Часть 7. Путешествие в Орду

Рыжкова Евгения
Исцеление Тайдулы


Слух о великой святости митрополита Алексия и
о том, сколько за его молитвы Бог творит чудес, достиг и
до самого нечестивого татарского хана Чанибека, у кото-
рого жена, по имени Тайдула, уже три года была слепа, и
кроме того, была одержима беснованием, так что никакие
врачебные средства ей не помогали. Услышав о святом
Алексии, они поверили, что если он помолится о боля-
щей, то Бог услышит его. Немедленно отправили они по-
слание к Великому князю Иоанну Иоанновичу, с просьбой
прислать к ним в Орду человека Божия, святого митропо-
лита Алексия.
Также и самого Святителя они просили, посетить бо-
лящую царицу и помолиться о ней Богу, чтобы ей исце-
литься от слепоты и беснования. В послании к Великому
князю Чанибек писал: «Слышал я о вашем первосвящен-
нике, что если он чего попросит у Бога, то Бог послушает
49
его. Этого служителя Божия пришлите к нам, и если его
молитвами исцелится моя царица, будете иметь со мною
мир; если же не пришлете его, то я приду и пленю вашу
землю». Получив такое послание, Великий князь стал
просить Святителя – исполнить желание и требование
хана. Тяжело это было для смиренного чувства Святителя,
но отказаться было невозможно. Он сказал: «Дело это
выше моей меры, впрочем, верую Богу, даровавшему про-
зрение слепому от рождения, что если кто с верою будет
Его, о чем просить, Он не презрит его».
Перед отправлением в путь, Алексий пошел со всем
клиром своим в Успенский собор, и там, у гроба святи-
теля Петра стал совершать соборно молебен с водоосвя-
щением, прося его молитвенной помощи в предстоящем
деле. Здесь у раки Святителя местная свеча, на виду у
всех, вдруг сама собой загорелась. Чудо это было для свя-
того Алексия подкреплением и извещением, что Господь
благословляет путь его. Как эта свеча сама собой, при его
молитве, без всякого труда загорелась: так легко Богу за-
жечь и свет очей ослепшей царицы. Ободренный таким
извещением, св. Алексий раздробил чудесно загорев-
шуюся свечу, и роздал ее на благословление народу; а
часть от нее, также освященную воду, взял с собой и от-
правился в путь, в сопровождении священников и клири-
ков, как приличествовало Святителю.
Между тем Бог, известивший угодника Своего чудом об
имевшем последовать чуде, подготовлял к нему и тех, для
которых оно должно было совершиться.
Еще задолго до прихода Святителя в Орду, больная ца-
рица увидела его в сонном видении пришедшим в архие-
50
рейском облачении, также и священников, бывших с ним,
облаченными в свои ризы. Она велела приготовить новые
облачения для святителя Алексия и его клира, точно
такие, как она видела в видении.
По прибытии Святителя в Орду, он был принят с вели-
ким почетом: сам хан, с сыном своим Бердибеком и с про-
чими сыновьями и сановниками, выехал к нему навстречу.
Приведенный в Орду болящей, Св. Алексий начал совер-
шать молебное пение, зажег и свечу, сделанную из воска
от загоревшейся чудесно свечи у гроба св. Петра чудо-
творца. По окончании молебна, он окропил больную
и пришедших с ним многими дарами.
Из числа подарков, полученных Святителем, остался на
память потомству, хранящийся до сих пор в Патриаршей
ризнице, перстень, дарованный ему царицей Тайдулой.
Но вечным, незабвенным памятником этого преславного
51
святой водой, и
царица прозрела.
Удивились и ужас-
нулись неверные,
видя такое пре-
славное чудо,
и прославили чу-
дотворца Чанибек
и Тайдула, благо-
дарные за полу-
ченное чудесное
исцеление, ода-
рили Святителя
Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены
хана Золотой Орды Чанибека. Худ. Я.Капков.
чуда навсегда останется обитель, устроенная Святителем
Алексием в самом Кремле, на месте, пожалованном ему
исцелившейся царицей, и посвященная им в память Чуда
АрхистратигаМихаила в Колосаех (6 сентября), и потому
называемая Чудовской. Какое смиренномудрие видно в
этом посвящении, соединяющем в себе воспоминание о
чуде, совершившемся при посредстве самого святого Ос-
нователя этой обители, и о древнейшем чуде, совершен-
ном Архистратигом Сил небесных!
