По 75-му Большому Конкурсу, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/01/19/2029 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/03/09/5695 Итоги конкурса

Вступление см. http://www.stihi.ru/2012/03/11/4048

На конкурс было подано 71 произведение начинающих автора. После первого прочтения почти каждый из нашей судейской команды немного растерялся - во всем пакете едва ли найдется с десяток стихов, чистых с точки зрения техники написания, остальное -  примеры непрофессионализма! И в то же  время - отдельными искрами – проскальзывает истинная поэзия и своеобразие поэтического видения. Члены жюри номинировали (то есть, кто-то из них отметил поэтические достоинства какого-то стихотворения) – всего 29 произведений. Вот именно их (исключая стихи победителей - авторов, занявших первые 7 мест) я и хочу сегодня разобрать подробно: что в них мне понравилось, и что хотелось бы поправить.

№1
Осенние ливни размыли дороги,
И капли как слезы бегут по стеклу,
Промокли в ботинках озябшие ноги,
И старый хондроз разболелся к утру.

Ну, вот и закончились длинные сутки,
На смену теперь заступает другой,
Которому тоже не спать ни минутки,
Которому тоже заказан покой.

Устало кивнув заступающей смене,
Дежурную шутку услышав в ответ,
Он вдруг осознал, что идет на пределе,
Что грудь холодеет и сил уже нет.

Вся жизнь промелькнула в мгновение ока,
Когда, пошатнувшись, он молча упал,
И матери голос далекий-далекий,
Его за собою настойчиво звал.

Его тормошили и что-то кричали,
У близких друзей повлажнели глаза,
Кололи уколы, качали, качали,
А он их не слышал, уйдя навсегда.

На бледных губах притаилась улыбка,
Как будто коллегам хотел он сказать:
«Кого вы спасаете? Это ошибка,
Я жив и пока не хочу умирать».

Прощальный гудок бело-красной машины,
Цветы, чьи-то слезы, безмолвный погост,
Он был беззаветный солдат медицины,
Другим после смерти оставивший пост

Стихи хороши темой – есть прозаическая основа (связный сюжет), который не может не взволновать – это стихи о трудной и жертвенной работе врача. Надо сказать, что стихи, имеющие связный сюжет – довольно редки на сайте, чаще всего мы пишем ни о чем или обо всем сразу, заранее не зная, куда повернет нашу мысль поиск подходящей рифмы.

Что здесь плохого? Почти все рифмы – грамматические, и среди них попадаются неточные: «смене-пределе, глаза-навсегда». Но куда больше портит впечатление не слишком продуманный выбор слов:  «кололи уколы» - тавтология и несколько разговорное выражение, не совсем удачен и «безмолвный погост»: кладбище само по себе обычно не разговаривает! Еще одно выражение - «беззаветный солдат»… В русском языке употребляется «беззаветное служение солдата», но солдат скорее самоотверженный, чем беззаветный, - не особо удачное определение! Не красят и ритмические заплатки: начала строк с «И» или вставки «Ну» там, где это сделано не столько по смыслу, сколько ради добавления нужного слога в ритм. Не хорош и  повтор слова (которого) вместо поиска его синонимома:

Которому тоже не спать ни минутки,
Которому тоже заказан покой.

Все это покажется вам придиркой – так оно и есть, но ведь конкурсные стихи, чтобы победить, должны не иметь никаких шероховатостей, а всякое послабление языка обедняет текст, который должен быть богаче, точнее, интереснее, чем обычный разговорный стиль.

№2
Январь-трескун в ядрёной силе.
Сочельник – перезвон – Звезда!
Мороз рождественский бессилен –
Конец Филиппова поста!
По всей земле снега-тулупы,
Но воссиял Востока свет!
Пусть день куриным переступом
Идёт, но тьме возврата нет!
Январь зовут в народе сечень:
Сечёт он зиму пополам.
И, славя свет, на Святки свечи
Затеплены то тут, то там.
Под щедрый – под Васильев – вечер,
Хотя гадание грешно,
По всей Руси чуть слышно шепчут:
«Что мне дано? Что суждено?»,
Но стынут в воздухе вопросы.
Мигают звёзды, и уже
Крещенские звенят морозы.
Чтоб чисто было на душе,
Одни, – стараясь исцелиться,
Другие, – смыть греха следы,
С утра к Крещенью приобщиться,
Идут на звон святой воды.
Креститель праздники уводит,
И перезимье настаёт.
Ещё зима похороводит,
Но свет весны уже живёт!

