По конкурсу - Олицетворенная Природа

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/01/31/3361 Конкурс «Олицетворенная природа»
http://www.stihi.ru/2012/02/23/10505  Итоги конкурса

Итак, завершился еще один конкурс Фонда ВСМ, который проводил «Ликбез Для Начинающих». Все конкурсы этой странички  в какой-то степени учебные:  их темы я подстраиваю под материал статей, который уже опубликован на этой страничке и, хочется надеяться, вами прочитан. Потому что успех любого конкурса во многом зависит от того, насколько его участники поняли и учли тему конкурса.

В этот раз был четко задан жанр написания – пейзажная лирика. Тема стихов – о живой природе любого времени года, но с обязательным условием – использованием в произведении приема олицетворения или персонификации. То есть нужно было описать природу и придать ей чисто человеческие черты.

Немного повторюсь, дав еще раз определения:

 «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ называется наделение неодушевленных предметов признаками человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать».

«Особым видом олицетворения является ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик».

Прежде, чем приводить примеры наиболее удачных и ярких олицетворений из конкурсного пакета, еще раз возвращусь к определению жанра (этот материал уже был дан на страницах Ликбеза).

Жанр конкурса - пейзажная лирика. Слово «лирика» подразумевает стихи, в которых отображены размышления автора о различных природных явлениях и сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Здесь давайте  обратим внимание на два важных момента: «СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОБСТВЕННЫХ МИРООЩУЩЕНИЙ» и «ПОЭТИЧЕСКОЕ повествование». 

Это значит, что не стоит писать пейзажную лирику (как и лирику вообще) от 3 лица или безлично и назидательно) («они губят», «должны беречь», «надо прекратить» и т.п. ) Не совсем хорошо писать и от множественного числа («мы пахали» «они загубили»). Это уже будет не совсем лирика, а ваши суждения по поводу того, как надо себя вести на природе или с природой. Лирика – это почти всегда монолог от  первого лица – от вашего личного ощущения и ваших переживаний.

Но и этого мало: повествование должно иметь поэтический язык. То есть, не в прямую перечислять читателю, что в природе какого цвета, когда расцвело и как менялась температура воздуха, а  передать это же с помощью ненавязчивых образов –сравнений, метафор, аналогий с тем, что присуще скорее человеку, а не природе.  Описывая увиденное, надо постараться передать читателю свое настроение и свое видение. Если вы ограничитесь только этим – хорошо. Но если (обычно это делают в концовке стихотворения) вы еще и вставите какое-то свое размышление, которое у вас возникло от общения с природой, или сделаете неожиданный (и все же логичный –исходящий из предыдущего текста) философский вывод уже не о природе, а о человеке – то это будет просто замечательно.

Конечно, стихи по готовой схеме не пишутся, у каждого автора – своя композиция, свое построение стихотворения. В разнообразии композиций и приемов и проявляется талант, но вот когда автор вовсе не думал над композицией, когда у него «все в одном» и легло случайно, (под рифму!), то это очень портит впечатление о стихотворении. 

Помню, в процессе общения с читателями на сайте, я прочла такую фразу: «Я не знаю, к какому жанру свои стихи отнести - начала с природы, потом мысль на тему выборов пришла, там же и о любви есть немного…» Плохо, если так! Смешение жанров, стилей, лексики, техники письма в одном стихотворении  всегда портит  впечатление. Не будем брать в пример исключения, написанные классиками, это скорее редкость или авторская ирония, - мы сейчас говорим о наших современных стихах, которые мы  возмечтали  продвинуть на конкурсе – победить.

