Часть 4. Путешествие в Константинополь

Рыжкова Евгения
Часть 4. Смуты Романа и путешествие в Константинополь


Вызванный в Константинополь для поставления в ми-
трополита всея Руси и принятый там с честью патриар-
хом и всем освященным собором, св. Алексий не сразу
был возведен в этот сан, но пробыл там целый год.Между
тем Ольгерд, князь Литовский, будучи язычником и враж-
дуя против Москвы, не желал Алексия, как избранного
Москвой, иметь митрополитом над православными, жи-
17
вущими в его княжестве, и отправил в Царьград одного
из своих подданных, по имени Роман, для поставления его
в митрополита Литовского. Роман прибыл в Константи-
нополь, когда Алексий был уже поставлен митрополитом,
но еще не выехал из Константинополя. Патриарх Фило-
фей был вынужден уступить ходатайству Литовского
князя, и поставил Романа митрополитом Литовским.
Роман не замедлил распространить свое влияние и на
епархии собственно Русской митрополии, и еще из Кон-
стантинополя послал своих послов с требованием цер-
ковной дани к Тверскому епископу Феодору, к которому
одновременно явились посланные и от митрополита
Алексия. Большое смущение это произвело в Русской
Церкви, и между обоими митрополитами еще в Констан-
тинополе открылось великое несогласие и препиратель-
ство. Впрочем, Роман, очевидно рассчитывающий в Твери
на содействие тамошних князей, находившихся в сватов-
стве с его князем Ольгердом, и тоже враждовавших про-
тив Москвы, не был, однако признан за митрополита
Русского Тверским епископом, блаженным Феодором,
признавшим своим законным митрополитом только Алек-
сия.Святой же Алексий, по возвращении на Родину, был с
любовью принят своей паствой, которая только его одного
знала и желала иметь своим пастырем. Великокняжеское
достоинство было признано за Иоанном, князем Мо-
сковским, а св. Алексий, утвердив свою кафедру, по при-
меру своих предшественников, святителей Петра и
Феогноста, в Москве, еще более возвысил ее. Ревностно
начал он заниматься исполнением своей архипастырской
18
обязанности и, во-первых, позаботился поставить епи-
скопов в те епархии, которые лишились своих пастырей
во время моровой язвы. Так он рукоположил епископов в
Ростов и дальний Сарай - столицу Ханов. Но недолго
оставался в этот раз Святитель спокойным на своем пре-
столе, - он вынужден был вскоре опять отправиться в
Царьград. Роман, вернувшись в Литву, не хотел ограни-
чиваться одним Литовским княжеством, а постоянно втор-
гался в пределы Русской митрополии: приезжал в Киев,
хотя и не был там принят, но своими действиями причи-
нял Алексию открытые оскорбления. Для разрешения
этих недоразумений понадобилось св. Алексию на сле-
дующий же год, снова ехать в Константинополь. Но Роман
прибыл туда раньше его. В Константинополе в это время
произошла перемена императора и патриарха: вместо
Кантакузена воцарился опять Палеолог, который вернул
на патриаршество Каллиста, бывшего до Филофея. От
новых правителей Роман надеялся наверно получить ис-
полнение своих властолюбивых желаний, и распростра-
нить свое влияние за пределы Литовского княжества. Для
рассмотрения притязаний Романа, вызвали туда же и
Алексия. Отправляясь вторично в Константинополь, св.
Алексий, на время своего отсутствия, поручил управле-
ние церковными делами епископу Волынскому Афана-
сию, проживавшему в то время в Переславле - Залесском,
по причине смут, произведенных на Волыни Романом. К
этому-то Афанасию, за отсутствием Алексия, являлся
преподобный Сергий с некоторыми из братии просить
игумена своей вновь устроенной пустынной обители, и
был сам рукоположен им в пресвитера и поставлен игу-
19
меном.
По прибытии св. Алексия в Константинополь, патри-
арх Каллист выслушав объяснения своих митрополитов
и обсудив соборно притязания Романа, постановил с сог-
ласия императора, чтобы Алексию по утвердившему из-
древле обычаю именоваться и быть митрополитом Киева
и всея Руси, а Роману, как поставленному в митрополита
Литовского для умиротворения этого края иметь под
своей властью и то лишь по жизнь свою, только две Ли-
товские епархии с некоторыми городами и частьюМалой
России, т.е. Волынью и чтобы оба митрополита строго
придерживались своих митрополий, никогда не вторгаясь
в пределы один другого. Но Роман, остался недоволен
этим решением и по возвращении в Литву, начал опять
свои неприязненные действия против Алексия: постоянно
вторгался в его митрополию, приезжал в Киев, литургисал
там, совершал хиротонии, величая себя митрополитом
Киевским и всея Руси, производил разные смуты, восста-
навливая Ольгерда против христиан великорусских епар-
хий, приезжал и в Тверь, где хотя и не удостоился чести от
тамошнего епископа, но был принят с почетом князьями.
Слыша обо всем этом, патриарх несколько раз увещевал
его письменно прекратить такие противозаконные дей-
ствия, но так как увещания эти на него не подействовали,
то пат-риарх счел необходимым отправить в Россию двух
избранных мужей - митрополита Кельчинского и архи-
диакона Геронтия, чтобы они произвели расследование о
действиях Романа в присутствии его самого или его упол-
номоченного, и собранные сведения за общей подписью
20
местных князей и епископов прислали в Царьград импе-
ратору и патриарху. Смерть Романа, последовавшая
вскоре, прекратила это дело, а патриарх Филофей заняв-
ший опять по смерти Каллиста, патриарший престол, на-
писал в 1362 году окружную грамоту, в которой
постановил, чтобы на будущее время во избежание по-
добных смут и нестроений земля Литовская ни по каким
причинам не отделялась от области и духовного управ-
ления митрополита Киевского.
Святитель Алексий, на обратном пути из Константино-
поля, плывя по Черному морю, был, застигнут бурей, так
что от страшного волнения корабль находился в большой
опасности. Все бывшие на корабле отчаялись в спасении,
и каждый молился про себя. Великий Святитель Христов
молил всемилостивого Бога, Пречистую Его Матерь и
всех святых об избавлении от предстоящей опасности, и
дал обещание Богу - соорудить храм во имя того Святого,
которого память будет праздновать Церковь в этот день,
когда корабль благополучно пристанет к берегу. Скоро ус-
лышал Бог молитву угодника Своего: буря стихла, настала
«тишина великая», и корабль благополучно пристал к бе-
регу в шестнадцатый день августа, когда Церковь празд-
нует Нерукотворному образу Всемилостивого Спаса, а
этот образ св. Алексий вез с собой из Константинополя.
По прибытии в Москву Святитель был радостно при-
нят Великим князем и народом, и усердно принялся за ис-
полнение своей пастырской обязанности. Зная, что ему же
дано много, много и взыщется с него, он постоянно при-
лагал труды к трудам, поучая народ и словом, и делом, и
бывая во всем образец стаду, по сказанному: тако да про-
21
светится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша доб-
рая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех
(Матф. 5, 16).
Из его поучений сохранилось два документа: одно - на-
писанное в виде окружного послания «Христолюбивым
христианам» и второе послание - «Митрополитам, попам
и диаконам и всем правоверным христианам всего пре-
дела Новгородского и Городецкого»: