С чего начинается творчество -теория литпроцесса

Анатолий Шамов 1
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО?

Поэт начинается с книги, а стихотворчество- с поэтического образа.
Образ, образность есть свойство искусства воспроизводить жизнь в конкретно-чувственной форме, а не только  в форме мысли или понятия; это иносказательность, неповторимые и незаменимые слова( словесная образность), зримая представимость. Образ должен отражать жизнь, иначе- это словесный фокус, надуманный трюк, пустая игра языка со словом.
Чудо искусства, в частности стихотворчества, состоит в том, чтобы какую-либо историю, деталь жизни превратить в произведение, часто, как это бывает в отдельном стихотворении, на очень и очень маленьком пространстве текста.
Задача образности состоит в подчинении каждого слова сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение мира. Как правило, зрелый поэт создает свой образный мир, со своей  оценкой эстетических и этических ценностей, где образы выступают как  синтез сложных жизненных явлений, именно в его  в образной системе. С помощью образной системы автор по-своему, со своей точки зрения, решает конкретные социально- исторические и общественные проблемы,  что при наличии поэтического дара не может не представлять художественной ценности( о 12 правилах ХЦП мы говорили в отдельной статье).
Художественный образ - основное понятие в литературе, в центре которого стоит изображение жизни в идеальных, читаемых формах.
В рамках художественного образа воплощаются идеи, которыми насыщено время автора. И только от поэтического дара автора зависит,  насколько убедительно он может воздействовать на сознание читателя, зрителя   через создание  образа, насколько убедительно подаст идею.
Идеи воплощаются через художественный образ. ИДЕЯ - это собрание мыслей, сцепленных между собой и способных работать в определенных направлениях ( мыслей о сущности явлений жизни, сущности человеческого характера и т.д.)
Художественный образ  в поэзии - это, собственно, создание с помощью ограниченного пространства текста зримой, а через воображение и чувственной формы явлений незримой духовной жизни лирического героя. Поэтический образ создается через перенос сходства, скажем, явления природы на явление духовной жизничеловека, т.е природу самого человека, его микровселенную - его внутренний мир -   по признаку, общему для обоих этих понятий.
Метод сюрреализма позволяет создавать свежие художественные образы на грани сознания и подсознания . Это, собственно,  и есть творчество. Для примера приведу стихи из поэтического сборника  «Прокрустово ложе», А.Шамов, Ч.Изд. «ОРФЕЙ», 2004 , с.48.

Озябшие слезы - снег
С небесной души на нас…

Создавать поэтический образ поэт  должен по законам красоты, на позитивной идее, иначе -  это будет руководством к проявлению низких, низменных человеческих чувств, что очень часто  мы видим на экранах телевизоров или  встречаем в печати.
Это не значит, что нельзя писать о негативной стороне жизни. Писать надо, и здесь важно не то, о чем пишут и как пишут писатели, важно, что  прочитает читатель, какие выводы из написанного сделает, что вынесет…. Тут важен даже не процесс сотворения произведения, а  важны следствия из  процесса просмотра или  чтения. Настоящее произведение приводит читателя к таким движениям души, когда он поступает минимум  по-человечески, если это не так, то что-то, очевидно, автор произведения сделал не так, что-то недомыслил.
Критерии определения КПД  произведения стерты. Но пусть каждое новое произведение судит  Бог, который-  любовь, а также главный  его помощник и наш -профессиональная совесть.
Образ несет эстетическую оценку жизни, обобщает действительность, уходит за рамки исследуемого писателем явления.
Поэтический образ создается с помощью тропа и фигуры, как правило, сопоставления двух предметов, для пояснения одного другим. Пр. «Курок сгибает палец».
  Поэтом создается зрительный образ лирического героя, трактуются его переживания, обнажается то субъективное, что имеет для читателя ценность в виде интеллектуального и психического начала,в виде опыта отношений и решений героя.
В стоящих чего- либо стихах открываются новые связи и понятия, мотивы… и при прочтении, через сравнение,  происходит эмоциональное  восприятие обозначенных явлений.
Троп - неиссякаемый источник многообразия и таинственности искусства, энергетика стихосложения.
Поэтический образ создает прекрасное, где художественная мысль выражается посредством таких приемов:
1) сравнение есть образное выражение, построенное на сопоставлении  двух понятий, обладающих общими признаками. Сравнение есть начальная стадия всех тропов, источник поэтического образа;
2)метафора ( перенос по аналогии), когда слово употребляют в переносном значении; основывается на сравнении, отображает сложные жизненные явления;
3)эпитет( приложение) -образная характеристика. Меткий признак сравнения;
4)метонимия( переименование) -замена слова другим, имеющим причинную связь с первым словом;
5)синекдоха - соотнесение целого вместо части, части вместо целого…;
6)гипербола- преувеличение;
7)параллелизма -  идущий рядом;
8)уподобление- развернутое сравнение;
9)аллегория( иносказание)- изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. На аллегории строятся басня и притча;
10)символ( знак) - многозначный и предметный образ. Строится на системе соответствия;
11)литота( простота) -  определение понятия через отрицание противоположного;
12)симфора( соотнесение, совмещение) - форма метафоры, где опущено  звено сравнения.
Умение использовать эти двенадцать приемов, думается, и  есть показатель класса поэта.
Надеюсь, что я смог в этой небольшой статье раскрыть то, с чего начинается настоящее поэтическое творчество.