Вторичное путешествие в Орду
Отпущенный ханом, св. Алексий поспешил оставить
Орду и возвратился в Москву. Но вскоре ему пришлось
вторично путешествовать туда же. По удалении его из
Орды, там сделалось великое смятение: хан Чанибек,
по заговору Ордынских вельмож, был убит; на место его
воцарился сын его Бердибек, убив предварительно две-
надцать своих братьев, детей Чанибека от разных жен.
Этот жестокий варвар, имея советником в своих бесчело-
вечных поступках Тавлубия, воздвиг гонение против хри-
стиан, и намеревался идти войной на Русскую землю.
Вскоре явились послы, требовавшие всех князей Русских
с новой данью, к новому хану в Орду.
Ужаснулись православные, зная жестокость этого вар-
вара. Великий князь Иоанн Иоаннович, возлагая всю
52
надежду на Бога, стал просить святителя Алексия, чтобы
он, как непреодолимый победитель врагов, потрудился
опять идти в Орду и там смирить гнев жестокого власте-
лина. Добрый пастырь, готовый «положить душу свою за
овец своих», едва возвратившийся из Орды, не усомнился
опять идти туда, невзирая на явную опасность. Из Ниж-
него по Волге спустился он опять в Золотую Орду и при-
нятый не с той уже честью, как прежде, много потерпел
огорчений от татар, дышавших ненавистью против хри-
стиан, сообразно настроению своего нового господина.
Однако Святитель безбоязненно явился к Бердибеку и,
при помощи Божией и покровительстве Божией Матери,
своими кроткими и мудрыми речами совершенно смирил
его гнев, и даже не усомнился вступить перед всеми в
прение о вере с некоторым мурзоюМунзи, доказывая ему
неправоту мусульманства и истину Христовой веры.
Самые неверные похвалили разум и твердость убеждений
Святого и почтили его, как истинного служителя Бога. Он
получил от Бердибека новый ярлык, подтверждавший сво-
боду русского духовенства от всякой дани и налогов, и
благополучно возвратился в Отечество, нося мир и благо-
денствие церквам Божиим и всему православному народу
русской земли.
О, какую радость принесли всем известие о благопо-
лучном его возвращении! Исполнилось тогда на нем ска-
занное в Писании: как прекрасны ноги благовест-
вующих мир, благовествующих благое! (Рим. 10, 15)!
Всюду, в Нижнем - Новгороде, в Владимире его встречали
с большим торжеством, как великого победителя вра-
53
гов и спасителя Отечества. Когда же он приблизился
кМоскве, то навстречу ему вышел Великий князь с сыном
своим Дмитрием, со всеми боярами, сановниками, в пред-
шествии всего духовенства с честными крестами и Св.
иконами, со свечами и кадилами, посылая хвалебные
песни Богу, давшему такую благодать Своему угоднику.
Сын Великого князя, юный Дмитрий, опережая всех усер-
дием, воззвал к святому: «О, Владыка! Чем можем мы
воздать тебе за труд твой, которым ты даровал нам мирное
житие!» Необычайное и удивительное было тогда стече-
ние народа, которое представляло умилительное зрелище:
ибо все мужчины и женщины, со слезами и радостными
восклицаниями спешили навстречу своему благодетелю
и теснились, опережая друг друга, одни, чтобы удо-
стоиться услышать от него слово, или только услышать
его голос, другие, желая взглянуть на святолепное его
лицо, другие теснились, чтобы хоть одною только его
тенью освятиться, или прикоснуться следу его ног.
Встреча эта напоминала собою ту, которую оказали не-
когда жители Александрии великому Афанасию, когда ви-
девшие усердие к нему народа говорили, что и сам
император Константин, если бы пришел, то не удостоился
бы такой чести.
Предсказание о городе Самаре
Эти два путешествия Святителя Алексия в Орду,имев-
54
шие столь благотворные последствия для всего русского
народа, еще более возвысили имя его во мне-нии, как сов-
ременников, так и всех грядущих поколений, показав в
нем Великого чудотворца и истинного пастыря, готового
положить душу свою за паству. Но особенно отрадное
воспоминание о нем передается из поколения в поколе-
ние между жителями города Самары. По преданию, запи-
санному краеведом этого края П.И. Рычковым, святитель
Алексий, плывя по Волге в Золотую Орду, останавливался
на том месте, где сейчас красуется названный город, - а
тогда тут был дремучий лес, и в нем спасался один благо-
честивый отшельник. Путешествующий Святитель посе-
тил келлию отшельника и, благословляя его на
подвижничество, изрек пророчество, подобное тому,
какое Св. Апостол Андрей произнес о Киеве. Он пред-
сказал, что «со временем здесь возникнет город великий,
в котором воссияет благочестие, и оный никакому разо-
рению подвержен, быть не имеет». Это предание глубоко
укоренилось между жителями Самары, и они благого-
вейно чтут память Святителя, по справедливости считая
его своим небесным заступником и ходатаем пред Богом.
