Итоги февраля. Евгений Орлов

Большой Литературный Конкурс
Часть первая. Охранная грамота.


Конкурсы - тот случай, когда мне не все равно.
 
Автор волен писать что угодно и как угодно, волен публиковать себя где угодно и для чего угодно, тут, как говорится, no comment.
 
Когда же автор хочет "приподнять" свое творение над другими - я включаю свой личный гамбургский счет.
 
Поэтому у меня огромная просьба к авторам: не обижаться. А если вы знаете о себе, что обидчивы – сразу отказаться от чтения этого обзора. В конце концов, что вам мнение какого-то доморощенного "эксперта"? Если же любое мнение для вас ценно – то пусть будет ценным и мое.
 
 
============================================
 
Часть вторая. Заметки на полях БЛК.


Долго запрягать не буду. Перед глазами - несколько страниц, высланных администраторами БЛК. Так и пойду - в заданной ими последовательности. Ну а в конце - составлю свой ТОП-10 этого конкурса. Договорились?

*


АЛЕКСАНДР МЕДЯНИК 3 "Дорога в Дельфы" http://www.stihi.ru/2011/09/07/538  , номинатор: Сергей Шелковый
 
1. Гектор и Андромаха

Объединяющий супругов смех:
он вызван криком маленького сына,
который принял, видимо, отца
за чудище. Отец снимает шлем,
берёт ребёнка на руки. Качает.
Ребёнок умолкает, а она,
не отрывая глаз, глядит на них,
и зайчик солнечный на потолке
играет, отражённый гладкой медью
сверкающего шлема.
Это их
оазис нежности среди войны,
которая подобием пустыни
лежит и дышит смертью. И кричат
её глаза, как попугаи в клетке:
– Останься здесь, тебя молю!
Однако,
война – удел мужчин. И ей, жене,
к делам домашним следует вернуться
в ту комнату, где зайчик с потолка
исчез, и никогда уж не вернётся.
 
31.05.2007
 
*
 
Поначалу – сразу после прочтения – захотелось спросить: «Ну и что?», при этом – спросить не у автора (по-видимому, у него были основания обратиться к трагической теме прощания, используя при этом не собственный - жизненный - а классический материал), вопрос этот я задал самому себе. «Ну и что, Женя, открыл ты - для себя, соприкоснувшись с поэзией, и есть ли вообще поэзия то, что ты только что прочитал?».

Пожалуй, зацепила одна только строчка,

«И кричат
её глаза, как попугаи в клетке…»,

однако, она же показалась мне конкретно в этом произведении случайной, инородной, залетевшей в клетку этого сюжета из какого-то совсем другого произведения…

Не смог пройти мимо кое-каких несуразностей. Нет, я вовсе не против «ужей» в стихах, но только если они не столь явные «ужи».

«…в ту комнату, где зайчик с потолка
исчез, и никогда уж не вернётся…»

- кто ж не вернется? Зайчик или уж? Вопрос риторический.

Еще момент. Сам по себе «солнечный зайчик» - уже отражение на поверхности, так ведь? Читаем…

«…и зайчик солнечный на потолке
играет, отражённый гладкой медью
сверкающего шлема…»,

что в переводе на обычный (не поэтический) русский язык звучит довольно тавтологично: «отражение на потолке играет, отраженное…».

Вот если бы «отторженное гладкой медью…», я бы оценил игру слов и воображения…

Но не буду говорить о том, чего в этом стихотворении, на мой взгляд, нет. То есть – о поэзии. Я бы его не номинировал ни на какой конкурс (Александр, Сергей, это – всего лишь мое мнение, не более).
 
 
Чувствую, что разогнался, но понимаю, что стал отвечать на большой объем прочитанных букв не меньшим объемом букв написанных… Понятно, все же – не конкурс афоризмов… Однако, не уверен, что сохраню этот запал на всю дальнейшую «экспертизу»… Цепляюсь к мелочам там, где не могу зацепить главного… Увидим, что будет дальше.
 
*
 
ВЛАДИМИР МЯЛИН "Брейгель. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" http://www.stihi.ru/2011/10/31/8033  , номинатор: БЛК
 
Снег, что золото; крыши белы.
И косматы, как-будто от снега,
Словно люди, плетутся ослы,
А крестьяне «скребут по сусекам». –

Кто вина, кто зерна, кто муки...
Этот тащит щербатую крынку...
На Марию, ягнят, на мешки
Опускаются тихо снежинки...
 
Опускается время легко,
Застывая в знобящей истоме...
Злато, ладан, смола, молоко,
Ладан, злато, смола – на соломе...
 
*
 
Идея как-то иллюстрировать (или интерпретировать) произведения живописи словами мне люба и я ее всемерно приветствую. Здесь же - не нашел ни первого (желающие могут сравнить текст и полотно), ни второго (готов буду признать свою слепость, если читатель или номинатор в комментах к этому посту разъяснят мне, что такого привнесло данное стихотворение как в понимание живописи, так и в литературу, коей мы тут занимаемся.
 
(Владимир, у меня на страничке есть подобные опыты как-то соединить поэзию и живопись – буду рад, если заглянете и выскажетесь. Лично я своими тоже не очень доволен, но работать в этом направлении безумно интересно, особенно когда находишь на чьем-то полотне или за его краем – себя…).
 
 
Тэк-с-с… Вижу – женская поэзия… Сразу напрягся… (Шутка).
 
*
 
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВА ПОЗДРАВЛЕНИЯ "Лестница" http://stihi.ru/2011/03/04/1978  , номинатор: БЛК
 
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду себя искать.
 
Вверх, бегом через ступеньку
я лечу во весь опор:
- Мама, мама, дай печеньку!
там внизу Серёжка с Венькой,
мы идём играть во двор!
 
Семь, одиннадцать, шестнадцать...
Вот и время целоваться.
 
Сладко, радостно, тревожно:
возле лифта на стене
мелом "Катя плюс Серёжа"
кто-то вывел осторожно,
это, знаю, обо мне.
 
Восемнадцать, двадцать восемь,
мы идём с Сергеем в гости.
 
День рожденья у золовки,
сын у бабушки гостит,
принаряжены в обновки,
нам по лестнице - неловко,
нас спускает старый лифт.
 
Тридцать девять, сорок пять...
баба - ягодка опять?
 
Эта лестничная клетка
знает каждый наш грешок.
Бывший ходит, только редко.
Смотрит в щёлочку соседка,
кто когда ко мне пришёл.
 
Пятьдесят и шестьдесят.
Ох, как годы-то летят...
 
Удивительная штука:
ты жива, пока нужна.
На седьмой взбираюсь к внуку,
сломан лифт, ползу без звука.
Ну, а вечером одна.
 
Я ползу, и жизнь ползёт,
потеряв ступеням счёт.
 
Ноют кости к непогоде,
на ступеньку не взойти,
в небо лестница уходит,
а  на ней знакомый вроде
белый ангел лет пяти.
 
Раз-два-три-четыре-пять,
я иду себя искать...
 
*
 
Я не знаю, что сказать…
Я читал и – улыбался.
Вот, пошел себя искать…
А стишок? Стишок – остался!
 
;
 
 
Нет, конечно, очень разные стихи представлены на конкурс БЛК. Какие тут могут быть критерии? Просто один. Зацепило – не зацепило. Торкнуло – не торкнуло. Вошло или прошло мимо. Наверное, так.
 
*
 
ВИКТОР ФИШКИН "За туманом" http://stihi.ru/2010/06/25/5895  , номинатор: БЛК
 
Заслоняясь каплями тумана,
заливаясь горечью росы,
вспоминает бурные романы
деревенька средней полосы.
 
На покой уходят будетляне
до зари мучительно трезветь.
В постфутуристической нирване
плавится сиреневая ветвь.
 
За туманом улетает лётчик
на роскошном новом НЛО.
Будущее проступает чётче,
обнимая каплями стекло.
 
*
 
Прочитал, как перечень знакомых, но разбросанных по всем окраинам тумана слов и захотелось срочно примкнуть к будетлянам – начать мучительно трезветь.
 
Кто мне объяснит: за что этот стих вышел в финал конкурса? То, что в меня «не вошло», это понятно. Но я искренно хочу расширить свой объем души (или сознания) благодаря вашим разъяснениям, господа (товарищи) номинаторы БЛК. Обнимите меня, пожалуйста, как стекло, я тоже хочу сквозь вас четче увидеть будущее благодаря этому стиху. А действительно, что там, «за туманом»? И это ведь один из самых интересных вопросов! Ну, само собой, банальный «летчик на роскошном новом НЛО», а что же еще?
 
И еще (повторю сказанное чуть выше), что «готов буду признать свою слепость, если читатель или номинатор в комментах к этому посту разъяснят мне, что такого привнесло данное стихотворение в литературу, коей мы тут все занимаемся».
 
Конец цитаты.
 
