МЕТРОПОЛИТЕН
мини-поэма в семи эпизодах
с прологом, эпилогом
и комментариями
ПРОЛОГ
Круженье Зодиака - неизбывно...
Вращается, подобно пентаграмме,
меняя смысл, Кассиопеи символ -
то "М", то "W", - вновь Мастера сменяет
на сцене Wоланд...
" - Кто ты, наконец?
- "Я часть той силы, что желая зла,
свершает вечно благо",
пребывая
в извечном превращении...
Увы,
Мы все, к несчастью, смертны...
Иногда -
внезапно смертны...
Бедный Берлиоз
сему свидетель... Впрочем, до него
нам нынче дела нет, у нас в примете
совсем не то, как говорил поэт...
О чём, бишь, я? Ах да, Кассиопея...
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ
Кассиопея городских небес -
мерцающее "М" на мрачном фоне
унылых стен, что заменили небо.
Здесь вместо света полуночных звёзд -
сиянье электрических созвездий...
Названье станции. Свирепая толпа
толкается, вовнутрь попасть стремится...
Со стороны - картина такова:
Сороконожкою шагает к "эшафоту"
шеренга смертников, поток приговорённых,
и призраком прозрачным гильотины -
безжалостные ножницы дверей,
кромсающих толпу... Врата Аида.
Добро пожаловать!
Вам, грешники, - сюда!
ЭПИЗОД ВТОРОЙ
В метро, как в лоно девичье вошёл
- здесь тесно так же, но не так приятно…
И отношение к потеющей толпе -
как отношенье к сексу после секса:
брезгливо в меру, в меру безразлично…
Вот, турникет удачно миновал,
дав мзду за погребальные услуги,
включающие перевозку тел -
один жетон – и в братскую могилу
с комфортом опускает эскалатор.
Нет в подземелье солнечных часов,
зато табло пылающие угли
лик времени безжалостно клеймят,
его ужасной пытке подвергая.
Колёса огненные - знаки срока казни.
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ
На набережной Стикса – тишина,
- паром, по-видимому, только что отчалил...
Вновь прибывшие на краю платформы,
стоят, предупрежденью вопреки,
по сторонам рассеянно взирая.
По крайней мере - есть на что смотреть:
младая служащая метрополитена
напоминает шляпкой ярко красной
бутон алеющий, привратника у входа
в пещеру наслаждений, в тот Эдем,
куда состав со сладострастьем входит
и чувствует вокруг сырые стены
от страсти воспалённого туннеля,
сжимающего в судороге сладкой
доселе целомудренные своды...
ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ
Однако же, уймись, воображенье!
И свой горящий взор отвороти
от рая невозможного, и вспомни,
что у жрецов и жриц неистовой любви,
в отличие от нас - пути иные.
Мы в сторону другую поплывём,
последуем в обратном направленье,
туда, откуда больше нет возврата -
в страну теней отправится наш поезд,
угрюмый поезд из ладей Харона…
Вот плавно он к перрону прибывает
и открывает раздвижные двери,
и внутрь "мавзолея" входят тени,
не так, как прежде – в статусе ином:
не соглядатаев процессия – но мёртвых…
ЭПИЗОД ПЯТЫЙ
С закрытыми глазами, молча, в ряд
сидят тела усопших пассажиров,
чьих ликов посиневших выраженья
меняются как у живых, дрожа
в люминесцентно–люциферном освещеньи.
"Цунами", "Эпидемия", "Война" -
безрадостны названья остановок,-
и вот что странно: как ни велико
число на этих станциях входящих -
в вагонах всем всегда хватает места.
Вот парочка пустующих сидений -
они для Эвридики и Орфея.
Напротив – тёмное стекло того окна,
что в зеркало внезапно превратившись,
обоих сгубит по веленью мрака ночи.
ЭПИЗОД ШЕСТОЙ
Вдруг, яркий солнца луч - на Божий свет
в последний раз выскакивает поезд.
Ему навстречу, поездом другим,
мчит прожитая жизнь, в одно мгновенье
спрессованая суммой скоростей.
Прогрохотала, мимо пронеслась,
истаяла, исчезла, отгорела,
и в вечную отныне темноту
покорно погружается сознанье -
туннель бездонный – пуповина смерти.
Унылый стон скорбящих тормозов -
и вздрагивают отраженья трупов,
и ёжатся владельцы отражений,
предчувствуя начало погребенья,
предвосхищая Вечности начало.
ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ
Торжественно звучит возницы глас:
«Конечная! - наш поезд прибывает
в страну цветущих вечно асфоделей.
Всем надлежит места освободить,-
не оставляйте ни вещей, ни мыслей!»
И мумии, не размыкая глаз,
послушно выполняют приказанье -
встают и следуют в безмолвный мир теней,
и "двери закрываются" за ними,
вслед за предупрежденьем «Осторожно!».
Могильных змей зловещее шипенье
стихает… Всё дальнейшее – молчанье.
Аминь. Живых от мёртвых отделяет
плит гробовых холодное стекло,
и эпитафия на нём – «Не прислоняться!».
ЭПИЛОГ
Кладбищенское мрачное депо…
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
“ Das Seine Jedem!” – каждому своё!
А не «ЭДЕМ», не «ЕДЕМ» - нет, не едем..
ПРИЕХАЛИ… Тупик. Конец. Стена.
