Лень

Алиса Лонели
   Лень - корень многих людских проблем, она же одна из важнейших частей механизма самосохранения, недооцененная и переоцененная одновременно: одни проклинают негодяйку, забывая о её спасительной роли, другие возводят в культ праздность, дают ей новые имена; её жрецы все сплошь "прокрастинаторы" и "творческие люди", её почитатели никогда не отходят от алтарей - ноутбуков, компьютеров, телевизоров, сжигая на них свои жертвенные подношения - минуты драгоценного времени и утраченные шансы.
   Лень - та причина, по которой огромный процент человечества не получает удовлетворения от жизни, не делает того, что хочет, не добивается того, к чему стремится. Но за ленью всегда что-то есть. Мы не просто ни с того, ни с сего бросаем все дела и не начинаем новых, откладывая на потом: нами движет либо страх неудачи в купе с неуверенностью в себе и своих силах, либо память о прошлых провалах и чувство вины за них, либо незнание с чего начать, либо просто общая подавленность, для которой может быть масса причин, не связанных с текущими и намеченными делами.
 
   Мы уже настолько привыкли впадать в безделье при первой же возможности, а потом ругать себя за то, что ничего не успеваем, теряя к самим себе уважение и пропитываясь ненавистью, что просто упускаем из виду тот факт, что наша лень не беспричинна, что где-то у её истоков проблемы, которые требуют решения. Мы относимся к себе, как строгие родители к своим детям - мы не делаем себе поблажек и одновременно потакаем сами себе, подстрекаем себя на ещё большую лень (интересно, что и в поведении родителей действительно наблюдается данная двойственность, об этом очень хорошо рассказывает в своих книгах "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры" Э.Берн), а затем называем себя безнадёжными, опускаем руки и даже не пробуем бороться, поставив на себе крест. В детстве мечтавшие о понимании и поддержке со стороны родителей, мы почему-то, повзрослев, не считаем нужным понимать и поддерживать самих себя - мы ждём этого от других, даже не подозревая, что пока не изменим отношение к себе, ни за что не сдвинемся с мёртвой точки. Питаясь подачками чужого внимания и тщётно пытаясь оправдаться перед собой своей беспомощностью и никчёмностью, мы лишь усугубляем собственные проблемы и, убегая от них, прекращаем вообще что-либо делать. 

   Ещё один влиятельный фактор - мнение со стороны. Обязательно найдутся те, кто будет нас осуждать, упрекать, призывать к борьбе с ленью. Некоторые подкрепят обвинения собственным примером, демонстрируя свои трудолюбие и успешность, - часть из них справедливо может называться образцом для подражания, но есть и такие, что любят выдавать желаемое за действительное. Наблюдая вокруг себя активных, не сидящих на месте людей, у которых "всё получается", мы поступаем так, как поступали в детстве, когда родители нам говорили: "Маша всегда делает уроки и учится на одни пятёрки, а ты...", "Петя слушается родителей и помогает им по дому, а не сидит за компьютером весь день, как ты". Будучи детьми и выслушивая рассказы о чужих "идеальных" отпрысках, мы злились на них, за то, что у них получается быть такими примерными, в отличии от нас, которые по умолчанию недостаточно хороши, потому что не являемся ими (теме детства я однажды уделю больше внимания - здесь тоже есть над чем подумать).   
   С возрастом мало что меняется, разве что теперь нам уже никто не говорит, мы видим сами, что, пока мы не знали куда себя деть, учились кое-как, работали на первой попавшейся работе, или сидели на шее у родителей, Петя двигался вверх по карьерной лестнице и стал владельцем какой-то фирмы, а Маша счастлива в браке/защитила диссертацию/стала успешным дизайнером (нужное подчеркнуть). Естественно, на их фоне мы чувствуем себя ущербными и, дабы не прийти к полному самоуничтожению, мы стараемся обосновать чужую успешность как везение, удачное стечение обстоятельств, продукт действия сверхъестественных сил, которые есть наверняка у каждого уважающего себя успешного человека; или же результат каких-то совершенно незаконных деяний. Последний случай позволяет нам обвинить Машу и Петю в нечестности, а значит они больше не могут быть примером для подражания - это нас немного успокаивает. "Они не лучше меня, они просто жульничают, а я по крайней мере честен" - говорим мы себе и продолжаем делать то же,что и всегда - лениться.

   Как же всё-таки справиться с ленью? Как тот, кто ей страдает, лишь спазматически  проявляя трудолюбие и старательность, и кто всё ещё не избавился от этой напасти, я не могу посоветовать чего-либо действительно эффективного. Но в ходе сегодняшнего рассуждения я пришла к некоторым выводам:

     1. Лень - не повод жалеть себя, но повод простить и попытаться понять.
     2. Чем больше презираешь себя за лень, тем меньше шансов от неё избавиться.
     3. Жалость и любовь к себе - две совершенно разные вещи, последней стоит учиться.
     4. Поддержка, исходящая от окружающих, практически бесполезна, пока не получаешь               
          поддержки от самого себя. Пока ты являешься одновременно и жертвой и
          преследователем, сочувствие окружающих будет только вредить: в борьбе за 
          внимание, которое рано или поздно станет своеобразным наркотиком (наркотик -
          всегда заменитель чего-то, заполнитель внутренней пустоты; чужим вниманием мы
          пытаемся заполнить брешь, проеденную нашей нелюбовью и небрежностью к себе),   
          ты, не переставая, будешь гнобить себя.
     5. Причина лени может быть и в том, что мы пытаемся заставить себя делать то, что
          нам не нравится. Возможно следует сменить сферу деятельности и найти то, что
          действительно по душе.
     6. Лень, порождаемая неуверенностью в себе, побеждается лишь совершенствованием   
          навыков, оттачиванием мастерства и заполнением пробелов в знаниях - чем твёрже
          почва под ногами, тем легче идти.

   Исходя из всего вышеописанного, можно сделать общий вывод: лень - это сигнал о том, что пора разобраться в себе. Прислушивайтесь к этому сигналу. Ищите.