 
ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ "там горюшко" http://www.stihi.ru/2011/12/19/4071  , номинатор: БЛК
 
***
глазастенькую килечку в томате
под поллитровку — с глазками доели
родные. Балалайку дяде Мите!
в три струнки разухабистые трели
 
ах горюшко, ах морюшко томата
на донышке, ах водки маловато
 
сгоняй-ка, девонька, очкарик наш, а с денег
остатних... там... кулёчек карамелек
 
***
сельпо-сельпо, родимая кормушка,
там выдаются килька да чекушка
 
***
там горюшко, да морюшко томата
в корявой банке, морок «Беломора»,
там родина ни в чём не виновата,
там русского калдыристого хора
истошный рёв, да песням тем учёна,
да слёзы лью, да жалко Хасбулата,
евойную красаву обречённу
 

*

Сходил в гугль, набрал «калдыристого» - ноль результатов. Набрал «калдыристый» - тот же ноль. Просто интересно, у меня одного так? Или это ошибка в написании чего-то такого, что я не знаю? Честное слово, хочется просто разобраться… И заранее простите, я живу в Латвии («Мы не местные»), тонкости такие мне неизвестны…

Действительно, не то, чтобы «Горе», а так, «горюшко»… Но при этом – Горе. Точно, на мой взгляд, написано.  Написано стильно, лексика использована та, которую в литературе принято называть «народной», где-то за столом (или скорее – под) должен находиться дедушка Щукарь (да и дедушка Мазай недалече), набор символики соблюден, от «беломора» до «Хасбулата», в общем – все достаточно традиционно сделано… Но при этом – почему-то трогает. Банально сделано? Да. Но трогает почему-то… Мало истинно поэтического? Да, мало. Ритмическая основа, не более… Метафоры? Ну, назовите хоть одну! Нема метафор. Рифмы свежие? Да ни одной! Но трогает почему-то…
 
Поэзия – вообще дело темное.
 

ДЕНИС БАРАМЗИН "Журавль" http://stihi.ru/2010/10/01/3297  , номинатор: БЛК
 
...скрип колодезного журавля,
да далекие смутные отклики
пролетающих братьев его...
 
Александр Спарбер


Здесь больше не звучит людская речь.
Едва заметны в зарослях крапивы
косой плетень и сломанная печь.
 
Над пустырём топорщась сиротливо,
стоит журавль, нескладный исполин.
Внизу под ним, в очерченном квадрате
скользит за грань венца усталый клин
его свободных небо-сводных братьев.
 
Журавль кряхтит... Грядёт его черёд
лететь в края, откуда нет возврата, -
последний и единственный полёт
в бездонный космос чёрного квадрата.
 
И на прощальный журавлиный клик
глухим бессильным гулом отзовётся
глубинный дух покинутой земли
из темноты заросшего колодца.


*

Пожалуй – да. Попало. Не нашел лишних слов. Все увидел. Кое-что зацепило («Не надо, не спрашивайте, что именно! Ах, уже спросили? Ну, тогда… «Нескладный исполин» зацепил, точный образ малыми средствами, красивости, типа «свободных небо-сводных братьев», «бездонный космос черного квадрата» даже торкнул… Вам мало этого в шестнадцати строчках? Ну да вы гурман…»). И во всем этом – автор, картинка, которая вот таким образом пропущена через его сердце.

На данный момент этот стих я записываю под номером «1» в своем экспертном Топе-10. Этот - точно попадет в мою десятку. Не потому, что мне такие стихи нравятся, а потому что он мне понравился.
 
 
ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ "кукушка" http://stihi.ru/2011/06/07/1358  , номинатор: БЛК
 
... вот оно и произошло – блаженное  касание
горячей ступнёй студёной почти нежилой половицы.
Благодарствую, дом, за искусственное дыхание.
Слава Богу – не снится…
Вот и кукушка... (кукушка и в городе?)
над прозрачною ночью, над буйством сирени повсюду.
Мой подоконник спросонья так холоден...
Кукушка-кукушка, ещё немного и ты превратишься в зануду
со своим кукушиным пророчеством... я без вопроса .
Ты испорчена, на тебя много людского спроса, но ты успокойся...
на что мне их стая сорочья?... Я, одинока и простоволоса,
уже отправляюсь к туманной реке с золотым паромом.
Его жёлтая охра от долгого солнца пошла пузырями на рейке.
Туман пишет свою акварель по сырому.
Я раздвигаю ветки прибрежных тугих черёмух.
Я побывала, - шепчу им, - в большой переделке
и стала почти что ремейком...
Только бы эти волны, вспугнувшие стерлядь от самой лески
в приходящей и уходящей воде,
не вспугнули... (да разве спугнёшь кукушку у моей занавески?)
Поющая, мне не важно - сколько, зато мне известно - где
.......................
28 мая 2011г.
Великий Устюг
 
*
 
Нет, как-то не срастается у меня все в одно целое…
Конечно, это снова туман виноват.
Хотя сам по себе туман обязан все сращивать…
В общем, пошел перечитывать, не уходите, пожалуйста…
 
*
 
Вернулся.
Нет, что-то в этом есть, хотя и не могу понять, что именно.
А может быть просто – ложная многозначительность?
Я всегда боюсь себя, боящегося угодить под мистическое очарование ложной многозначительности.
К тому же – я же мужчина! И все эти женские простоволосости в поэзии тоже меня притягивают… Все эти загадки и разгадки организма женской натуры…
 
Вы когда-нибудь сталкивались с таким термином: «синопсис поэзии» (см. определение слова «синопсис»).
Мне кажется, я его только что придумал.
Так вот: "кукушка" - на мой взгляд, именно такой синопсис.
 
Но и у любого синопсиса может быть свое очарование.
 
 
О! Прочитал пока только название и сразу обрадовался! «Эпистолярное»! Это означает, что уже – о себе! А значит - буду читать особо внимательно, ожидая «лица необщее выражение»…
 
*
 
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "эпистолярное" http://www.stihi.ru/2012/01/08/9743  , номинатор: БЛК
 
Е.А.
 
а что у нас - литые насты
торговки и колокола
дома извечно коренасты
и говорливы зеркала
у нас – да что у нас – перины
чаи с вареньем, пироги
мосты булыжны и недлинны
унывны посвисты пурги
но, знаешь, даже в здешней хвори
нет-нет да в недрах пустоты
почти сличим почти шум моря
почти что тот, что слышишь ты
 
8 января 2012г.


*
 
Почти понравилось…
 
Если бы больше «необщего лица» увидел в первых строках…
 
Красиво перечислять можно долго и вдохновенно (здесь-то как раз в меру), но хочется, чтобы кое-что было продумано автором (хотя бы – чисто кинематографический прием переноса камеры, а то – сначала город (тоговки, колокола), потом – сужение пространства (перины, чаи с пирогами), а потом, вдруг, снова возвращение на улицу (к мостам и мостовым), все это непоступательное движение ничем внутренне не оправдано, и, думается, рифма вела лирического героя оттуда-сюда-и-вновь-туда, а не что либо другое, более важное…
 
Неаппетитную «безэпитетную» торговку я бы убрал, а за счет освободившегося места «колоколам» придал бы большее контекстуальное (или более образное, более символическое) значение, «извечная коренастость» домов, мне кажется, тоже мало работает на стих и существует сама по себе, вне его…
 
«…а что у нас - литые насты
торговки и колокола
дома извечно коренасты
и говорливы зеркала…»
 
Нет, тут много суеты, маловато поэзии, тут надо бы гуще…
И точнее.
В этом и есть (прости господи) труд поэта, имхо
 
 
Признаюсь, делаю сейчас вещи для себя невозможные: говорю о том, как бы я делал, если бы делал то, что сделали другие… Пожалуй, на этом – закончу. К тому же первые пять (или шесть?) стихотворений отняли у меня почти пять (или шесть?) часов ковыряния клавиатуры одним - указательным - пальцем одной - правой - руки… А указывать другим пиитам не по их просьбе на огрехи не люблю, даже если наивно полагаю, что прав…

Следовательно, дальше пойдет быстрее. ;


*
 
ДАНИРА ЧЕРНАЯ "Уезжаю" http://www.stihi.ru/2012/02/02/136  , номинатор: БЛК
 
Лес осенний махнет прощально ярко-рыжею мягкой лапой
И рябиновыми глазами с тихой грустью посмотрит вслед.
Вечер близится. Воздух стынет. Пахнут остро полынь и мята.
А вернусь ли сюда я снова? Если да, через сколько лет?
На перроне толпятся люди. Старый поезд вздохнул устало.
Изгибаясь, змеёй зеленой, мимо новый промчал экспресс.
Небо тучами затянуло. Дождь, как слезы, пятнает шпалы.
И бегут, к горизонту прямо, голубые полоски рельс...
За окошком мелькают версты. Капли скачут по звонким крышам.
И неспешно стучат колеса, нагоняя тоску и сон.
Забираюсь наверх, на полку. Закрываю глаза... и слышен,
В теплом мареве полудремы, серебристый высокий звон.
 
