Тюремный письменный фольклор

Империя Наносит Ответный Щелбан
    Тюремная субкультура реализуется в неформальных нормах и правилах поведения, запретах и предписаниях, санкциях и поощрениях, в некоторых видах художественного творчества. Она также же закрепляет иерархию среды, устанавливает социальные роли. В совокупности всё это образует нравственную и психологическую основу бытия лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В местах лишения свободы основной формой общения является переписка, по большей части, конечно, любовная. Именно поэтому письма являются важным элементом криминальной субкультуры.

    Встречаются, конечно, и деловые послания – «ксивы» –  это инструкции и обращения, в которых даются указания по поведению в тюрьме и на зоне, отношению к администрации, отдельным группам заключённых, призывы к неповиновению администрации, оговаривается её тактика и т.д. Деловые и дружеские письма отличаются друг от друга функционально и стилистически, но деловые письма это не фольклор, поэтому не будем останавливаться сейчас на них более подробно.
    Справедливости ради следует упомянуть заявления и жалобы, отправляемые заключенными в различные инстанции. Как правило, привычка обжаловать всё и вся, формально противоречащая одному из криминальных запретов, а именно на инициативное, добровольное общение с любыми властями, не  входит в число тюремных табу, если не подпадает под понятие стукачества. Искусство написания таких жалоб ценится и человек, владеющий им, занимает не самое низкое положение в тюремной табели о рангах. По выходе на свободу привычка жаловаться может сохраниться в виде сутяжничества (значение термина см. http://www.stihi.ru/2012/02/05/10268), однако в большинстве случаев так не происходит.
    Но вернёмся к любовным письмам. Их пишут как мужчины, так и женщины. Из множества причин, побуждающих к написанию, хочется выделить несколько.
1. Длительное отсутствие нормального общения с противоположным полом.
2. Наличие большого количества свободного времени, особенно при незанятости в производстве и, как следствие, потребность в развлечениях.
3. Повышение собственного статуса.

    Заключенные, годами не видящие лиц противоположного пола, стараются любыми путями компенсировать этот дефицит. У далекого от зоны нормального человека волосы встанут дыбом, узнай он, какими путями зэки удовлетворяют потребность в любви и ласке. В наше время общество намного терпимее относится ко многим вещам, сейчас никого уже не удивишь нестандартной сексуальной ориентацией, искусственными фаллосами и вагинами, порнографическими журналами.

    Способы сексуального удовлетворения заключенных можно разделить на несколько направлений, включающих, в том числе, использование с этой целью книжных текстов и любовных писем. Поиск, а также создание соответствующих текстов ведётся самыми изощренными способами. И опять же, накладываясь на стресс, испытываемый человеком в местах лишения свободы, такая тяга может перерасти в эротографоманию (значение термина см. по ссылке, указанной выше).

    «Но тот, который не может воспринимать эту любовь на бумаге, –  объясняют заключенные, – тот, конечно, в шутку пишет. Все это прикольно. Ну, просто играет, чтобы себя отвлечь. Есть такое выражение – "стебается", "посмеивается"».

    Для любовных писем заключенных характерна утрировка чувств, они обильно насыщены метафорами, сравнениями, гиперболами. Письма определенным образом оформляются, для них характерны традиционные формулы зачинов и концовок. Вот как об этом говорят заключенные: «"До свидания" не пишется. Подписываются: "С искренним уважением". Начало может быть такое: "Час в радость". Заканчивать могут пожеланием: "Всех вам благ"».

    Любовное письмо на волю и с ответом – радость зэка. Писарю при этом полагается угощение. Слава о таком знатоке письменной любви распространится по зоне. Все свободное время он будет писать, блатные его освободят от нарядов, уборки территории и прочих грязных дел. Только пиши. Чем больше человек получит писем с воли, тем он выше котируется в зоне. Он уже и сам может торговать письмами, передавая другим страждующим и желающим заочно познакомиться, чтобы потом, на воле встретиться с женщиной. Ведь сотни, тысячи попавших в зону из детдомов, психбольниц, армии не имеют даже знакомых на воле. Как быть такому человеку? Выход есть – купить письмо-передачу.

    Почему-то многие люди, вступающие в переписку, верят, что именно в письме человек может раскрыться как нельзя лучше. Бумага – это просто клад для выражения маленьких особенностей: ошибочек, характерных завитушек… В ходе переписки человек располагает достаточным количеством времени, чтобы неоднократно переосмыслить и переделать своё «произведение», и даже добавить этих самых особенностей – для создания нужного образа.