Композицию стихов и их прозаическую основу (то, что именно вы хотите рассказать) всегда полезно продумать. Пусть это почти невозможно с самого начала (мы ведь пишем по наитию, по настроению, не зная, чем дело кончится!), но, написав экспромт  и захотев ЭТО подать на суд читателей, сперва  поработайте над стихами. Пронаблюдайте за ходом  авторской мысли в стихах, выправьте все ее странные изгибы «не туда, не в тему», замените случайно построенные фразы  на правильные, русские, литературные. Не оставляйте в стихах те куски речи, какими мы часто неряшливо, в спешке разговариваем  друг с другом – намеками, недосказанными фразами, с оговорками и с неправильными ударениями в словах. Это -неправда, что в стихах ради ритма позволено менять  правильное ударение на неправильное!

В стихах, особенно в конкурсных, где заявлен жанр ЛИРИКА, всю эту милую и понятную языковую блажь лучше не оставлять. Знаете, почему? Судьи, где я имею честь быть Председателем, все равно отметут ваши стихи на первом этапе их прочтения и будут выбирать лучшие только из тех, где хотя бы с русским языком все в порядке, где не потеряны рифмы, а ритм продуман и гармоничен.

Мне особенно бывает обидно, когда попадаются прекрасные стихи, по всем критериям подходящие для номинации, но где (увы и ах!) автор вставил в них слова, которых нет в больших словарях русского языка (использовал украинские или белорусские слова или изобрел свои собственные»). При наличии других прекрасных стихов, в коих  автор озаботился чистотой языка, эти, конечно, не будут номинированы.  Приведу примеры:

№ 1
……..
Не надо жалить ЗОЛКОСТЬЮ колючей!
Не смей мечту пугать истошным воем!
Неужто нужно делать так БОЛЮЧЕ,
Чтоб ощутить сполна себя героем?
Уймись, Зефир! Не надо столько ветра!
Умерь свои воинственные планы…
На счастье посбивай ты лучше щедро
С деревьев перезрелые каштаны…

№ 2
По улицам ходит седая весна,
Бесшумно ступает по снежным сугробам
И сердце моё пробирает ознобом,
И словно с ума меня сводит она…
Мне хочется лета, тепла – а вокруг
Сплошной вереницей снега и метели,
Я в БЕЛЕНИ этой иду еле-еле,
Иду, вспоминая тепло твоих рук,
…….

Для конкурса, где была конкретно заявлена пейзажная лирика, было подано довольно много хороших стихов, использующих приемы олицетворения природы, но написанных  в жанре любовной (правильнее – «интимной») лирики или философской (даже отчасти «гражданской») лирики. В чем разница?

В пейзажных стихах мы пишем о природе и, может быть, только мельком, в заключении вставляем какую-то мысль о любви человеческой. Тема их – описание природы. В интимной не так: мы пишем о ЛГ –человеке, о себе, своих пережитых чувствах, о своем настроении, переживаниях, которые случайно произошли среди природы, природа здесь не главное, главное – рассказ автора о  его ЛГ. При этом природа может быть олицетворена – одно другому не мешает!

Приведу примеры ошибочного жанра:

№ 3 (интимная лирика)

Ветер, ветер, что же ты делаешь,
так бесстрастен и так высок –
выстилаешь снежинками белыми
и тропу мою, и висок...

Я тебя не гоню, неласковый,
только душу не береди
той ещё не забытой сказкою,
где всё лучшее – впереди.

Белой нежностью, свет заметающей,
не клонись к плечу моему –
не дано нам, вольным, пристанища,
и мечтать о нём ни к чему.

Приласкай задремавшие озими,
пожелай им покойного сна.
...Где ж так долго, до самой осени
пропадала моя весна?..

Прошуми озябшей осокою
песню-память моей весне,
как тоску по любви – высокую –
и простую, как первый снег.

№5 (философская или даже гражданская лирика)

О человечество! Свершая путь земной,
Как дорого ты платишь за познанья.
Природа, наблюдая за тобой,
Зачем-то шлёт о том напоминанья…

И почему-то позднею порой,
То вечером, то осенью пугливой,
Алеют скумпии багряною листвой
По берегам реки неторопливой.

