Голубь Мира

Наталья Довженко
                «Голубь Мира»

     За месяц до встречи нового года в клубе портового городка собрался комитет профсоюза порта для вёрстки программы костюмированного новогоднего бала – карнавала.   Активисты, предложив свои идеи, занесли их в итоговый документ и разошлись. В клубе остался заведующий клубом Семён Сергеевич и Вера Фёдоровна, назначенная ведущей бала, вход в который предполагался только в карнавальных костюмах.
- Вера, задержись, давай обсудим кое-какие детали по мероприятию, только, - Семён Сергеевич замялся,  - перерывчик сделаем, у меня сигареты закончились – в магазин схожу куплю сигареты и обсудим. Угу? - кивнул головой Семён Сергеевич, вопросительно посмотрев на Веру Фёдоровну.
- Подожди, Семён, я сейчас попрошу Нюсю, уборщицу, она сходит и купит. Ты «Казбек» куришь? Она – мигом обернётся, она у нас шустрая, исполнительная, сообразительная, я часто ей доверяю поручения - всегда выполняет. Она у нас просто - "атаман".
     Вера Фёдоровна вышла из кабинета и, покричав Нюсю, попросила её сходить в магазин и купить сигареты «Казбек».
     Нюся – высокая, крепкая красивая девушка, носившая косынку, прикрывающую длинные волосы, заплетённые в косу, закрученную на затылке и закреплённую шпильками в большой пучок. Нюся  имела четыре класса образования, она не читала книг, учиться ей не то чтобы не хотелось, не удалось. В послевоенные годы ей пришлось работать. Маме, оставшейся вдовой, было трудно одной растить пятерых детей. Когда сестрёнки и братья подросли, Нюся уехала из родного Саратова на заработки на Сахалин. Она любила кино, была весёлой и жизнерадостной, поэтому устроилась работать уборщицей в клуб, чтобы не пропускать праздники и всегда смотреть кино.
     Вера Фёдоровна вернулась в кабинет и продолжала:
- Семён, мне очень понравились некоторые предложения, думаю, праздник пройдёт на высоком художественном уровне. Программа хорошая. Я думаю, времени достаточно, чтоб люди подготовили интересные  костюмы на карнавал. Что-что, а фантазии нашим ребятам не занимать. Я, что думаю, надо бы нам как-то отразить идею «Миру-мир». Как это сделать?
- Миру-мир? Гммм, - Семён Сергеевич почесал затылок, покачал головой и сказал, - может быть, сделать костюм голубя?. Вот – «Голубь Мира!» А?
- Хорошая идея, вот ты и будешь «Голубь Мира».
- Нет, это не возможно. Столько работы будет, исключено, и потом, я - официальное лицо, - заведующий клуба нахмурил брови, и, вероятно, на секунду представив себя в костюме "Голубя Мира", покачал головой, - нет, мне нельзя быть в карнавальном костюме - заклюют.
     В дверь постучали, она распахнулась и в кабинет шагнула Нюся:
- Я прошу простить меня, что так долго ходила за сигаретами… Неувязка получилась: я в магазин пришла, говорю: «Казбеку дайте», а продавщица отвечает: «Нету Казбеку», я говорю: «Да вот же Казбек, вона скока коробок стоит», а она мне отвечает: «Это - бутафория», я требовать стала: «Значит, бутафорию давайте, мне сигареты срочно нужны для заведующего клубом», а она - давай смеяться, и покупатели смеялись, так и ушла я из магазина без сигарет. Пришлось идти в другой магазин. Вот простите, что так долго ходила…
- Нюся, спасибо тебе за сигареты. Ты поняла, почему в магазине над тобой смеялись? - Вера Фёдоровна снисходительно и с сожалением о происшедшем посмотрела на Нюсю.
- Нет, не поняла.
     Вера Фёдоровна дипломатично объяснила Нюсе, что с необразованными людьми происходят подобные казусы и, что Нюсе обязательно надо учиться.
- Верочка! Вот!!! Нюся! - Семён Сергеевич подскочил к Нюсе, покрутил её, как манекен -   На Нюсю сошьём костюм Голубя Мира. Чудесный будет голубь! А?!
     Почти месяц Семён Сергеевич, Вера Фёдоровна и Нюся шили костюм «Голубь Мира». Из папье-маше сделали голову с клювом и очками. Сделав каркасы крыльев, нашивали на них накрахмаленные белые тряпочки одну на другую, как перья, сшили белый комбинезон и красные чехлы на сапожки. Костюм был готов.