Посещение Киева, перемена князей
Немного отдохнув от трудного пути, святой пастырь,
простирая заботу свою о пастве, предпринял вновь дале-
кое путешествие в пределы южной России, в дальний
55
Киев, находившийся тогда под властью князей Литовских.
В числе сопровождавших его епископов был и доброде-
тельный Феодор Тверской, который, тяготясь постоян-
ными раздорами и неустройством Тверских князей,
отказывался от управления епархией. Святитель Алексий
советовал ему потерпеть великодушно это неустройство,
полагаясь на волю Божью и ожидая от Бога умиротворе-
ния несогласных князей, убедив его остаться на своей ка-
федре, отпустил домой. В Киеве св. Алексий пробыл
около двух лет; во время посещения им подведомствен-
ных ему тамошних епархий, он подвергся нападению со
стороны слуг Ольгерда, князя Литовского, которые пле-
нили бывших со Святителем людей, отняли все бывшее с
ним имущество и самого задержали, так что Святтитель
едва мог тайно удалиться оттуда. Это было причиной, что
впоследствии Св. Алексий, во все время своего святи-
тельства, ни разу не бывал в Киеве, хотя Ольгерд и жало-
вался на него за это Патриарху.
В отсутствии митрополита, вМоскве скончался (13 но-
ября 1359 г.) Великий князь Иоанн Иоаннович, приняв
перед кончиной пострижение в иноческий образ. Со смер-
тью этого добродетельного князя, Москва собиравшая
Русь в течение 60-ти лет, должна была, казалось, навсегда
потерять свое значение. Великокняжеское достоинство,
по праву старшинства, исходатайствовал себе в Орде
князь Дмитрий Константинович Суздальский, и святитель
Алексий, вернувшись в июне 1360-го года из Киева, до-
лжен был благословить его в престольном городе Влади-
мире в кафедральном соборе на Великое княжение, хотя
по духу пророчества и видел будущую надежду России в
56
Москве, и потому к ней более расположен был сердцем.
Он не оставил Москвы, хотя Дмитрий Константинович и
предлагал ему жить в Владимире. Вскоре, действительно,
обстоятельства изменились в пользуМосковского князя. В
Орде в это время происходили постоянные смуты, и ханы
то и дело сменялись. Жестокий Бердибек был убит вме-
сте с советником своим Тавлубием; после него ненадолго
воцарился Кульпа, благоприятствовавший христианам и
имевший даже двух сыновей принявших христианство,
Иоанна и Михаила. Кульпа с детьми был убит Наврусом;
но и его с сыном убил Хидырь, умертвивший и царицу
Тайдулу, и многих татарских вельмож; вскоре и этот был
умерщвлен сыном своим, воцарившимся только на один
месяц: его убил темник [26] Мамай, провозгласивший
ханом Абдула. Вскоре настал новый хан Кидилбек, вы-
дававший себя за сына Чанибека, который также многих
убил, но и сам был убит. В течение не более четырех лет,
некогда грозная Золотая Орда пришла от этих неурядиц
почти в совершенный упадок. В Сарае, между тем, мурзы
возвели на престол Мурата. Московские бояре, приез-
жавшие с юным Дмитрием в Орду при хане Хидыре, вме-
сте с прочими князьями, видя ее бессилие, решились
искать Великое княжение для своего князя в Сарае, у хана
Мурата, который и признал Дмитрия Иоанновича Вели-
ким князем всея Руси, и святитель Алексий благословил
эту юную отрасль своего крестного отца Калиты на Ве-
ликое княжение, в кафедральном соборе во Владимире; а
Дмитрий Константинович, при содействии Москвы, по-
лучил в удел от своего брата Бориса Нижний - Новго-
род.
57
Примерно в это время св. Алексий посетил Тверь, и
там совершил святое крещение над дочерью Ольгерда,
князя Литовского, внучкой Великого князя Александра
Михайловича Тверского, убитого в Орде. В Тверь Оль-
гердова дочь прибыла из Литвы со своей бабушкой Ана-
стасией, вдовою убитого.