А за горою «бой» очередной
Округу заливает новой болью.
Горит закат и алою водой
Ассоциируется с пролитою кровью.

Душа пытается понять:
– К чему бы – это?
Течёт река. Вперёд ли, вспять?
Но, нет ответа...          

А вот стихи вообще не о природе, хотя и с описаниями природы, стихи, сознательно записанные без знаков препинания (что всегда работает против автора на конкурсах), стихи-ассоциации без четкой прозаической основы. Я называю такой жанр- психоделикой, но он - тема других статей и других конкурсов.

№ 6
повремени
я та кто без лица
сутулая лиса
на хвое
и времени
янтарная оса
уснула в волосах
твоих

воспламенит
сомнение твоё
свечу и стало быть
теперь нас двое
и пламени
причудливые тени
сожрёт усталый
ветер для двоих            

Есть стихи, которые даже вышли по числу очков в первую пятерку, хотя по сути они пейзажной лирикой не являются:

№ 7(интимная лирика с элементами описания природы)

... Я живу на окраине лета,
Где в лесу водопады звенят,
Где сливаются в нежном дуэте
Шелест ветра и трели цикад...

Где русалки резвятся в прибое
В океане при полной луне,
Воздух терпкий от сладкого зноя
Льнет под вечер к прохладной волне...

... Я живу на окраине лета.
Ну а ты — в седине февраля,
На далекой, холодной планете,
Где в безмолвии стынет земля.

Где закаты печально-красивы,
А рассветы прозрачно-нежны,
Но... бывает до боли тоскливо
От звенящей вокруг тишины.

Вспомнишь ты обо мне у камина,
Пепел жизни былой вороша,-
Вспыхнут вдруг угольки, как рубины,
И немного оттает душа.

Ты почувствуешь запахи моря,
Поцелуй ветерка на щеке,
Ты увидишь парящие горы,
Звезд морских на горячем песке...

Ароматы ночного зефира
Негу томных мечтаний сулят.
... Я живу на окраине мира.
Между нами – лишь Вечности взгляд...

А теперь настало время привести примеры стихов, где автор наиболее ярко использовал прием олицетворения. Даже - персонификации природы, ибо все живое  здесь полностью очеловечено и вполне самостоятельно действует:

№ 8(о деревьях леса)

Карапузы-кусты перед лесом
играют в считалки.
И в наст(в)ольные игры
берёзы вступили с утра.
Заигрались, как с зеркалом,
с речкою вётлы-весталки.
Пни и те увлечённо втянулись
в старинный триктрак.

Ёлки жмурки затеют,
галящую ель обступая,
мягколапо ступая
по вытертым коврикам хвой.
Сценой игр разнолесья
здесь служит полянка любая.
Корабельные сосны
морской репетируют бой.

Есть на что всем играть,
если листья разменной монетой
щедро льются на блекнущий
ломберный столик травы.
Если вы не заметили игр -
и ни той, и ни этой,
скоро игры природы,
вглядевшись, увидите вы.

№ 9. (о Зиме)

Фрау Зиммер – квартирантка молодая,
Как ефрейтор, получивший три наряда,
Сутки трудится и, рук не покладая,
Ликвидирует осенний беспорядок.

По-немецки педантична эта фрау:
Отдохнёт часок – и снова всё сначала:
Засыпает снегом кустики и травы,
Чтобы сверху ни росточка не торчало.

Ёлки-ёжики и сосны-дикобразы
Ощетинились. Но иглы – не помеха:
Фрау Зиммер пошаманила – и сразу
Обросли они пушистым белым мехом.

Причитает: «О майн Готт! Как много «шайсе»
Убирать за декабрём! Что взять – мужчина!»
Фрау Зиммер не оставит «шайсе» шанса:
Скроет, выбелит – всё будет чин по чину!

Притомилась. Смотрит строго и с укором:
Как, мол, жили до неё в такой грязи мы?!
…В белом поле угольком чернеет ворон –
Видно, руки не дошли у фрау Зиммер!