    Общение по переписке – это всегда недостаток информации о собеседнике. И воображение услужливо дорисует части образа, зияющие белыми пятнами. Так девушка,  вступившая  в любовную переписку,  уже предвкушает развитие романтических чувств. При этом велика вероятность того, что в её сознании собеседник «нечаянно» подхватит черты по-настоящему идеального мужчины – от смелости до нежности и доброты.
    О том, что любовь по переписке с заключёнными ни к чему хорошему не приводит, сказано множество слов и написаны сотни статей. Но ни одна из девушек, получающих письма с зоны, не верит, что эти истории про неё.
    – В зоне я работаю учителем математики, - рассказывает Светлана Ильина. – Не знаю, что именно во мне вызывает в зеках желание поговорить по душам, но я в курсе всех их любовных переписок. В нашей зоне вся бумажная любовь – дело рук одного-единственного заключённого: он пишет такие письма за сигареты. А если кто и пишет сам, то в письме он непременно белый, пушистый и сидит по ошибке. Девочки, это всё неправда! Они ищут доноров, которые будут носить им с воли еду и табак! И как становится жалко тех дурочек, у которых пелена на глазах: вроде бы умные девчонки, а письма эти с голодухи по любви им совсем головы запудрили...
    Любовный писака творит послания, которые в сотнях экземпляров переписываются и рассылаются с изменением только имен, фамилий, и адресов. В таких письмах описываются будущие встречи партнеров и расхваливается красота своего тела и способностей к обольщению. Мастер-чтец со смаком зачитывает все это после отбоя, на сон грядущий.
    Комментарий психолога: «Это особая психология, женская. Далеко не любая девушка, находясь в здравом уме, выберет для себя такую участь. Здесь явно включаются иррациональные мотивы. Надо понять: что именно привлекает в отношениях с зэком? Видимо, девушка видит в этом свою миссию: «Он плохой, но я его своей любовью воскрешу и преобразую! Если я буду верной, если я его дождусь, он это оценит и станет другим человеком. В женской любви заложена материнская составляющая: «Он же страдает!» На этих струнах играют заключенные, вызывая жалость и заботу. Я бы назвал девичьи чувства к человеку за решеткой любовь-агапэ: мягкая, жертвенная, снисходящая любовь-жалость».

    Находясь в местах лишения свободы, в письмах родным, друзьям и подругам заключенный демонстрирует свою тюремную «просвещенность», «образованность», «элегантность» в выражении мыслей и чувств. Именно для этого переписываются стихотворные заготовки с поздравлениями, пожеланиями, признаниями, которые затем используются при написании писем на волю. «Пусть скалы и горы сойдутся, / Пусть высохнет в море вода, / Пусть солнце и звезды погаснут, / Но я не забуду тебя»,- в подобных формах выражают свои чувства в письмах к любимым зэки.

    Демонстрируя свое интеллектуальное превосходство над представителями властей и свободными людьми, заключенные используют в речи иностранные слова, афоризмы из Ницше и Шопенгауэра и др.. Афоризмы заучиваются наизусть и находят место на страницах тюремных альбомов. Так, в тетради рецидивиста были найдены изречения на английском, французском, латинском, итальянском языках, иврите.
Афоризмы вообще чрезвычайно популярны в местах лишения свободы. Ими испещрены стены штрафных изоляторов, ими украшают альбомы и блокноты, они постоянно мелькают в разговорной речи. Традиционные тюремные афоризмы выражают идеологию криминального мира: презрение к властям и всему людскому «стаду».  «"Что можно льву – нельзя собаке", "лучше быть последним волком, чем первым среди шакалов"», – утверждают зэки.
    Разнообразные фольклорные жанры широко представлены также в альбомах, песенниках, блокнотах заключенных. Альбомы своеобразно оформляются, песни и стихотворения, нашедшие место на их страницах, могут витиевато иллюстрироваться. В тюремные альбомы заключенные помещают стихотворения (сатирические, философские, политические, любовные), стихотворные заготовки для писем, специфические альбомные тексты, обращенные к читателям альбома.

    Герой, познавший вкус неволи, обращается в стихах и афоризмах к тем, кто не имеет этого знания, мир свободы при этом зачастую осмысливается им как развращенный и праздный. Сквозь альбомную поэзию проходит мысль о том, что вольный человек не способен понять зэка: «Ты не сидел, ты не был там/ Ты пил вино и трахал дам»

    Преступник всегда играет определенную роль, недаром выход на свободу заключенные сопоставляют с выходом на сцену. Выйти надо «красиво», и к этому «красивому» выходу зэк готовится заранее и готовит публику. В тюремных преданиях популярен сюжет о возвращении вора из тюрьмы. Попадая в обычный вольный мир, где к нему относятся с большим опасением, вор блистает приобретенными в тюрьме «аристократическими» манерами, произносит за праздничным столом тост на французском языке и читает стихи, такие как: «Я поднимаю свой бокал/ За тех, кто знает вкус неволи, / За тех, кто в жизни испытал/ Всю тяжесть арестантской доли».

    В завершение хотелось бы отметить, что современные технологии вкупе с  либерализацией режима отбывания заключения не могли не привнести  в тюремный фольклор большого количества новшеств.  В сети Интернет имеется множество различных ресурсов о местах лишения свободы и заключенных. Форумы и специальные разделы сайтов, посвященных тюремному фольклору,  обеспечивают этим ресурсам подавляющее большинство посетителей.  Сочетание возможностей онлайн-общения с субкультурой мест лишения свободы выводят тюремный фольклор на новый уровень, облегчая, как достижение «писателями» своих целей, так и внедрение его (тюремного фольклора) в «вольную жизнь» примерно таким же образом, как массовая «миграция» населения СССР через места лишения свободы в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века привнесла блатной жаргон в устную и письменную речь. 

Использованные источники:
1. http://www.ruthenia.ru/folklore/
2. http://www.justlady.ru/sex/
3. http://f5.ru/galyavud/post/118831
4. 5. http://www.syzo.ru/
6. http://www.tyurem.net/

    © Питон22
Специально для проекта «Империя Наносит Ответный Щелбан»