Здесь, видимо, судьям понравилась яркость описания января, образы и неизбитые выражения: «снега-тулупы», «свечи затеплены», «стынут в воздухе вопросы», понравился и несколько фольклорный язык стихотворения. Понравилась неграмматическая и прекрасно звучащая рифма «вечер-шепчут».

Зато не совсем хороша рифмовка однокоренных слов «силе-бессилен». Лично у меня есть сомнение в целесообразности употребления слова «перезимье» и в точности употребления слов концовки «зима похороводит (???), но свет весны уже живет». Вообще, не слишком хорошо, когда автор употребляет незаконченные, не обоснованные предыдущими или будущими фразами, неточные или неясные по смыслу предложения: «Сочельник – перезвон – Звезда!». «Но воссиял Востока свет!», «И, славя свет, на Святки свечи». (какой такой «свет» славят на Святках?). Начало мне тоже не понравилось выбором слов:  «Январь-трескун в ядрёной силе»: это - выражение на любителя…

№3
Нереально всё вокруг зимой,
Словно происходит не со мной...

Ах, как нужен мне глоток весны,
Лишь глоток-сиренево-бодрящий,
Чтобы чувствовать вкус жизни настоящей,
Разогнать фантазии и сны,
Ощутить дыханье новизны.
Ах,как нужен мне глоток весны!

Я зимой живу в метельных снах:
Вижу в снеге яблони цветенье,
В ледяных узорах-пышный сад,
Кружево черёмухосплетенья.
Вкус сирени на моих губах...
Я живу зимой в метельных снах.

Яблоневой вьюгой заметает
Мне зимой дороги и тропинки.
Нежный снег под солнцем робко тает,
Превращаясь в капельки-слезинки.
Эти сны,фантазии-банальность,
Но не превращаются в реальность.

Превратить в реальность эти сны
Мне поможет лишь глоток весны,
Лишь глоток-сиренево-бодрящий.
Ощущенье жизни настоящей
Мне вернёт дыханье новизны.
Ах,как нужен мне глоток весны!

На фоне остальных стихов, здесь есть энергия и образное видение: «глоток-сиренево-бодрящий», «Кружево черёмухосплетенья», «Я живу зимой в метельных снах». Достоинство стихотворения – попытка  оформления строф – шестистрочником, и ввод рефренной строфы в концовке: автор подумал над композицией – над структурой, что тоже редко для начинающих авторов. К сожалению, рисунок строф (порядок рифм, в том числе –мужских и женских) здесь не выдержан, и это немного портит звучание.

Не понравилась мне здесь бедность рифм – они сплошь грамматические. Не порадовала вставка «ах» (всякие – ах, ух, уж, аж – почти всегда в минус автору на конкурсе!). Сомнительно и выражение «вкус сирени на губах» (мало кто сирень употребляет в пищу…)

№4.
А в мире ведь столько хорошего,
И жаль, что так часто не видим мы,
Как звезды – жемчужин горошины –
Слетают с порвавшейся нити, и
Как жадно целуют влюбленные,
Прождавшие долгие месяцы,
И как пустяком удивленные
Ребята глядят, и как светятся
Большие, по-детски наивные
Глаза, и как в парке красавица
С цветами идет – счастливая!
Как пестрая изгибается
На белом листе дуга радуги,
Как радость приходит непрошено,
В душе свой наводит порядок, и
Не вспомнить уж горести прошлые...

А в мире так много хорошего!

Мне очень понравились эти стихи, написаны поэтическим, образным языком, их красивое и немного неправильное (что не портит) звучание. Понравилось «Как звезды – жемчужин горошины – слетают с порвавшейся нити», «как пустяком удивленные ребята глядят». Неожиданно понравился небольшое изменение ритма:

С цветами идет – счастливая!  (здесь бы по норме – «с цветами шагает – счастливая»
Как пестрая изгибается  (надо бы «как пестрой змеей изгибается»)
На белом листе дугА радуги

То есть, вроде бы имеется нехватка слогов, но вместо них напрашивается пауза чтения - цезура, и  музыка стихотворения здесь красива и выразительна.

Понравилась и нестандартная рифма с переносом части предложения:
«В душе свой наводит порядок, и
Не вспомнить уж горести прошлые...»

Подкупает настроение - позитивное и радостное. Отличные стихи!

№ 5.
Спокойно сограждане, дело такое,
что только спокойствие нам и поможет.
Здесь кто-то с гранатой… а это на кой нам?
При том что граната бывает итожит
и жизнь, и судьбу, и порозно и оптом, ( нет слова «порозно»!!!)
хоть то и другое, увы, пошловато,
но дело не в этом… Послужит оплотом
спокойствие только. Здесь кто-то с гранатой!

