дело заблуждения...

Когда в компании друзей появилась потребность в некотором концептуальном видении этой сказки, я стала думала, что андерсеновский „Соловей” – хороший рассказ о верности и отдачи. Давно ее не перечитывала, поэтому и спутала с другой сказкой о соловье, который пел на розовом кусте, а шипы розы вонзались в его сердечко и чем глубже и болезненнее, тем лучше пел соловей.
Но нет, перечитала... Андерсен писал о другом. Я, почему-то, дополнила его сказку в далеком детстве.

Но заблуждение - не только в этом. Особенно в школьных программах.
Увлекаясь антитезой, обычно мысль идет за противопоставлением натурального и искусственного соловья, утверждаясь в своем прозрении о том, что такое настоящие ценности и кто их создатели, чем отличаются натуральное, природное, свободное (из-за жизни в лесу) пение и сам артист, и его придуманный, механический имитатор - двойник, который копирует песню, но не живет своим творчеством.
Не то что это - неправильно, но на дне сказки, по-моему, обсуждается немного иная проблема. И это – проблема Власти, а также самооценки того, кто обладает некоей властью – над территорией, над людьми, над жизнью Природы, над Смертью, над самой Властью.

Сначала можно подумать, что просвещенная Власть – это лучшее, о чем можно мечтать. Она ценит и дает путь талантам. Это будто оправдывает и защищает ее хрупкость в виде фарфорового дворца, ограниченность ее придворных, не выходящих из него, отрыв власти от подданных, прозирающий за предложением соловья держать втайне его в качестве источника информированности императора.

Каким выглядит сказочное мироздание?
В мире три ареала – дворец, дремучий лес и море –  территории властника, подданных, неизведанного/свободы.
Мир очень структурированный! Люди в системе власти занимают всегда государственный пост - первый министр, шестая посудомойка, слуга по прогулкам соловья, чин придворного поставщика соловьев, придворный капельмейстер, первый певец императорского ночного столика с левой стороны.
Неслучайно, очень основательна и серьезна обида императора по поводу недостатка информации о происходящем в его империи и, естественно, наказания – справедливые!
А как тонко вплетена здесь конкуренция с Японией!))))))

И в этом структурированном мире Искусство (пения) может на время удерживать/ удовлетворять базисные потребности людей, и они даже забывают о них, откладывают ловлю рыбы.
Но только в этом ли сила Искусства? Нет, пение соловья привело императора/Власть к переживанию катарсиса, он плакал, и слезы восторга  были самой большой наградой для певца.
Понимаем, что ощущение удовольствия от песни сравнимо с телесным удовольствием от чая, но и невыразимо, ощущается нехватка чего-то сущностного.

Поэтому автор сказки пошел дальше: Искусство –  это особая политика, оно заставляет Смерть уйти к себе на кладбище, ловко манипулируя ее эмоциями, заставляя пережить тоску по своему дому. Искусство певца владеет самым большим страхом человека/ Власти – страхом Смерти – и дарует самому императору/Власти Жизнь.

Неслучайно появляются попытки создать дубликат этой силы, сделать победу над смертью – частью технологии Власти. Но – нет! Такое – невозможно!

А если это – так, что внушает автор?
Автор внушает, что именно Искусство обладает высшей властью, но этика его творцов охраняет их от суеты хрупких конструкций и титулованной компании невежд.
Эти творцы готовы, однако, войти в тайный договор с Властью, надеясь, что привнесут в нее Гуманность и Красоту, за счет своего свободного выбора „места жительства”.
Потому что Красота нуждается в адвокатах, как красивые цветы – в колокольчиках, чтобы их замечали.

Очень возможно, чтобы сам Андерсен переживал самореализацией осознание своего ощущения власти над Властью, и видел себя адвокатом Красоты.

........................................................

http://lib.ru/WILDE/wild_roza.txt
А вот и та сказка, которая у меня была первой ассоциацией - "Соловей и роза" Оскара Уайльда...
Великолепная сказка, в которой соловей - трагической фигурой, мне намного ближе......... и в которой императора - нет, но есть Любовь... и Богатство... Любовь и Метафизика .... и их  (не)соизмеримость.