Что дальше – вы у Гамлета спросите…
"The rest is silence", - вам ответит Гамлет,
открыв стоп-кран, и хлынут воды Леты,
смывая боль, следы воспоминаний,
усталость, грусть и прах веков с вагонов...
(В депо, вестимо, есть "вагономойка").
Одёрнет китель машинист Харон,
поправит перед зеркалом фуражку,
жетоны перечтёт, и вновь паром
по "кольцевой метро" безудержно помчится.
Круженье Зодиака - неизбывно...
КОММЕНТАРИИ
ПРОЛОГ
КАССИОПЕЯ
- незаходящее созвездие Северного полушария неба. Ярчайшие звезды Кассиопеи образуют фигуру, похожую на букву «М» в декабре и на букву «W» в июне.
ПЕНТАГРАММА
- "Пентаграмма или Пентакль" - пятиконечная звезда с одним концом вверх и двумя вниз,напоминающая человеческую фигуру, является знаком белой магии; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании. Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира.
Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи,
поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла (см. также "прямая и перевёрнутая пентаграмма", "правая и левая свастика").
КТО ТЫ, НАКОНЕЦ?
"...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."
(Гете. Фауст)
- Эпиграф к роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
ИНОГДА - ВНЕЗАПНО СМЕРТЕН
- " Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен,вот в чем фокус!"
- реплика Воланда, адресованная М.А.Берлиозу незадолго до его ужасной кончины
под колёсами трамвая. (из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").
У НАС В ПРИМЕТЕ СОВСЕМ НЕ ТО
"...У нас теперь не то в примете, мы лучше поспешим на бал..."
- А.С.Пушкин "Евгений Онегин".
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ
АИД
- в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.
ЭПИЗОД ВТОРОЙ
НЕТ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ
- сравнить с англ. поговоркой "ты нужен мне, как солнечные часы в могиле!"
"КОЛЁСА ОГНЕННЫЕ"
- см. Библия.Книга Пророка Иезекииля.
Электрические табло в столичном метрополитене семидесятых годов прошлого столетия представляли собой эдакие "горящие колёса", "спицами" которых служили электрические лампочки, показывавшие время, прошедшее с момента ухода последнего поезда. Цифровые индикаторы появились в метро гораздо позднее (примечание автора)
ЭПИЗОДЫ ТРЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ
СТОЯТ, ПРЕДУПРЕЖДЕНЬЮ ВОПРЕКИ
На станциях метро пассажиров убедительно просят "не стоять на краю платформы".
ПРИВРАТНИК
- одно из названий клитора в старинных анатомических трактатах.
Случаи предсмертного сильного полового возбуждения описаны как в специальной так и
в художественной литературе (см. например "Новая Жюстина, или несчастья добродетели"
де Сада).
ЭПИЗОД ПЯТЫЙ
ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
- древнегреческий миф, повествующий о том,что Орфей после смерти жены спускался за ней
в подземное царство. Эвридика, однако, вынуждена была сразу же вернуться назад,
потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода
из подземного царства. В сюрреалистическойя кинофантазии Жана Кокто, основанной на мифе
об Орфее и Эвридике ("Орфей",Франция 1950) ,Орфей (Жан Маре), освобождающий Эвридику
(Мари Деа) из царства Аида, куда та попала после смерти, вновь теряет её, случайно увидев
отражение её лица в зеркале своего автомобиля.
ЭПИЗОД ШЕСТОЙ
ЕМУ НАВСТРЕЧУ МЧИТ ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ
Принято считать, что человек перед смертью видит всю свою жизнь, проносящуюся перед его мысленным взором за несколько мгновений.
ТУННЕЛЬ БЕЗДОННЫЙ – ПУПОВИНА СМЕРТИ
- бытует мнение, согласно которому смерть
есть ничто иное, как акт нового рождения - переход из мира уютного и обжитого в мир холодный и незнакомый.
ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ
В СТРАНУ ЦВЕТУЩИХ ВЕЧНО АСФОДЕЛЕЙ
- в "Одиссее" Гомера умершие в царстве Аида скитаются по полям покрытым цветущими асфоделями (асфоделивые луга). (см. также роман В.В. Набокова "Истинная жизнь Себастьяна Найта").
"Конечная, поезд дальше не пойдёт";
"Не оставляйте в вагонах своих вещей!";
"Осторожно, двери закрываются"
- сообщения, звучащие в вагонах метро.
"Не прислоняться"
- предупреждающая надпись на стеклянных дверях вагонов. "
ВСЁ ДАЛЬНЕЙШЕЕ – МОЛЧАНЬЕ
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета (см. также комментарий к ЭПИЛОГУ).
ЭПИЛОГ
"Das Jedem Seine" (нем.)
- "каждому своё" - надпись над главными воротами Бухенвальда.
"The rest is silence" (англ.)
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета, принца датского.
И ХЛЫНУТ ВОДЫ ЛЕТЫ
- в древнегреческой мифологии, попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах
или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя
преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис,
под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших.
(Гомер, "Иллиада", "Одиссея").
КРУЖЕНЬЕ ЗОДИАКА НЕИЗБЫВНО
- последняя строка поэмы перетекает в её первою строку, замыкая таким образом повествование в кольцевую линию "Вселенского Метрополитена".