*
 
Снова не понял номинаторов, снова не нашел здесь поэзии. Куча штампов один за другим. Хотя, да, тот, кто первым в отечественной литературе увидел «мягкую лапу леса», «глаза рябины», «усталый вздох поезда» и «змею экспресса», безусловно был и художником, и творцом.
 

УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА "Женщину женщиной делает тот..." http://www.stihi.ru/2012/02/05/5666  , номинатор: БЛК
 
"Не тот, кто первым за грУдки берет,
в постель на руках относит, -
нет, женщину женщиной делает тот,
кто ее первым бросит.
Лучше - с ребенком. В роддоме. В день
выписки, в регистратуре.
А яблоко, змея и прочую хрень
оставим литературе."
Вера Павлова.
 

Он учил : “Не будь, наконец, ребёнком -
Ты же мать и жена!»
Эхом в барабанных перепонках
повторялось : «Должна, должна…»
 
...А  моей девочке казалось,  что её режут:
уши закрывала ладошками, слышала ругань,
глаза зажмурив, дышала реже
и  забивалась всё глубже в угол.
 
«Что тут придумывать, -  он говорил, -
Зима холодна, а  не звеняще бела!»
И  однажды девочка замёрзла внутри,
свернулась калачиком,  затихла и умерла.
 
Ну а я - что? - жила как жила, каждый день, будто шаг,
сделанный никуда. Ну а я - как скала - в трещинах,
А однажды он подошел ко мне и сказал гордо так:
«Знаешь, а ты очень красивая женщина…»
 
Я усмехнулась горько, сказала себе: «Поздравляю,
наконец-то ты стала Женщиной!» -
И биение сердца в пустоте было подобно лаю,
и сны перестали рождаться цветные и стали вещими.
 
А потом появился ты...
 
И с тобою жадно так, искристо, горячо,
радужным цветом наполнился серый мир,
и когда я носом утыкаюсь в твоё плечо,
я как будто в детстве спрыгиваю с перил.
 
А  ты смотришь мне в глаза,
целуешь щёки, уши, нос,
и я чувствую, что это всё настоящее,
и всё всерьёз…
 
И пусть за окном минус двадцать,
а нам всё равно: у нас – лето!
Ты говоришь мне так радостно улыбаясь:
"Эй , женщина, будешь конфету?"
 
Да, я, конечно, буду...И не только конфету,
а тебя - всего хочу … И ничего меньшего.
И, ты знаешь, я сама верю в это -
Спасибо! -  кричу, - Ура! Я же стала Женщиной!
 
И маленькая девочка выглянула из своего угла,
встала на ножки, чтоб подружиться с миром,
будто бы сон прогнала  - девочка ожила
и вместе со мной съезжает сейчас по перилам.
 
*
 
Спасибо автору.

А у меня вопрос: как вы полагаете, есть какая-то разница между поэзией и рифмованной ритмической прозой?


 
ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС "Смерть" http://www.stihi.ru/2010/04/26/3267  , номинатор: БЛК
 
СМЕРТЬ

Умолкли  птицы.  Небо  словно  выше.
Звезда  прожгла  мерцанием  простор.
Беззвучный  вздох  –  полёт  летучей  мыши.
Затих  дневной  досужий  разговор.
Повсюду  тени.  В  бликах  мостовая,
незримо  шевеление  листа.
Мелодия  вечернего  трамвая
так  непередаваемо  проста,  –
но  вдруг  ушла,  закончилась  внезапно...
...Остывший  воздух  дрогнул  невзначай:
тупым  стеклом  по  вечности  царапнул
ночной  мопед,  стеная  и  стуча,
сжимая  звуки  в  шорохи  и  звоны...
...И  движется,  смыкается,  страшна,
из  каждой  щели,  тонкой  и  бездонной,
бескрайняя,  сплошная  тишина.
Одно  лишь  сердце  с  болью  и  тревогой
наружу  рвётся,  зная  наперёд,
что  рядом,  здесь,  без  света  и  дороги
землёю  Смерть  полночная  плывёт,  –
её  уснувшей  темной  половиной,
и  выбирает  время  сладких  снов.
Беспомощный,  виновный  ли,  невинный,
и  млад  ли,  стар,  –  для  Смерти  всё  равно.
Застыв,  стою.  Она  струится  мимо,
касаясь  мягко  полами  плаща…
...И  до  утра,  до  спазм,  невыносимо
немеет  ниже  левого  плеча.
 
*
 
Спасибо автору.

С появлением в стихотворении «ночного мопеда», безусловно, поэзия восторжествовала, но все-таки не до такой степени…


 
НЕРАЗГОВОРЧИВАЯ "А зимний Крым, причуда из причуд..." http://www.stihi.ru/2010/02/07/7093  , номинатор: БЛК
 
А зимний Крым, причуда из причуд,
глядит высокомерно и устало,
как я постновогодие лечу
гремучей смесью водки и фестала,
не в силах вжиться в палевый покой,
в немое кипарисовое братство…
Не в силах больше вынести: "На кой
к татарам угораздило забраться?"
 
И было б так, конечно, было б так,
и в голове б стучало: да пошли вы!..
 
Но за ночь поседевший Аю-Даг
глядит на нас – дождавшихся…
Счастливых.
 
---------------------
Фото автора
 
*
 
Спасибо автору.
 

МИХАИЛ СВИЩЁВ "Ночь с подоконника" http://www.stihi.ru/2012/02/01/5935  , номинатор: БЛК
 
еще горит палатка «фрукты-овощи»,
и светятся в картонках померанцы,
но можно пробираться только ощупью,
поскольку больше нечем пробираться.
 
коснись рукой хоть яблока, хоть облака, –
весь мир покрыт от края и до края
мурашками застенчивого опыта,
незрячими пупырышками брайля.
 
щебечут светофоры снисходительно,
стоит Гомер в советском переводе,
и взрослые, как дети без родителей,
на красный свет дорогу переходят.


*
 
Ну что: зримо, точно, технически хорошо, кое-что я не понял, но чувствую, что автору это и не важно – он произнес то, что хотел, а хотел, по-видимому, лишь то, о чем поведал в заглавии стиха.


 
КУЛИКОВ "2. Иванов, Семенов, Борменталь" http://www.stihi.ru/2011/06/30/2173  , номинатор: Света Чернышова
 
И вот поднимает он камень, удобный голыш
(какая с утра замечательно хрупкая тишь!),
и вот поднимает он камень с прохладной земли
(какая заря удивительно нежная рдеет вдали,
как девушка). Камень параболу чертит, свистя…
Не плачь, о, не плачь, об окошке разбитом, дитя.
 
На звон медсестрица испуганной птицей летит,
румянец чахоточный сходит мгновенно с ланит,
румянец чахоточный сходит мгновенно на нет –
бледна, словно смерть, как застигнутый музой поэт.
Зловещий осколок сосулькой сверкает в руке,
и вот уже крики и стоны слышны вдалеке.
 
С зажатою колото-резаной раной внизу живота
стеклянно глядит в потолок Иванов-лимита,
стеклянно глядит в потолок, расставаясь с душой,
минуту назад еще наглый, веселый, большой.
Как будто бежал и, споткнувшись, упал на бегу,
кошелку с брусникой рассыпав на белом снегу.
 
Больничных березок рябые стволы за окном
листвой затрепещут, займутся зеленым огнем,
насупится дуб вековой, помолчит и вздохнет,
и слышно, как в небе, снижаясь, летит самолет,
где в первом салоне, над книгой зевая, как лев,
Семенов замрет, что-то в круглом окне разглядев.
 
Там снежной равниной без края лежат облака,
там всё еще тихо, там всё еще мирно пока,
но ангелы белые к ангелам черным гурьбой
уже подлетают, уже вызывают на бой.
И вот она, битва! Сверкание сотен мечей.
А он в это время распластанный, голый, ничей.
 
Распластанный, голый, ничей, весь в наколках и швах.
Нишкните, глаголы! Здесь хватит наречия «швах».
А впрочем, а впрочем, забыв о наречии «жаль»,
«Живучий, ублюдок!» – промолвил хирург Борменталь.
Сказал, как отрезал ненужные метры кишки.
Спустился во двор, подбирая к ступенькам шажки.
 
Стоит, прислонившись к столетнему дубу спиной,
во рту папироса, в глазах – любованье весной,
зеленым пожаром, сиренью, похожей на дым,
вставляемым в раму салатным стеклом листовым
и первой, его обновившею каплей дождя,
которая кругло сползает, почти не следя.
 
Почти не следя за идущим на землю дождем,
стоит Борменталь, ловит кайф, растворяется в нем;
видения роем проносятся в сонном мозгу:
кентавры пасутся на белом стерильном снегу,
кентавры (от пояса конь, а вверху человек)
пасутся, роняя зеленые яблоки в снег.
 