№ 10 (о Жаре)

Щёчки – пышки, а во взоре – пламя –
Ворожит красавица Жара.
Долог день, наполненный делами;
Притомилась… На покой пора.

И хлебнув глоток прохлады пряной,
Душ морского бриза приняла,
Завернувшись в пеньюар тумана,
На высоких травах прилегла.

Пел ей «Колыбельную» в миноре
Вечер, зажигая фонари;
И качаясь, уплывала в море
Ярко-золотая шаль зари…

№11 (о Весне)

она с дороги. серое пальто, багажная наклейка на бауле
и пыль на сапогах. она – никто до времени – откроет сонный улей,
разыскивая дерево одно, заветное, в дворовом средостенье,
с которого начнётся полотно всеобщего фруктового цветенья.

раздвинет шторы в доме у реки, заполнит светом каждый закоулок.
на чердаке знакомые шаги, а вот и он – лохматый и сутулый –
пройдоха домовой (лентяй и льстец) несет реестр ушастых и пернатых…
как хорошо увидеть наконец свои благословенные пенаты!

и кто-то, кто ее так долго ждал и слов не находил в молчанье зимнем,
отложит прочь магический кристалл – и вдруг заговорит неловким ливнем
о том, как ледяные мотыльки стучали о стекло во тьме кромешной
и в узелках каштановой руки дрожала замерзающая нежность.

всему свой срок, и, серое пальто сменив на разноцветные наряды,
она достанет с полки камертон, смахнув с него тоску мажорным ладом.

заверещит, запляшет, запоет, дождавшись вожделенного предлога
проснуться – шебутной её народ. расправит паруса листвы – и с Богом!

№ 12 (о горной Вершине):

Перекрутив орбиты в вензеля, планеты бились в череде агоний
когда, разверзнув плоть свою, земля её исторгла небу на ладони.
Летели бесконечные века. Пригревшись на отеческих коленях,
она спала, завёрнута в шелка невинных, беспорочных сновидений.

Летели кони в сумрак, бил прибой, зарницы полыхали до рассвета
и рыцари, прекрасные собой, давали неразрывные обеты
войти туда, под покрывало снов, познать её: её крутые плечи,
сияющие косы ледников, и девственных ущелий бесконечность,
и влажность неизведанных холмов...

... Разбить заклятий мрачные оковы.
Но каждый раз, придя на смутный зов, едва коснувшись тонкого покрова,
они врастали в плоть ее руки, и застывала кровь, и пульс срывался,
и алый лак стекал на ноготки и там смолой тягучей запекался.

И, не умея что-то изменить, она смежала отрешённо вежды,
до новой встречи оставаясь жить - тоскливой, угасающей надеждой.
И, тщетно укрываясь от богов, роняла слёзы в зимнее ненастье -
качая в колыбели облаков своё несостоявшееся счастье.

№ 13 (о Дожде)

Как ворочался гром в глубине мирозданья!
Наизнанку, рыча, выворачивал ночь…
И, о землю стуча, сквозь глухие рыданья
Дождь возжаждал войти в неё так, что невмочь!

Оросил иссушённое лоно земли –
И вошёл, что есть сил отбивая поклоны…
Не на грома раскаты, звучащие: «Пли!», -
Отвечало земли искушённое лоно:
Летний дождь её за ночь собой напитал…

А под утро возвёл её на пьедестал:
Причесал и умыл…
Диадемой отметил
Из дождинок сверкающих –
В память о лете...

Наше обсуждение конкурсных стихов подошло к концу. В своих статьях я почти никогда не называю их авторов: здесь не реклама творчества отдельных поэтов и не доска позора для авторов начинающих: здесь все мы вместе просто учимся на чьих-то достижениях или ошибках, стараясь принять на вооружение любой полезный для себя опыт.

С уважением и благодарностью ко всем участникам конкурса, ваша Алкора. 26.02.12.