Университеты строгого режима

Поэзия Строгого Режима
Вся наша жизнь – этапы.  Из детства – в юность.  Со школьной скамьи – в студенческую аудиторию.  А как быть тем, кто оказался на  другой скамье – скамье подсудимых? Тем, кто пойдет по совсем другому этапу.

Иными словами, можно ли в местах не столь отдаленных получить студенческий билет?

Законодательство (ст. 112 УИК РФ) предусматривает , что в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.  Для получения среднего (полного) образования администрацией пенитенциарных учреждений создаются необходимые условия. «Неучами» добровольно могут остаться осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
Директор Центра социальной реабилитации осужденных «Криминон» Тищенко Татьяна комментирует: « Несколько лет назад мы проводили исследование в исправительных колониях. Выяснилось, что 70% осужденных не имеют образования, соответствующего их возрасту.  40% осужденных фактически завалили наш  тест на грамотность – могли прочитать текст, но не понимали прочитанного.  Появилась даже категория – «неграмотный заключенный».
По данным ФСИН России приблизительно 35-40 тысяч осужденных желают получать высшее образование во время отбывания наказания.  Еще в 1995 году первая экспериментальная «площадка» по очно-заочному обучению появилась в исправительной колонии №2, расположенной в Московской области. Услугами Московского государственного индустриального университета в то время могли воспользоваться как осужденные, так и сотрудники этого учреждения.
Есть две формы обучения – заочная и дистанционная. И та, и другая предполагают самостоятельное обучение, но первая требует обязательной сдачи экзаменов в конце каждого семестра, то есть присутствия студента, а вторая допускает письменные экзамены, то есть отсылку решённых заданий по почте. «Заочка» чаще всего платная, но есть исключения. Например, осужденным исправительных колоний Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно грызть гранит науки  бесплатно в Северо-Западном Заочном техническом университете. Главное условие – достаточный уровень  знаний и хорошие рекомендации администрации колонии.
В Уставах некоторых ВУЗов существуют положения, согласно которым, человек, признанный виновный в совершении уголовного преступления по приговору, вступившему в законную силу, подлежит исключению из ВУЗа. Эти положения частично закрывают двери перед людьми, отбывающими наказание.  Тем не менее, такие вузы как МИФИ, МГСУ, РГСУ, РосНоу, РФЭИ, Иркутский государственный университет, Амурский государственный университет и другие, принимают и «студентов строгого режима».
Современная Гуманитарная Академия является лидирующим вузом в плане дистанционного обучения. Самые популярные специальности – экономист, психолог и юрист. Кстати, САГ для организации учебы предоставляет собственную оргтехнику, открывает консультационные пункты.
 
В 1955 году на Конгрессе ООН были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Этот документ рекомендует "с самого начала отбывания срока думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения".
По статистике Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных. К сожалению, государство не занимается реабилитацией и социализацией освобожденных. Изоляция в местах лишения свободы нередко способствует возвращению в общество озлобленного человека с высокой склонностью к правонарушениям. Исследования показывают, что примерно через 3 года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы. У подростков и женщин критический срок в два раза меньше - год-полтора. Потом начинаются труднообратимые изменения психики: в тюрьму не страшно возвращаться.  Однако в любой ситуации  выбор остается за человеком. Татьяна Тищенко замечает: « В нашем центре мы работаем с осужденными по переписке, мы стараемся убедить правонарушителя не очаровываться «криминальной романтикой», а готовиться к честной жизни.  Если осужденный думает о своей семье, стремится что-то изменить, то получение образования –  важный шаг к нормальному будущему. Нормальному будущему не только для заключенного и его семьи, но и, если хотите, - для всего общества, потому что возможность получить диплом, устроится на работу  -  некая гарантия найти себя «на воле» и не совершать больше преступлений».
Студенты иногда  добровольно попадают в «казенные дома» - минуя залы суда и адвокатов, с разрешения ректората родной альма-матер.  Обычно на «экскурсию» отправляются будущие юристы, психологи и социальные работники.
Например,  в  ноябре прошлого года студенты  юридического факультета МГУ посетили Икшанскую исправительную колонию. В Следственном изоляторе студенты имели возможность сами пообщаться с подсудимыми.
Студенты из Улан-Удэ пошли дальше – они прочитали лекции для осужденных на тему «Декриминализация статей УК РФ — оскорбление и клевета» и «Приоритетное назначение меры пресечения в виде домашнего ареста».
В Татарстане в учебный план психологического факультета Казанского Федерального Университета была включена «пенитенциарная психология». На базе психологических лабораторий исправительных учреждений студенты работают как с сотрудниками колонии, так и с осужденными.
Если для юристов и психологов посещение колоний довольно привычная практика, то некоторое «сотрудничество» удивляет. Студенты ВГИКа в марте прошлого года приняли участие в презентации сборника стихов заключенных «Я верну потерянное имя». Мероприятие прошло в стенах института, а в зале присутствовали именитые актеры-преподаватели. Кстати, среди жюри поэтического конкурса – студенты Литературного института им. Горького.
Несколько лет назад студенты факультета журналистики Пермского классического университета провели акцию по сбору макулатуры. Часть вырученных средств была отправлена на канцелярские нужды воспитательной колонии Пермской области.
Самая студенческая игра – КВН и в местах лишения свободы занимает почетное место в культурном досуге осужденных.  «Запретная лига» пусть и не входит в официальную структуру Клуба,  но отчеты об играх можно найти на сайте Александра Маслякова.  Там победителей не судят – их и так уже осудили.

Марина Костюкова.