*
 
Спасибо автору.

 

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Покидая Вавилон навсегда" http://www.stihi.ru/2009/09/24/4297 , номинатор: Анука - Ирина Зиновьевна
 
Всё началось с того, что девочка Ира
покинула свою квартиру
и направилась в сторону детского сада,
но, не заходя туда,
прошла мимо его ограды,
покидая Вавилон навсегда.
 
Вдохновлённые этим,
двинулись другие дети,
и потом, захлопнув любимые книги маркиза де Сада,
вышли воспитатели детского сада.
 
Уходят все. Идут столяры, побросав зензюбели,
идут хранители Музея изобразительных искусств имени Врубеля,
забыв про свои  коллекции.
 
Студенты философского факультета покидают лекции.
 
Идут участники  шахматного турнира  имени Чигорина,
идут актёры, не доиграв спектакль по пьесе Григория Горина,
 
Уходят мэр Подлизонов и главный бандит Кузнецов.
Мэр бандиту широкополой шляпой прикрывает лицо.
 
Уходят крысы, мыши, бездомные собаки, кошки.
Над ними голуби, воробьи, бабочки, комары, мошки.
 
На выходе из города все строятся в колонны,
Движутся в сторону Муромцевского района,
Девочка Ира,люди, животные,насекомые, Кузнецов, Подлизонов.
 
Уходят все, в городе остался  один  Кирюша,
наверно, ничего не слышал – больные уши.
Динозавр Кирюша с  белым пятнышком на левой щеке,
лежит, вымирает где-то на чердаке.
 
А, может, просто не рискнул Кирюша
тащить свою огромную тушу,
а, может, законы нашего мира
он знает лучше, чем девочка Ира,
знает, что всюду будет противно и сыро,
а счастье нигде не найдёшь ни черта,
только одна суета.
 
Но, как бы ни был умён Кирюша,
таких, как он никогда не слушай,
ведь, если не подводит погода,
и в сердце поёт свобода,
так приятно идти, неизвестно куда,
покидая Вавилон навсегда.
 
*
 
Спасибо автору.
 
 
 
ВИКТОР ЛЮСИН "ля-ля..." http://stihi.ru/2011/08/21/1729  , номинатор: Степ

 
летит  челночный хаос
и днём со светом в згу.
везет с Москвы на хаус
"Икарус" мелюзгу.
столичный рупор в ухо
вливает пустоту:
тусовки и порнуха,
то ту "Тату", то ту.
в глазах за красной шторой
треклятая черта,
калашник за которой, -
то там, то там  та-та.
Россия вся - застенки
высокого Кремля.
Борис, Емеля, Стенька
добыли мне ля-ля.
свобода русской пробы -
вожди да бунтари...
и час расплаты пробил
за  алый залп зари.
аршином горе мерю.
травлю в себе раба.
пробитым сердцем верю,
что протрубит труба.
босой и  виноватый
живу и глух, и слеп.
копаю пай лопатой,
жую китайский хлеб.
согбенно  мою плаху,
тельняшкой рваной тру.
сквозь слезы шлю их на [eq...
Деревня точка ру.


*
 
Есть некий драйв, но больше ничего не увидел.
«Выткался над озером…»
«…алый залп зари…»
 
Ну хорошо, шутку юмора оценил. Дальше что?
 
Возможно, все от того, что «Не местные мы, отстали от поезда…».
Но лет через 100 такими будут все… Время – лучшее расстояние.
 
А мы разве прекратили «писать на века»?
 
Впрочем, есть лавры "гражданина поэта" Быкова, но я предпочитаю таковым лавровый лист - в суп. ;
 

 
КОНСТАНТИН ПРИСЯЖНЮК "Давай помечтаем?" http://stihi.ru/2009/01/31/4112  , номинатор: Иван Шепета
 
****
Когда я заработаю все деньги,
А ты получишь все свои дипломы,
И средь очередных подлянок власти
Внезапно образуется пробел –
Мы вечерком возденем на запястья
Защитой от коварного облома
Трехкратно заговОренные феньки
И лихо прыгнем вместе за предел.
 
Неважно, в Амстердам или в Чернигов,
Под утренний туман Владивостока,
В бунгало на атоллах Туамоту,
В реальный Рим, придуманный Нью-Йорк…
Куда-нибудь, где будет перемотан
Клубок времен на радостные строки;
Да хоть в уютный мир давнишней книги,
Где Мумми-тролль, а рядом - фрекен Снорк…
 
И  кофе, непременно сразу кофе!
Такой, чтоб ароматом по неврозам,
По вялой боли ссохшихся историй,
По карме и немножко по стыду…
А местный ангел включит «Крематорий»,
И Григорян, оттаявший с мороза,
На бред и грусть разложит катастрофы,
И катастрофы не произойдут.
 
Я буду корчить мудрого поэта,
Рассеянно кидая взгляд в окошко,
А там… ну, пусть причал и в кепи янки
Встречают из Европы корабли;
А ты в шотландском пледе… Кот с тальянкой
В картине за тобой играет кошке,
И всюду запах вереска и лета,
Присущий городку с названьем Ли.
 
При чем он здесь, загадочно английский?
Да он везде, куда я не доехал,
Куда чуть-чуть уж было, но не вышло…
Зато он есть и, может, даже ждет.
Он невелик, невзрачен и промышлен,
Но что-то в нем… а впрочем, нам не к спеху,
Ведь за пределом все довольно близко,
А небо – словно  персиковый лед.
 
И ты не бойся, главное – не бойся!
Сулят за сорок доллар и морозы,
Армагеддон и прочие приколы…
А я свернусь клубком – живи внутри!
В конце концов, ведь это просто школа;
Растет душа в терпении к занозам,
Пока твой бастион вникает в Джойса,
Мечтая о прыжке на раз-два-три…
 
*
 
Снова драйв. Хороший драйв. И хорошая ирония. И прочие приколы…

(Наверное, я слишком серьезен, наверное, я слишком серьезно отношусь к слову «конкурс» и к слову «поэзия»… Хотя, постойте… А разве никто не говорил слово «поэзия»? Вы не говорили? Вы говорили не «поэзия», а «стихи»? О, черт… Я опять все на свете перепутал… Действительно… Одно совсем не означает другое… Простите, у меня плохо со слухом… И со зрением… Хотя – нет. «Персиковый лед неба» я, кажется, рассмотрел… Но как-то отдельно от всего стихотворения).
 
 
 
КИРА ГРОЗНАЯ "Съёмка" http://stihi.ru/2011/12/03/7460  , номинатор: Иван Шепета
 
Вспомнилась песня, которую пела мне в детстве няня,
Что, растревожив душу, всю ночь не давала спать.
Около дома – сын мой и мальчик соседский Ваня
Авторский видеофильм снимают, под завывания
Некой певички, которую, впрочем, не грех не знать
 
(Слабенький голосок не торкнет и не пронзит до почек,
Но, может, просто у ней есть потребность по-бабьи взвыть…).
Камеру твёрдой рукою ведёт сыночек.
Катится солнечный диск в заповедник ночи.
Лето прошло; впору думать, как дальше жить.
 
Здесь, в садоводстве, время стоит болотцем,
Хоть и участок меняется: исчезли турник, огород…
Здесь я назад лет десять… Нет, память в кулак, бороться
С прошлой собою, держаться, не падать на дно колодца,
Всё, что запишем на камеру, не умрёт.
 
Сын объектив направляет на младшего брата.
Тот корчит рожи, смеётся: кастинг прошёл – и рад…
Возле канавы растут, как трава, маслята.
Тренькнул мобильник: на карту пришла зарплата
(Или твоё смс? Это лучше, чем пять зарплат).
 
Выйду во дворик. Вечер, съёмки, сарай, соседка.
(Дома – фонарь и аптека). В бочке дрожит вода.
Яблоня, вишня, колодец, брезентовая беседка.
Кадр наведён: «Моя мама сыграет роль людоедки!».
Главное – это быть в кадре; роль навяжут всегда.
 
*
 
Снова драйв. Хороший драйв. И хорошая ирония. И прочие приколы…
 
Но - слабая точка в конце.
 
И все же, на мой взгляд, хорошо рифмованая проза (позволяющая такое провисание в концовке).
 
Или неплохой синопсис поэзии.
 

 
НЕНАПИСАННОЕ "Ненаписанное" Владимир Лавров http://www.stihi.ru/2011/03/25/5272  , номинатор: Владислав Сергеев
 
Саблезубые муравьи и жуки-мастодонты,
эти джунгли травы и еще полный времени ковш.
Когда засыпаешь, он светится над горизонтом,
и ледяные капли падают в спелую рожь.
 