Спокойно сограждане… Стройтесь в шеренги.
Смыкайте ряды. Не забудьте о детях…
У каждого шанс есть, что шапка по сеньке
была, есть и будет, и кто-то ответит
за боль причинённую, пусть априори.
Не знаю пока, но какие-то бяки…  («бяки рядом с априори»- дурное смешение стилей)
Вдохните поглубже, последнее sorry (???? Слово др. языка – не украшение)
скажите друг другу, на всякий, на всякий…

И только спокойно, не надо риторик.
Изловим, повяжем, размажем по стенке.
Пусть это хоть Гамлет, пусть это хоть Йорик.
Смыкайтесь плотнее в ряды и шеренги.
Чтоб вместе, сцепившись в кольцо обрученья, (??????)
в едином порыве, не поодиночке,
соборно, как нас призывает ученье, ????? (какое ученье?)
спасти свои души, не печень, не почки…

Кто здесь оказался - все сёстры и братья.
Теперь информирую вас без изъяна.   (????? лексика)
Субъект нам известен, но он не контактен,
поскольку с гранатою здесь… обезьяна.
Спокойно! Должны мы уйти, улыбаясь.
Мир этот погряз в лицедействе и войнах
Что правит им? Алчность, обжорство и зависть.
Спокойно, сограждане, только спокойно...

Что мне понравилось? Легкость написания, живой язык, автор примерно представляет, что он хочет сказать, у него есть интересные и свои мысли. Но в целом язык очень неряшлив и по словоупотреблению и по точности передачи смысла (это стихи для внутреннего употребления, а не для конкурса). Большинство  мест, которые особенно портят впечатление от стихов (избранная автором лексика) я отметила прямо в тексте.

№6
Мне не слиться с красотою бесконечной,
Не вкушать её пленительных ПЛОДОВ,
Становясь душою тише и беспечней,
Не достичь её заветных БЕРЕГОВ.

Мне не быть на каждом краешке пейзажа (????)
Лёгкой кисти впечатления Моне;
От желания осталась только сажа,
А глаза поблекли в сонной пелене. (??????)

В перемене идеальных очертаний
Женской прелести на сладострастном дне,
В пылкой нежности распущенных мечтаний
Их жемчужины достанутся не мне.

Омываемое сладостью ТЕРЗАНИЙ,
Искушение осталось в ГЛУБИНЕ,
Заглушённое раскрытыми ЦВЕТАМИ (????)
Млечных символов на девственной РУКЕ. (????)

Их загадка постигается словами,
Что проходят по молчания реке,
Тайны образов возносятся делами, (????)
Обретая очищение в огне.?????

Откровение сокрыв в БЕЗБРЕЖЬЕ знаний,
Человек выходит к новым берегам,
Одурманенный туманом процветаний, (????)
Он склоняет гордо истину к ногам!  (????)

Честно говоря, я не знаю, по какой причине номинировали это стихотворение. За ходом мысли автора я не успеваю (не догоняю)))), у меня ощущение, что автор не столько хочет о чем-то поведать, сколько красиво срифмовать. Тут и странные «краешки пейзажа впечатлений», и глаза, которые почему-то "блекнут в сонной пелене», и женская прелесть, и «тайны образов, которые возносятся» и «туман процветаний»… Словом, чего тут только нет! Вот слова «безбрежье» - в русском языке точно нет, и признать рифмами «терзаний-цветами, глубине-руке, плодов-берегов»   я никак не могу. Словом, я бы эти стихи точно не номинировала бы. Я люблю стихи, где есть какой-то смысл, а не только туманные образы.

№7.
Натянулись нервами
Жизни удила...
Может, были первыми
Да тоска взяла...
Бьют в виски излучины
Вымерших морей...
Может, были лучшими
Да... ничьи теперь.
Годы недопонятых
Скрученных дорог...
Может, были топтаны
Да не стало ног.
Простыней укутанный
Человечий след...
Может, были птицами?
Ну а может - нет.

Неплохие стихи. По смыслу не все предельно ясно, но это не так раздражает, как в предыдущем стихотворении, более того, рождает собственные размышления и чувства (для чего, собственно и пишутся все стихи!) и очень неплохо звучит. Хорошие профессиональные рифмы – из разных частей речи и хорошо звучащие, есть ненавязчивые образы-настроения: «Натянулись нервами жизни удила», «годы недопонятых скрученных дорог»...

«Бьют в виски излучины вымерших морей» - не совсем ясный образ: излучина – термин реки, а не моря. Но в целом – хорошее стихотворение.

