Фурье и его социализм

Александр Аникеев
    Фурье  / Fourier /  Франсуа Мари Шарль (7.4.1772, Безан-сон, — 10.10.1837, Париж),  отвергал социальную философию и экономические учения своей эпохи, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный общественный строй.  Вместе с тем он принял и развил ряд идей материалистов 18 в. Задачу своей жизни Фурье видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе взаимных интересов человека и общества, когда каждый член общества при своём развитии подчиняется не столько своей природной склонности к определённому виду общественного труда и удовлетворению своих потребностей, сколько к необходимости развивать свои способности для развития всего общества для процветания и благоденствия каждого члена такого общества. Общество  по  Фурье последовательно проходит периоды  первобытности, дикости, варварства и цивилизации. Он считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда при механизации не только сельского хозяйства, но и во всех областях труда населения при высокомеханизированном промышленном производстве.
    Это сформирует высокое благосостояние для всего населения, но для этого должен быть ЗАКОН, который с правом на труд гарантирует каждому право на жизнь достойную труда, и должен быть механизм реализации такого закона.


    Критика экономической организации общества в эпоху Цивилизации занимает главное место в творчестве Фурье. Он считал, что в этом строе царит индивидуализм, отсутствие живой связи между людьми, разорение и бедность; труд лишен привлекательности, он тяжел и действует угнетающе. Причину этих негативных общественных явлений Фурье видит в развитии торговли, которая в эпоху Цивилизации приняла невиданный размах и всё производство организуется только для увеличения прибыли и наживы от продажи, а не для удовлетворения насущных потребностей всего населения по принципам равноправия и справедливости от количества и квалификации труда в производственных отношениях членов общества. А если в такой стране не в состоянии определить количество и качество труда населения для развития в нём равноправия и справедливости при удовлетворения своих потребностей, то стоит ли говорить о высокой уровне разума такого народа???
     Индустриализм Фурье рассматривал как необходимость для экономической организации общества, опираясь главным образом на производство необходимого для развития всего общества по принципам равноправия и справедливости, а не анархии рынка. Он считал, что на смену строю цивилизации, переживающему глубокий кризис, должен прийти более высший общественный строй, который не только соответствует предначертаниям природной гармонии, но предстаёт как историческая необходимость для обеспечения такой гармонии.

    В общественной системе Шарля Фурье сохранялись частная собственность, классы и возможность иметь доход вне общественного труда. Он считал, что для успеха нового общества необходим не столько рост производительности труда, сколько условия обеспечивающие такой рост и высокое благосостояние для всего населения при соблюдении закона, обеспечивающего право на жизнь достойную труда. При условии, что этот строй обязательно должен формировать механизированное сельское хозяйство, соединённое с высокомеханизированным промышленным производством.  Он считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий высокое благосостояние для всех членов общества и строй такой ассоциации должен формировать крупное механизированное и коллективизированное сельское хозяйство соединённое с высокомеханизированным промышленным производством. Это соединение приведёт к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединяются большинство видов человеческой деятельности.
     Согласно Фурье, естественные прогрессивные стремления человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и здорового творческого соревнования. Разумно организованное трудоспособное население, сначала в отдельной стране, в регионах,  областях и в центре, преобразуют отдельные поселения, а затем и всю страну, все континенты, а затем и весь лик Земли. В новых условиях общественной жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность.

     По характеристике К. Маркса  «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов и так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель»  Однако ему свойственны идеалистическое понимание истории, методологическая непоследовательность, беспочвенные мечтания. Его мировоззрение несёт на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный «строи гармонии» был далёк от экономических требований крупного общественного производства. 
    Указывая, что Фурье блестяще разработал решение ряда проблем будущего общества, Маркс и Энгельс вместе с тем критиковали его за отказ от классовой и политической борьбы, за сохранение в строе своих ассоциаций многих элементов капиталистического общества. Вместе с тем Маркс высоко ценил у Фурье глубоко захватывающую "...критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа". Он указывал на то, что Фурье блестяще разработал проблемы будущего общества: право на труд определяющее право на жизнь достойную труда, труд как естественную потребность человека для увеличения своего благосостояния, свободный труд как приносящий радость  творчества и удовлетворение своими способностями и их развитием.  Указал на экономические преимущества ассоциации: организация деятельности человека на основе формирования его работы по способностям и увлечению; трудовое соревнование – индивидуальное и коллективное,  формирующее всесторонне развитого члена общества; воспитание, основанное на соединении обучения с производительным трудом, физическим развитием и общественной деятельностью; обеспеченная новым строем свобода женщины от какого-либо угнетения;

    Защищая здоровое ядро учения великого утописта не только от недругов, но и от некоторых его "друзей", которые на самом деле были, по словам Энгельса, "антиподами Фурье", творцы научного коммунизма отвергли все, что было в нем фантастического и ошибочного: непризнание роли организации пролетариата; отказ от какой-либо политической борьбы; вера в социальное всемогущество научного изобретательства; надежда на содействие лучших представителей господствующих классов делу разумного переустройства общества. Отмечали также и специфическую ошибку Фурье – сохранение им частной собственности, классов и нетрудового дохода в будущем строе. Но, несмотря на это, Маркс и Энгельс признавали Фурье, наряду с Сен-Симоном и Оуэном, одним из тех трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых сейчас доказывает сама жизнь во многих социально развитых странах.

    Гармоничный общественный строй, по Фурье, должен быть сообразен природе: существующие в его рамках объединения образуются на основе естественных законов взаимных привязанностей и дружбы по интересам. Интересы человека в отношении социального развития являются такими же интересами, какими являются материальные интересы и интересы, основанные на инстинктивных началах. Именно этим моментом своего учения Фурье обязан возросшему интересу к его творчеству в 20 в. Эти размышления в теории Фурье тесно связаны как с производительной рациональной деятельностью людей, так и, по его мнению, с рациональностью чувства удовлетворения при совершении полезной работы. Отсюда вытекает понятие коллектива индивидов, объединенных определёнными законами своих взаимоотношений для того, чтобы производить и совместно свободно определять свою жизнь и производственные задачи с пользой для себя и для всего общества.