В огороде у деда столько таинственных закоулков:
кладка яиц сумасшедшей наседки, она их прячет
от переделки в глазунью под сало и свежую булку,
кудахтая, мечется, смотрит взглядом незрячим.
 
Когда этой дурехе рубили голову, бабушка уходила –
вон ее платок мелькнул за забором соседки.
И что-то еще в тот нескончаемый день ведь было,
но помнится только это, да пухлая Светка.
 
Вечером уже, в темноте у дивана, поцеловала
и ушла в другую комнату, где сидели взрослые,
а ты звал ее снова, как будто тебе было мало
влажных губ на щеке, щекотанья волос ее.
 
Сыпь краснухи, лоскутное одеяло, иконка,
шуршанье мышонка и кот утомленный на печке,
топленое молоко и пенка – маленькое счастье ребенка,
привезенного с севера, где он тонул в Уре-речке,
 
где слюдяные сопки и ночь на полгода,
но летом солнце никуда не садится, а так же светит,
где ревут самолеты и падают с небосвода,
а потом у красных гробов стоят бледные дети.
 
А у деда в саду крыжовник, смородина и калина,
а на яблоньке чудом – большие привитые груши.
Светка вырастет некрасивой, худой и какой-то длинной,
выйдет замуж, и будет смотреть равнодушно.
 
Дед умрет в огороде, нагнувшись над сломанной веткой,
бабушка чуть попозже, мучительно и в бреду.
Участок урежут, дом продадут, соседки
тоже умрут в неизвестном другом году.
 
Мальчик уедет в чужой незнакомый город,
где сердце болит вечерами и невыносимо ноет душа.
Здесь нет огорода и сада, а только морок
мутного вечера и не видно на небе ковша…
 
*
 
Хорошо, никаких лишних слов, все подчинено сюжету...
Тоже "рифмованая проза"?
А вот и нет.
Одна, хорошо сложенная развернутая метафора, делающая все это повествование поэзией.
"Ковш времени наполовину полон... Ковш времени наполовину пуст..."

И снова скажу: этот стих точно попадет в мою десятку. Но не потому, что мне такие стихи нравятся, а потому что он мне понравился.
 
 
 
ТАТЬЯНА ОСЕТРОВА "Дека декабря" http://stihi.ru/2007/01/08-2630  , номинатор: Нина Лёзер
 
Роме Точилину

Глоток пейзажа. Утро в духе Цы.
На первое – жаркое, Шлиман, Троя,
"Поэма без героя" – на второе.
Из школьной группы – живы только трое…
Да, впрочем, сами тоже не жильцы.
Все чаще вспоминаются песцы…

Остановиться, выдохнуть… Весной
На месте этих лавочек построят
Очередной Макдональдс.
Выходной
Здесь будет полон детских голосов,
Аляповатых клоунов, которым
Не выпало сбегать с политчасов
За пивом.
И в колхоз "на помидоры" -
Не вам на преддипломную спешить.
И в небо тучей валятся стиши,
В которых мат похож на уговоры.

Остановиться, выдохнуть… Смотри,
Здесь даже лужи влюблены в прохожих!
Вот эта – отразила чью-то рожу,
Дорисовав улыбку )
Погляди, -
Живая мастерская отражений!
Росточком-то – не более сажени,
Но крутит листопад на бигуди,
Сворачивая листья…
 
Впереди –
Асфальт, бистро, машины, Маши, Жени…

Остановиться, выдохнуть… За что?
Зачем доклады, степени, инъязы?
Качнутся вековые липы, вязы -
И будут падать, падать…
На пальто
Сверчком отпрыгнет щепка.
Пахнет кровью…
Для рифмы очень просится – "любовь"… Ю,
Поверивший в спокойствие, -
Смотри!
Спокоен? Любишь?...

Выдох изнутри,
Из самой глубины разбитых легких…
Два бантика – с продленки и нулёвки –
Спешат домой. А следом – снегири…

Остановиться, выдохнуть… Пойдем,
Собой не заслоняй дверной проём
От солнечного све…
Не верю больше!
Мои друзья - в Париже, Вене, Польше,
И мир наш – мониторное стекло.

Хоть ты твердишь, мол – вот не повезло,
Жила б сейчас!..
Живу.
Кому ты нужен -
Влюбленный в отраженья этой лужи -
В стране, где наша лужа – puddle (the)?
Который год с тобой уже в родстве
Портвейна три веселые шестерки…
Что? Бросишь пить в Палермо и Нью-Йорке?

Остановиться, выдохнуть… Корой
Три месяца застынут. И неделя.
Потом вернутся птицы - коростеля,
И соловьясь. И каркая, порой.
Зеленые плакаты "Новострой"
Пойдут пастись на главную аллею.
"Я вам пишу…" - и, кажется, старею…

Остановиться, выдохнуть… Татьян -
Полным-полно таких по заграницам.
Чуток пожить. Попробовать не спиться,
Пока гардемаринит Харатьян.
Вернуться в Харьков.
Молча взять вина.
Чужой народ в квартире военпреда…
Ну что, немолодая привереда, -
Стакан "Кагора", в Новый год – одна,
И Ларина в кого-то влюблена?..
 
Глядишь на онемевшие ладони.
"За монитором – будущее!" (Sony)
 
За монитором – попросту стена…

-----------------------
Лу Ю - китайский поэт, писавший в жанре Цы (жанр классической китайской поэзии. стихи первоначально создавались как песенно-романсовый текст на определённые мелодии. чаще всего - лирика пейзажного или интимного характера )
 
puddle (англ.) - лужа
-----------------------
 
*
 
Чертеж стиха, в принципе - тот же, что и выше.

Явный личный мотив его написать. Фрагмент авторской судьбы "без героя", но с героем. Личная "Троя" "немолодой привереды". Игра с самим собою в поддавки... Интересно, глядя в лужи вместе с автором, найти там и свое отражение.
 
И этот стих попадет в мою десятку. Но не потому, что мне такие стихи нравятся, а потому что он мне понравился.


 
САША БЕСТ "Я твой личный тотем" http://stihi.ru/2011/12/18/11011  , номинатор: Нина Лёзер
 
Я – твой личный тотем.
Это правило писано пальцами по стеклу.
По дороге в Эдем
Я рассыпала кисти и краски на сонный луг.
 
Разучившись страдать,
Небо серыми мыслями тянется к январю.
Отчего же тогда
Снег все так же ложится вокруг, если я горю?
 
И багровым углем
Ты рисуешь мой личный пожар на своих холстах.
Ты заочно влюблен
В это пламя, где кольцами корчится береста.
 
На ладонях февраль,
В нем все так же идет панихида по январю.
Как священный Грааль,
Ты меня защищаешь от неба, а я горю.
 
Заискрилась душа.
Из нее перламутровым маревом валит дым.
Отойди, не мешай,
Птица-феникс желает испить ледяной воды.
 
18.12.2011
 
*
 
Затрудняюсь что-либо сказать... Как хорошее, так и плохое.
 
В меня, честно говоря, не вошло. Наверное - не те слова, не те образы, которые могут именно меня тронуть.


 
АНДРЕЙ РУМЯНЦЕВ 3 "Однажды стану я..." http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548  , номинатор: Владислав Сергеев
 
Однажды стану я покойником.
А после, может быть, котом,
Что наблюдает с подоконника
С ленцой во взгляде золотом,
Как вслед за осенью грустящею,
Дождем умывшею дома,
Приходит в город настоящая,
Слегка хрустящая, зима.
Как, параллельно подоконнику,
Проходят в ритме суеты
Другие в будущем покойники
И тоже, может быть, коты.
 
*
 
Улыбнулся. С грустью. Маленькое, завершенное стихотворение. Цель, оправданная средствами. Детская сказка для взрослых.


 
ВИТ БАЛАШОВ "Начало века Бурный декаданс" http://stihi.ru/2004/11/02-01  , номинатор: Андрей Федосеев
 
Начало века… Бурный декаданс
И пышный цвет теории прогресса.
У нас роман, печальный, как романс,
С почти забытой ныне поэтессой.
 
…А за окном азалии цвели
Таким пьянящим вересковым цветом…
В гостиной все шептались о любви.
Все, кроме нас, лирических поэтов.
 
А между тем, мы знали, может быть,
О тайнах чувств всех больше в этом круге,
Не меньше прочих жаждали любить
Со всею страстью, найденной друг в друге,
 
Но спорили (да чуть ли не дрались!)
О чём угодно, только не об этом…
Как оказалось, я был монархист,
Она - за либералов и кадетов…
 
Мне душу грели чёрный с золотым,
Она любила красный, белый, синий…
В обед - мускатам марочным моим
Предпочитала терпкие мартини…
 
Порой мы с ней рассоривались в прах,
Встречались вновь, дичась, через полгода.
Ждала? Ждала… Но вновь в её глазах
Горит неутолённая свобода.
 