№8.
Небо, полное звёзд, возвращает нас
к вечным вопросам:
Мы приходим на землю – откуда?
Уходим – куда?
Глядя в купол ночной, размышляет
о мире философ,
И подскажет, быть может,
ответ Высота…
Нужно только, поднявшись над тем,
что смешно и нелепо
В нашем дольнем, для многих
печальном краю,
Уловить средь разлада и грохота
музыку Неба
И настроить в гармонии с Космосом
душу свою…

Поругать не за что, по форме все чисто, ибо запись текста автором не стоит путать со структурой его строфы: (два катрена):

Небо, полное звёзд, возвращает нас к вечным вопросам:
Мы приходим на землю – откуда? Уходим – куда?
Глядя в купол ночной, размышляет о мире философ,
И подскажет, быть может, ответ Высота…

Нужно только, поднявшись над тем, что смешно и нелепо
В нашем дольнем, для многих  печальном краю,
Уловить средь разлада и грохота музыку Неба
И настроить в гармонии с Космосом душу свою…

Хорошие рифмы, правильный ритм, есть прозаическая основа. Особой поэтичности языка нет, но это – философская лирика, а не пейзажная, поэтому номинировали правильно.

№ 9
Благословен пришедший к алтарю
Своей души – гармонии Творенья, –
Кто разомкнул порочных жизней круг
Сияньем неба, внутренним прозреньем.

Сверхновый помни и храни Завет,
Не отвергай ослепших и заблудших.
Неся в себе тот первозданный свет,
Ты освещаешь и другие души.

По стилю напоминает предыдущее стихотворение, но на мой взгляд, хуже. Оно из разряда ДСП (для собственного пользования) – стиль лозунга для круга посвященных. Лирика – это личный опыт от первого лица, здесь же – призывы в повелительном наклонении к неизвестному мне «сверхновому». А по форме – чистенько. (алтарю-круг – неплохая рифма!).

№10.
Луна блестит языческим тотемом
И звезд вокруг нее полным-полно,
Но сочинением на заданную темень
На заданную землю пала ночь.
Ей это все обыденно и просто,
Как небольшой, но неизбежный груз –
Плеснуть стихи на заданную прозу,
Соткать мотив на заданную грусть.
Ночь обожает маску «старый циник»,
Включает в окнах счастья муляжи,

А мы с тобой, барахтаясь в перине,
В смертельных дозах принимаем жизнь.

Здесь понравилось образное мышление, хорошо использовано и обыграно слово «заданную». По жанру это - пейзажная лирика, но с оттенками размышлений о жизни:  философская лирика. Удачные находки: «Но сочинением на заданную темень на заданную землю пала ночь». «Плеснуть стихи на заданную прозу, соткать мотив на заданную грусть». Понравилась концовка стихотворения. Профессиональные рифмы. Достойные стихи.

№11.
Девушка с кометой в волосах,
И улыбкой нежно-неземною, (????)
К Вам спешат на алых парусах,
Самые отважные герои.

И зовут к себе, теплом маня,
Те края, где бризы и приливы.
Только, в этот город без огня,
Случай Вас закинул прихотливый. (????)

Вдруг сплелись нечаянно на миг,
Наших жизней, разные орбиты.
Но рискнув сорваться с них – сгорим,
Мы в ночи, как два метеорита.

И, чтоб не навлечь на Вас беду,
Я, своей недрогнувшей рукою,
Вновь орбиты наши разведу.
Вам туда - где паруса и море!

Пусть же не откроется «обман»,
Только вслед шепнёт тихонько ветер:
«Знайте, Вы свели меня с ума!»,
«Знайте, Вы прекрасней всех на свете!»

Стихи номинировали, потому что на фоне множества других, эти написаны без погрешностей ритма и рифм. Но, по большому счету, особой поэзии я здесь не вижу –сообщение молодого человека о том, что девушка произвела на него впечатление – это письмо в стихах, не содержащее ничего принципиально нового: «Знайте, Вы свели меня с ума!», «Знайте, Вы прекрасней всех на свете!» При этом  для красного словца ЛГ то радуется  «сведению орбит», то собирается их на всякий случай «развести»- образ не блещет новизной. Не особо понравилась мне и «нежно-неземная улыбка» и «прихотливый случай» - случайные определения  для сохранения ритма, не более. Стихи неплохие, но - не для победы на конкурсе!

Чтобы не утомлять вас слишком длинной статьй, сделаю здесь остановку: остальные стихи мы рассмотрим уже во второй ее части.


Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/03/13/4150