     Вера Фёдоровна, будучи хореографом, поставила для Нюси танец «Голубь Мира», для того чтобы она "защитила" этот костюм перед жюри. Репетировали вечерами, Нюся сначала немного стеснялась, но очень скоро она привыкла к костюму, выучив танец и весь сценарий праздника, была уверена в себе.
     Наступил долгожданный праздник, в клубе заканчивались приготовления к карнавалу, новогодняя ёлка красовалась в центре зала, на столики, накрытые белыми скатертями, буфетчицы расставляли тарелки с пирогами, булками и ватрушками, на сцене установили стол для жюри и руководства. Гости начинали потихоньку заполнять зал, они узнавали друг друга, радовались встрече и разглядывали костюмы. 
     Вера Фёдоровна подошла к микрофону, сказала приветственное слово и объявила, что новогодний бал-маскарад открыт. На сцену вышел Семён Сергеевич, поздравил всех с наступающим новым годом, затем вышел секретарь профсоюза с короткой речью. Вера Фёдоровна объявила начало конкурса  танца: кто-то отбивал чечетку, кто-то танцевал вальс, кто-то выдал русскую пляску. Жюри оценило и, объявив результат, наградило победивших. Конкурсанты, получив призы, радовались. Зал гудел, словно улей. Затем был объявлен конкурс чтецов, затем конкурс на лучшее исполнение песни, и вот, наконец, объявили долгожданный конкурс на лучший карнавальный костюм. Поочерёдно в центр зала выходили  люди, прохаживались вокруг ёлки, представляли и защищали свои костюмы: Звездочёта, Зайчика, Снежинки, Петрушки, Пирата, Василисы Прекрасной и даже Чёрта. Самый лучший костюм был у жены начальника профсоюза Лидии Гавриловны. Она предстала перед жюри в костюме Лисы Патрикеевны. Костюм действительно был хорош. Фетровая рыжая шляпа сливалась с её рыжими, кудрявыми от природы  волосами, вокруг шеи было закручено боа, сарафан с орнаментом по подолу играл парчовыми вставками. Лисий хвост, прикреплённый под лопатками и спрятанный под шалью, Лидия Гавриловна держала в руках и всё время им кокетливо крутила. Лидия Гавриловна артистично, лукаво прохаживалась по залу вокруг ёлки, изображая хитрую лису. И действительно все гости понимали, что этот костюм лучший и ни у кого нет шансов по соперничать. Лидия Гавриловна заняла своё место, предвкушая победу в этом конкурсе. Конкурс подходил к своему завершению, произошла пауза, никто больше не желал представлять на конкурс костюм, гости ожидали, когда жюри, посоветовавшись, огласит результат, но в зал, как вихрь влетела Нюся в костюме Голубя Мира. Она пробежалась по кругу, размахивая крыльями, встала в центр зала сделала заученные па, вновь пробежала вокруг ёлки и между столиками, вернулась в центр зала, отплясала, поднимая крылья вверх, поклонилась и села за столик.
     Гости ошеломлённые таким представлением несколько мгновений сидели в полном безмолвии, но Вера Фёдоровна, попросила поприветствовать Голубя Мира. Раздались овации. Нюсю никто не узнал. Начали гадать, кто же придумал и изготовил такой костюм? Кто же мог так легко и профессионально "защитить" его. И какое же было удивление, когда уборщица Нюся, сняв маску после вручения ей приза за первое место, поклонилась и грациозно шагала по залу, возвращаясь на своё место. В её жестах не было угловатости и стеснения. Люди увидели, как хороша Нюся, как легко она движется по залу.
     После этого случая Нюся почувствовала, как её зауважали. И так ей захотелось общаться с образованными людьми! Нюся решила, что во что бы то ни стало, она научится хорошо читать, будет ночами "грызть науку", но из неё обязательно получится грамотный человек. Тогда Нюся думала, что, как только она станет грамотной, наступит полное счастье. Нюся пошла в вечернюю школу, успешно её закончила экстерном. Затем училище. Спустя много лет Нюся, получая должность начальника клуба, в своей речи на торжественном собрании немного иронично, но с ностальгическими нотками о прошлом упомянула костюм Голубя Мира, и какую роль он сыграл в её судьбе.
05.03.2012