Я по ночам желал её во сне,
А днём… Она так взглядывала строго,
Что я сбоил, сбивался и краснел,
И путался в модерне и барокко.
 
Уже со шляпой, скованно, в дверях:
- А может… Нет?.. Куда я, на ночь глядя…
Смотрела так, как будто от меня
Зависит независимость Финляндий.
 
Неспешным шагом меряя бульвар,
Вдруг обернусь: приподнятая штора,
Свеча, лица белеющий овал…
Да полно, та ли комната, в которой
 
Звенел её язвительный глагол:
"О, слепота имперской амнезии!
Кумир ваш - плеть, вы турок и монгол,
И вы вообще не знаете России!"
 
Позвольте, кто… Ужели всё же я
Кричал, забыв о лире и о музах,
И о любви: "Здесь русский - только я,
А вы, мадам, и прочие - французы!.."
 
Смешные споры… Траурная дань
Давно России выплачена нами:
Мой старший сын - с Корниловым… Кубань…
Её - в Крыму… с причала… с юнкерами…
 
А сами мы… Да нас почти и нет.
Так, между книг, истрёпанных без меры,
Мелькнёт порой её ли, мой сонет
По захолустьям пыльных этажерок…
 
…Так смутно, смутно… в сумеречном сне…
Берёзка… Храм на дальнем косогоре…
Рука в руке идём, идём мы с ней,
О чём-то важном так и не доспорив…


1 ноября 2004
 
*
 
Снова читал и улыбался. Хорошая игра. Хорошо написано. И снова: я не люблю такие одноразовые стихи - прочитал и второй раз особенно не тянет. Тем более - учить наизусть. Но этот стих понравился. По крайней мере, если выбирать что-то для себя исключительно из подборки, присланной администраторами БЛК.


 
ВДОЛЬ НЕВЫ, ОТ МОСТА ДО МОСТА... "Вдоль Невы, от моста до моста..." http://stihi.ru/2009/03/08/4896 , номинатор: Андрей Федосеев
 
Барракуд
Вдоль Невы, от моста до моста,
Я бродил. Крест нательный - в горсти.
В семь утра сам себя не застал
У Казанского. Боже, прости…

Но сумел повернуть время вспять,
И, повторно встречая рассвет,
В полседьмого, чтоб страх свой унять,
Я пришёл… А Казанского нет…
 
Автор рисунка: Дима Телегин
 
*

Что-то не понял... Наверное, давно не бывал в Питере?)))
 
Спасибо автору.


 
ПОЛИНА СИНЁВА "Свет отражается в линзе, в осколке, в капле..." http://stihi.ru/2012/01/02/7736  - , номинатор: Талестра
 
***
Свет отражается в линзе, в осколке, в капле,
рвется на части, как клочья горящей пакли,
и закипает, как жаркий пчелиный рой.
Потом оплывает солнце за косогором,
цедит из ложки, сладким течет кагором,
бурым, кровавым, закатом, густой смолой.
 
Что за река? Тяжелая и ночная,
лодку пустую волною тугой качая,
черная, огненная, ледяная, немая ртуть,
висмут расплавленный, адский ядреный вермут,
вязкое олово, зарево, будешь первым,
заживо не уснуть.
 
Жаром, желтком полуденным, рыбьим жиром
где-то еще разливается жизнь по жилам,
жаждой, надеждой, пожаром, тоской, женой.
Радужной нефтью, праздничным самогоном,
камфарой, йодом, разбавленным ацетоном,
мертвой водой, водою, водой живой.
 
*
 
Импрессионизм чистой воды...)))
 
Знаете, в целом понравилось.


 
ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА "На языке крупинкой перца" http://www.stihi.ru/2009/10/20/2844  , номинатор: квота Главной редакции
 
На языке – крупинкой перца –
Умолкшей речи пряный звук.
Я говорю с тобою сердцем –
Ты слышишь этот легкий стук?
В звучанье слов полузабытых –
Вкус хлеба, запахи жилья,
Развалы свежего белья,
Сиянье детских лиц умытых,
Смех Сары, тихий голос Ривы…
И нет войны, и все мы живы.
 
*
 
Спасибо автору.


 
АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН КЫШТЫМ "Что ж разве мы могли не быть такими" http://stihi.ru/2012/01/23/2353  , номинатор: Клавдия Смирягина-Дмитриева
 
* * *
Что ж разве мы могли не быть такими,
как этот снег, пропавший под Смоленском,
пропахший водкой, табаком, бензином
и Вифлеемским пасынком – до сердца?
 
Что ж разве нас она не приучала –
уродина у нас над головами,
когда у косточки своей грудной качала,
когда язык поклала между нами?

Как ая странная  теперь забота
у нас -  тащить её почти сухую –
здесь под Смоленском, чтоб найти ей воду
и вылепить почти ещё живую.
 
Что ж разве мы могли не быть такими
среди пропахших табаком и злобой
и титьку грызть до языка и пыли –
под [птичьей] родины – собачьей этой робой?..
-2012
 
*
 
Спасибо автору.
 

 
АЛОНСО КЕХАНО "Алонсо Кехано" http://stihi.ru/2012/01/11/7354  , номинатор: Клавдия Смирягина-Дмитриева
 
Пахнет пылью, гвоздикой, и еще какими-то каплями, в холодильнике пусто и не включается свет. Солнце смотрит в форточку воспаленными глазами закатными, жалко что не проветрить - ветра на улице нет.
Санчо Панса и сам на пенсии сколько лет.
Только как же жалко глядеть на этого, тощего, и глаза виноватые, синие, и под пледом - словно пусто. Ничего-то в них нету общего. Санчо смотрит в окно, в узор решеточных клеток.
Доживи, говорит, господин мой, хотя б до лета.
Там весна, и такое небо, понимаешь, синее, под ногами, конечно, раскисло, но суть в другом. В этом всем такая конечность невыносимая, подступает к горлу, как снежный колючий ком. Посмотреть бы тебе, господин мой, хотя б глазком.
Посмотреть бы тебе, господин, как большими зайцами скачут по небу белопушистые облака.
Он еще улыбается,
он бодриться еще пытается,
отвечает: взгляну еще, Санчо, наверняка.
Я, говорит, воюю со злым великаном Альцгеймером, ты же понимаешь, Санчо, что он обречен. Вчера снова не мог заснуть, перечитывал Гейне, иногда даже рад, что не нужно время на сон. Скоро я поправлюсь, в дорогу пойдем далекую, как ходили раньше, по трассе, по синеве. Мне уже хорошо - не стрекочет время сорокою по-над ухом, не отзывается в голове.
Думаешь, не вижу я этот весенний свет?
Мы пойдем в дорогу, Санчо, нам достанутся лучшие земли, я тебе подарю любой, самый лучший остров. Там так много солнца, радужности и зелени, не конечность, а беспредельность сияет остро. Ты не думай, Санчо, не думай, что мы не увидимся, проследи, чтобы был начищен мой меч и шлем. И подумай, куда ты хочешь - Мальорка, Ибица, и подумай, кем ты там будешь, подумай, кем.

Санчо по лужам идет домой, слезы застревают непроглоченной коркой.
Над ним чирикают птицы и сияет синяя вышина.
Ночью не может заснуть - вздыхает, глядит неожиданно зорко
в окно. Ну чего ты, спрашивает жена.
Я вот думаю, Тереса, говорит он,
Ибица или Мальорка.
 
*
 
Спасибо автору.


 
АНДРЕЙ МОИСЕЕВ "О чем молчит Рыба" http://stihi.ru/2003/02/22-167  , номинатор: Егор Мирный
 
Вот эта? Вон та? Которая?..
Вам спинку или филе?..
 
Я Рыба. Я - кистеперая,
Последняя на земле.
 
Сожженная древней лавою
Всеобщей морской беды,
Я тысячелетья плаваю
Без пищи и без воды.
 
Я столько видала всякого,
Такое мне душу жгло,
Что стала я одинаково
Смотреть на добро и зло.
 
А все, что стряслось от Каина
До нынешних смутных дней, –
Песчинка, зола, окалина
В анналах судьбы моей.
 
Рабы, короли, военные,
Поэты, купцы, попы –
Ничтожны их жизни бренные
И чаянья их глупы.
 
И эти, толпой плывущие,
Глядящие с трех сторон, -
Не худшие и не лучшие
Песчинки в реке времен.
 
Приелось давно, наскучило.
Нет дела до их смотрин…
Смешно, но для них я - чучело,
За пыльным стеклом витрин.
 
*
 
В общем, гладко написано. "Чучело, считающее себя живым, стало смотреть одинаково на добро и зло", я правильно понял?
 
Но в целом - не мое. Я не люблю стихи, которые надо "понимать", если они мое сердце не трогают.


 
АЛЕКСЕЙ ЕРОШИН "Церковная мышь" http://stihi.ru/2007/03/14-390 , номинатор: Егор Мирный
 
В церквушке старой
Посреди села,
Худой да ветхой,
Даже глянуть жалко,
Невидимая прочим прихожанка
За службой наблюдала
Из угла.
Едва в церквушке наступала тишь,
И паства,
Возымевшая по вере,
Толпою дружной выходила в двери,
На аналой
Вскарабкивалась
Мышь.
Зверушка кроткая
Холодными ночами
В церквушке
Находила стол и кров,
Питаясь крохами
Святых даров
И восковыми
Сладкими
Свечами.
И наблюдал
Небесный духовник
С улыбкой,
Как в пылу духовной жажды
Зверушка причащалась не однажды
Потертым переплетом
Книги книг.
Пергаментная гладь
Страны страниц
Приятно пахла ладаном и миром.
Пустынный храм
Казался мыши
Миром,
Наполненным
Сияньем светлых лиц.
Живя и с Богом, и с собой в ладу,
Наивными и круглыми глазами
Глядела мышь
Во тьму над образами,
На странную,
Далекую
Звезду.
И луч звезды,
Волшебный,
Неземной,
Тянулся к мыши всех препятствий между.
И ей казалось,
Лучик нес надежду.
И ей казалось,
Для нее одной.

***
Она преставилась под утро,
По весне,
В пресветлое
Христово Воскресенье.
Ей не было даровано
Спасенье,
Но послана
Незлая смерть
Во сне.
Бесплотной тенью
В бездну отходя,
Прозрела мышь,
Сомкнув земные вежды:
Звезда
Ее несбыточной надежды
Была дырой
От сгнившего
Гвоздя.

*

Для меня это стихотворение закончилось первой частью. Закончилось бы и второю, если бы автор сознательно не разделил их тремя звездочками.


===========================================


Часть третья. Моя десятка.
 
*
 
ДЕНИС БАРАМЗИН "Журавль" http://stihi.ru/2010/10/01/3297  , номинатор: БЛК
 
...скрип колодезного журавля,
да далекие смутные отклики
пролетающих братьев его...
 
Александр Спарбер
 
Здесь больше не звучит людская речь.
Едва заметны в зарослях крапивы
косой плетень и сломанная печь.
 
Над пустырём топорщась сиротливо,
стоит журавль, нескладный исполин.
Внизу под ним, в очерченном квадрате
скользит за грань венца усталый клин
его свободных небо-сводных братьев.
 
Журавль кряхтит... Грядёт его черёд
лететь в края, откуда нет возврата, -
последний и единственный полёт
в бездонный космос чёрного квадрата.
 
И на прощальный журавлиный клик
глухим бессильным гулом отзовётся
глубинный дух покинутой земли
из темноты заросшего колодца.
 
*
 
НЕНАПИСАННОЕ "Ненаписанное" Владимир Лавров http://www.stihi.ru/2011/03/25/5272  , номинатор: Владислав Сергеев
 
Саблезубые муравьи и жуки-мастодонты,
эти джунгли травы и еще полный времени ковш.
Когда засыпаешь, он светится над горизонтом,
и ледяные капли падают в спелую рожь.
 
В огороде у деда столько таинственных закоулков:
кладка яиц сумасшедшей наседки, она их прячет
от переделки в глазунью под сало и свежую булку,
кудахтая, мечется, смотрит взглядом незрячим.
 
Когда этой дурехе рубили голову, бабушка уходила –
вон ее платок мелькнул за забором соседки.
И что-то еще в тот нескончаемый день ведь было,
но помнится только это, да пухлая Светка.
 
Вечером уже, в темноте у дивана, поцеловала
и ушла в другую комнату, где сидели взрослые,
а ты звал ее снова, как будто тебе было мало
влажных губ на щеке, щекотанья волос ее.
 
Сыпь краснухи, лоскутное одеяло, иконка,
шуршанье мышонка и кот утомленный на печке,
топленое молоко и пенка – маленькое счастье ребенка,
привезенного с севера, где он тонул в Уре-речке,
 
где слюдяные сопки и ночь на полгода,
но летом солнце никуда не садится, а так же светит,
где ревут самолеты и падают с небосвода,
а потом у красных гробов стоят бледные дети.
 
А у деда в саду крыжовник, смородина и калина,
а на яблоньке чудом – большие привитые груши.
Светка вырастет некрасивой, худой и какой-то длинной,
выйдет замуж, и будет смотреть равнодушно.
 
Дед умрет в огороде, нагнувшись над сломанной веткой,
бабушка чуть попозже, мучительно и в бреду.
Участок урежут, дом продадут, соседки
тоже умрут в неизвестном другом году.
 
Мальчик уедет в чужой незнакомый город,
где сердце болит вечерами и невыносимо ноет душа.
Здесь нет огорода и сада, а только морок
мутного вечера и не видно на небе ковша…


*
 
ТАТЬЯНА ОСЕТРОВА "Дека декабря" http://stihi.ru/2007/01/08-2630  , номинатор: Нина Лёзер
 
Роме Точилину


Глоток пейзажа. Утро в духе Цы.
На первое – жаркое, Шлиман, Троя,
"Поэма без героя" – на второе.
Из школьной группы – живы только трое…
Да, впрочем, сами тоже не жильцы.
Все чаще вспоминаются песцы…

Остановиться, выдохнуть… Весной
На месте этих лавочек построят
Очередной Макдональдс.
Выходной
Здесь будет полон детских голосов,
Аляповатых клоунов, которым
Не выпало сбегать с политчасов
За пивом.
И в колхоз "на помидоры" -
Не вам на преддипломную спешить.
И в небо тучей валятся стиши,
В которых мат похож на уговоры.

Остановиться, выдохнуть… Смотри,
Здесь даже лужи влюблены в прохожих!
Вот эта – отразила чью-то рожу,
Дорисовав улыбку )
Погляди, -
Живая мастерская отражений!
Росточком-то – не более сажени,
Но крутит листопад на бигуди,
Сворачивая листья…
 
Впереди –
Асфальт, бистро, машины, Маши, Жени…

Остановиться, выдохнуть… За что?
Зачем доклады, степени, инъязы?
Качнутся вековые липы, вязы -
И будут падать, падать…
На пальто
Сверчком отпрыгнет щепка.
Пахнет кровью…
Для рифмы очень просится – "любовь"… Ю,
Поверивший в спокойствие, -
Смотри!
Спокоен? Любишь?...

Выдох изнутри,
Из самой глубины разбитых легких…
Два бантика – с продленки и нулёвки –
Спешат домой. А следом – снегири…

Остановиться, выдохнуть… Пойдем,
Собой не заслоняй дверной проём
От солнечного све…
Не верю больше!
Мои друзья - в Париже, Вене, Польше,
И мир наш – мониторное стекло.
 
Хоть ты твердишь, мол – вот не повезло,
Жила б сейчас!..
Живу.
Кому ты нужен -
Влюбленный в отраженья этой лужи -
В стране, где наша лужа – puddle (the)?
Который год с тобой уже в родстве
Портвейна три веселые шестерки…
Что? Бросишь пить в Палермо и Нью-Йорке?

Остановиться, выдохнуть… Корой
Три месяца застынут. И неделя.
Потом вернутся птицы - коростеля,
И соловьясь. И каркая, порой.
Зеленые плакаты "Новострой"
Пойдут пастись на главную аллею.
"Я вам пишу…" - и, кажется, старею…

Остановиться, выдохнуть… Татьян -
Полным-полно таких по заграницам.
Чуток пожить. Попробовать не спиться,
Пока гардемаринит Харатьян.
Вернуться в Харьков.
Молча взять вина.
Чужой народ в квартире военпреда…
Ну что, немолодая привереда, -
Стакан "Кагора", в Новый год – одна,
И Ларина в кого-то влюблена?..
 
Глядишь на онемевшие ладони.
"За монитором – будущее!" (Sony)
 
За монитором – попросту стена…


*
 
АНДРЕЙ РУМЯНЦЕВ 3 "Однажды стану я..." http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548  , номинатор: Владислав Сергеев
 
Однажды стану я покойником.
А после, может быть, котом,
Что наблюдает с подоконника
С ленцой во взгляде золотом,
Как вслед за осенью грустящею,
Дождем умывшею дома,
Приходит в город настоящая,
Слегка хрустящая, зима.
Как, параллельно подоконнику,
Проходят в ритме суеты
Другие в будущем покойники
И тоже, может быть, коты.


*
 
ВИТ БАЛАШОВ "Начало века Бурный декаданс" http://stihi.ru/2004/11/02-01  , номинатор: Андрей Федосеев
 
Начало века… Бурный декаданс
И пышный цвет теории прогресса.
У нас роман, печальный, как романс,
С почти забытой ныне поэтессой.
 
…А за окном азалии цвели
Таким пьянящим вересковым цветом…
В гостиной все шептались о любви.
Все, кроме нас, лирических поэтов.
 
А между тем, мы знали, может быть,
О тайнах чувств всех больше в этом круге,
Не меньше прочих жаждали любить
Со всею страстью, найденной друг в друге,
 
Но спорили (да чуть ли не дрались!)
О чём угодно, только не об этом…
Как оказалось, я был монархист,
Она - за либералов и кадетов…
 
Мне душу грели чёрный с золотым,
Она любила красный, белый, синий…
В обед - мускатам марочным моим
Предпочитала терпкие мартини…
 
Порой мы с ней рассоривались в прах,
Встречались вновь, дичась, через полгода.
Ждала? Ждала… Но вновь в её глазах
Горит неутолённая свобода.
 
Я по ночам желал её во сне,
А днём… Она так взглядывала строго,
Что я сбоил, сбивался и краснел,
И путался в модерне и барокко.
 
Уже со шляпой, скованно, в дверях:
- А может… Нет?.. Куда я, на ночь глядя…
Смотрела так, как будто от меня
Зависит независимость Финляндий.
 
Неспешным шагом меряя бульвар,
Вдруг обернусь: приподнятая штора,
Свеча, лица белеющий овал…
Да полно, та ли комната, в которой
 
Звенел её язвительный глагол:
"О, слепота имперской амнезии!
Кумир ваш - плеть, вы турок и монгол,
И вы вообще не знаете России!"
 
Позвольте, кто… Ужели всё же я
Кричал, забыв о лире и о музах,
И о любви: "Здесь русский - только я,
А вы, мадам, и прочие - французы!.."
 
Смешные споры… Траурная дань
Давно России выплачена нами:
Мой старший сын - с Корниловым… Кубань…
Её - в Крыму… с причала… с юнкерами…
 
А сами мы… Да нас почти и нет.
Так, между книг, истрёпанных без меры,
Мелькнёт порой её ли, мой сонет
По захолустьям пыльных этажерок…
 
…Так смутно, смутно… в сумеречном сне…
Берёзка… Храм на дальнем косогоре…
Рука в руке идём, идём мы с ней,
О чём-то важном так и не доспорив…
 
1 ноября 2004


*
 
ПОЛИНА СИНЁВА "Свет отражается в линзе, в осколке, в капле..." http://stihi.ru/2012/01/02/7736  - , номинатор: Талестра
 
***
Свет отражается в линзе, в осколке, в капле,
рвется на части, как клочья горящей пакли,
и закипает, как жаркий пчелиный рой.
Потом оплывает солнце за косогором,
цедит из ложки, сладким течет кагором,
бурым, кровавым, закатом, густой смолой.

Что за река? Тяжелая и ночная,
лодку пустую волною тугой качая,
черная, огненная, ледяная, немая ртуть,
висмут расплавленный, адский ядреный вермут,
вязкое олово, зарево, будешь первым,
заживо не уснуть.

Жаром, желтком полуденным, рыбьим жиром
где-то еще разливается жизнь по жилам,
жаждой, надеждой, пожаром, тоской, женой.
Радужной нефтью, праздничным самогоном,
камфарой, йодом, разбавленным ацетоном,
мертвой водой, водою, водой живой.


*
 
АЛЕКСЕЙ ЕРОШИН "Церковная мышь" http://stihi.ru/2007/03/14-390 , номинатор: Егор Мирный
 
В церквушке старой
Посреди села,
Худой да ветхой,
Даже глянуть жалко,
Невидимая прочим прихожанка
За службой наблюдала
Из угла.
Едва в церквушке наступала тишь,
И паства,
Возымевшая по вере,
Толпою дружной выходила в двери,
На аналой
Вскарабкивалась
Мышь.
Зверушка кроткая
Холодными ночами
В церквушке
Находила стол и кров,
Питаясь крохами
Святых даров
И восковыми
Сладкими
Свечами.
И наблюдал
Небесный духовник
С улыбкой,
Как в пылу духовной жажды
Зверушка причащалась не однажды
Потертым переплетом
Книги книг.
Пергаментная гладь
Страны страниц
Приятно пахла ладаном и миром.
Пустынный храм
Казался мыши
Миром,
Наполненным
Сияньем светлых лиц.
Живя и с Богом, и с собой в ладу,
Наивными и круглыми глазами
Глядела мышь
Во тьму над образами,
На странную,
Далекую
Звезду.
И луч звезды,
Волшебный,
Неземной,
Тянулся к мыши всех препятствий между.
И ей казалось,
Лучик нес надежду.
И ей казалось,
Для нее одной.
 
***
Она преставилась под утро,
По весне,
В пресветлое
Христово Воскресенье.
Ей не было даровано
Спасенье,
Но послана
Незлая смерть
Во сне.
Бесплотной тенью
В бездну отходя,
Прозрела мышь,
Сомкнув земные вежды:
Звезда
Ее несбыточной надежды
Была дырой
От сгнившего
Гвоздя.
 

========================================


Пересчитал... Получилось 7 стихотворений. Значит, добавлю еще 3, которые, полагаю, общую картину конкурса БЛК никак не смажут, а скорее - хорошо дополнят. Хотя до моего сердца не добрались, но хорошее отношение к ним оставили.
 
*
 
АНДРЕЙ МОИСЕЕВ "О чем молчит Рыба" http://stihi.ru/2003/02/22-167  , номинатор: Егор Мирный
 
Вот эта? Вон та? Которая?..
Вам спинку или филе?..
 
Я Рыба. Я - кистеперая,
Последняя на земле.
 
Сожженная древней лавою
Всеобщей морской беды,
Я тысячелетья плаваю
Без пищи и без воды.
 
Я столько видала всякого,
Такое мне душу жгло,
Что стала я одинаково
Смотреть на добро и зло.
 
А все, что стряслось от Каина
До нынешних смутных дней, –
Песчинка, зола, окалина
В анналах судьбы моей.
 
Рабы, короли, военные,
Поэты, купцы, попы –
Ничтожны их жизни бренные
И чаянья их глупы.
 
И эти, толпой плывущие,
Глядящие с трех сторон, -
Не худшие и не лучшие
Песчинки в реке времен.
 
Приелось давно, наскучило.
Нет дела до их смотрин…
Смешно, но для них я - чучело,
За пыльным стеклом витрин.
 
*
 
МИХАИЛ СВИЩЁВ "Ночь с подоконника" http://www.stihi.ru/2012/02/01/5935  , номинатор: БЛК
 
еще горит палатка «фрукты-овощи»,
и светятся в картонках померанцы,
но можно пробираться только ощупью,
поскольку больше нечем пробираться.
 
коснись рукой хоть яблока, хоть облака, –
весь мир покрыт от края и до края
мурашками застенчивого опыта,
незрячими пупырышками брайля.
 
щебечут светофоры снисходительно,
стоит Гомер в советском переводе,
и взрослые, как дети без родителей,
на красный свет дорогу переходят.
 
*
 
КИРА ГРОЗНАЯ "Съёмка" http://stihi.ru/2011/12/03/7460  , номинатор: Иван Шепета
 
Вспомнилась песня, которую пела мне в детстве няня,
Что, растревожив душу, всю ночь не давала спать.
Около дома – сын мой и мальчик соседский Ваня
Авторский видеофильм снимают, под завывания
Некой певички, которую, впрочем, не грех не знать
 
(Слабенький голосок не торкнет и не пронзит до почек,
Но, может, просто у ней есть потребность по-бабьи взвыть…).
Камеру твёрдой рукою ведёт сыночек.
Катится солнечный диск в заповедник ночи.
Лето прошло; впору думать, как дальше жить.
 
Здесь, в садоводстве, время стоит болотцем,
Хоть и участок меняется: исчезли турник, огород…
Здесь я назад лет десять… Нет, память в кулак, бороться
С прошлой собою, держаться, не падать на дно колодца,
Всё, что запишем на камеру, не умрёт.
 
Сын объектив направляет на младшего брата.
Тот корчит рожи, смеётся: кастинг прошёл – и рад…
Возле канавы растут, как трава, маслята.
Тренькнул мобильник: на карту пришла зарплата
(Или твоё смс? Это лучше, чем пять зарплат).
 
Выйду во дворик. Вечер, съёмки, сарай, соседка.
(Дома – фонарь и аптека). В бочке дрожит вода.
Яблоня, вишня, колодец, брезентовая беседка.
Кадр наведён: «Моя мама сыграет роль людоедки!».
Главное – это быть в кадре; роль навяжут всегда.
 

=============================================

Часть четвертая. Еще одна "Охранная грамота".

*

Будь благославенен труд номинаторов БЛК.

Друзья, вы делаете огромную работу.

Вы тратите свое время, свою жизнь.

Отбирать стихи - трудно.

Объяснять, почему отобрали то и не отобрали это - очень трудно.

Но вы - молодцы.

Земля и небо сайта "Стихи.Ру" держатся - на вас.

*
 
С уважением ко всем присутствующим,
 
ео.